Карандашу традиционно не везет с концертами в Москве. Пара-тройка выступлений, которыми Денис Григорьев отметился до недавнего майского выступления, разочаровывали промоутеров крайне низкой посещаемостью. Концерт в клубе "Plan B" почти провалился по рекламе, хотя именно обещанием масштабной рекламной кампании Карандаша уговорили на сольный концерт. Да и тот факт, что этот отчет публикуется с опозданием почти на две недели позже положенного, видимо, тоже вынужденная дань "традиции". Тем приятнее отметить, что концерт оказался цельным и интересным...
Редкие и очень неудачные с точки зрения стиля афиши все-таки сработали. Перед концертом в "Plan B" выстроилась довольно внушительная очередь, которой доселе на выступлениях Карандаша не наблюдалось. Сам Денис говорил, что не отменять мероприятие его уговорили, сославшись на хорошую предпродажу. Хотя, кажется, даже хороший звук, за который он выбрал "Plan B" - все-таки больше рокерский клуб, уже не мог его убедить. Убедила Карандаша, видимо, публика, которой в этот вечер собралось около 400 человек – цифра более чем приличная для мероприятия со слабой рекламной кампанией. А вот звук, если честно, не всегда радовал.
Впрочем, публика из еды, то есть из звука, особого культа не делала. "Низов" иногда было слишком много. Голос Карандаша иногда тонул в звуке инструментала, но по настроению, по общему кайфу и атмосфере – шоу вышло едва ли не на пять с плюсом. Началось все еще с ди-джея, который выдал довольно мощный сэт в качестве разогрева, а потом... А потом продолжилось довольно солеными шутками Дениса и вокалистаЛенина, причем на тему, про которую в хип-хопе шутить не принято. Впрочем, если учесть, что в первой части концерта почти не было серьезной лирики, то вся эта тема с шуточками о "нежной мужской дружбе" была абсолютно логична. Пока нет серьезных поводов для подозрений – можно шутить.
Начали с "Прет" - мощного тестостеронового трека "Американщины", классического кача, ритмичной низкочастотной вибрации, которая с первого припева превратила зал в еще одного бэк-вокалиста, и еще в одного танцора. Поп-песня (хотелось бы настаивать именно на такой формулировке) "Встречай, Москва" - несомненная удача Карандаша, гимн довольного, но не зажравшегося буржуа, окончательно привела всю публику в состояние веселого отрыва, посреди которого даже серьезные и довольно сложные вещи воспринимались легко. Отдельной строчкой стоит упомянуть потрясающее умение Дениса контролировать зал, разговаривать с публикой, делать ее частью шоу, которое происходит на сцене. Карандашу удалось сгладить даже довольно непростой эпизод, когда он вдруг назвал Москву родным городом. Позже, правда, поправился: если я полюбил жену, это не значит, что я не люблю мать.
Пожалуй, первым более-менее серьезным номером концерта стал трек "Я не знаю". Но если говорить о музыкальной форме, то пафосной ее не назовешь. Она, скорее, ближе к той самой "Встречай, Москва" - довольно легкой, почти популярной в хорошем смысле слова, музыке. Серьезность появилась на "Из 90-х" - готовом манифесте 30-летних, поколении 90-х, уже накопившего за плечами некоторый груз естественных обязательств. Поколении, которое не попало в плавильный котел лихих девяностых, но задетом ими по касательной: в основном, уличными разборками и наркотиками. Но здесь, опять же, стоит отметить стихотворный дар Карандаша, который даже манифесты пишет не слоганами, а строчками. В манифестах обычно нет никаких деталей, а эти простые слова с элементами бытописания - именно то, что цепляет и подкупает.
Легкая разрядка в виде "Критиков", с разгоном темпа в куплете и снова – лирика. "Почему ты не спишь" - трущобный экзистенциализм, концентрированная трагедия взрослеющих школьников, переходящих из статуса "беззаботного подростка" в статус "бесполезного лоботряса". И снова переход к шуткам: "Пушка" - один из самых тонких выпадов в адрес мачисткого, фаллоцентричного хип-хопа, исходящего слюнями перед страхом кастрации. По крайней мере, ничем другим это не объяснить. Но терминологию в песню не засунешь, а тут с улыбкой и легким грувом можно посмеяться над теми, кто завидует школе жизни чернокожих братосов. Зал смеется вместе с Карандашом и Лениным, выставляя вверх ладони в форме пистолета, и стреляя в воздух по команде эмсис.
После двух треков наступает время гражданской лирики. Но в случае Карандаша трек, который по идее должен стать прокламацией, обрастает тем, что делает его по-настоящему хорошей песней: личными переживаниями, прожитым, а не продекламированным пафосом. Сложно, конечно, себе представить председателя Правительства Российской Федерации аплодирующего песне "Все любят Родину". Но не менее сложно представить, что выбор последнего воплотившийся в развесистой клюкве от Ромы Жигана, вызвал бы хоть долю того резонанса, который вызвала композиция Карандаша, исполнившего большую часть песни, стоя укутанным в полотенце. Это - личное. И только потому и зал, и публика воспринимает эту вещь, как свою. Как часть своего личного мира, в который государство при всей его пропагандистской агрессивности никогда не в силах будет вторгнуться.
И почти сразу опять переход от пафоса к шутке, от серьезной темы к иронии. "Шевели задом" - это такое кривое зеркало для песни "Пока мы в клубе", "Будущие мамы" и прочим мужланским рэп-хитам. "П…датый бит" - мощное резюме для всего концерта, на котором публика танцевала, делала пассы руками и подпевала артисту, которого зачислили в разряд лучших не только профильные издания и тусовка, а даже те, кто бесконечно далек от больших симпатий к жанру русского рэпа. Но и здесь Карнадаш довольно четко проставил акцент, выбрав в качестве последнего номера лирическую балладу "Берег и море" - одну из самых романтичных песен Дениса, обрамленную в этот раз припевами Ленина.
Отдельно стоит сказать о Ленине: с некоторых пор он стал органической частью проекта "Карандаш". Своими вокальными штрихами Ленин превращает всю концертную программу своего коллеги и друга в самое настоящее музыкальное шоу. Чего стоит хотя бы его сольная сверхудачная попытка воспроизвести один в один главый хит Madcon "Beggin"! Ленин на этом концерте стал тем идеальным актером второго плана, которых всегда отмечают "Оскаром" за умение воплотить месседж картины и, не заслонив главного героя, дать сути истории раскрыться на полную. Пожалуй, столь мощного тандема на российской рэп-сцене не было уже давно. Громкие аплодисменты публики, которую в этот раз лишили выхода на бис, но умудрились при этом не обломать, наконец-то подтвердили этот статус Дениса, который довольно давно вручен ему тусовкой и журналистами. Москва, которая так долго зажимала Карандашу свой респект, в этот раз выдала его с лихвой. Еще одна не самая приятная традиция, по счастью, оказалась прервана.
Ну, и напоследок, впечатления самого артиста из его официального блога: "В принципе, что касается концерта, то все прошло очень хорошо. Мы с Лениным отыграли почти без косяков и много импровизировали, публика была замечательная, впечатления превосходные. Я пару раз забывал слова в песнях, но это от счастья". Остается только добавить слова Виктора Гусева: "берегите себя".
1988 – Вячеслав Бутусов распускает «золотой» состав группы «Наутилус Помпилиус» »»
Ennio MORRICONE (1928)
George "Mojo" BUFORD (1929)
Hubert LAWS (1939)
Greg LAKE (1947)
Midge URE (1953)
Warren G. (1971)
Максим МЕЛЬМАН (1977)