Александр БАШЛАЧЕВ  "Башлачёв-50": все от винта!

В Москве прошёл фестиваль в честь юбилея легендарного рок-барда, которому 27 мая исполнилось бы 50 лет.

2010 год выдался богат на грустные праздники: свои юбилеи нынешней весной могли бы справить три музыканта, оставившие заметный след в истории русского рока. Это - Андрей "Свин" Панов, Майк Науменко и Александр Башлачев. В память о каждом из этих музыкантов руководитель лейбла "Отделение Выход" Олег Коврига совместно с творческим объединением "Второй Этаж" в лице Тимофея Сахно провел в Москве серию мини-фестивалей. Подобная инициатива вполне предсказуема - именно лейбл "Отделение Выход" выпустил подавляющую часть творческого наследия Свина, Майка и СашБаша. На вопрос, зачем вообще ему всё это надо, Олег Коврига ответил коротко и ёмко: "Мне показалось неправильным допустить, чтобы эти юбилеи прошли никак неотмеченными. Я посчитал нужным, что это надо сделать. И сделал!".

50-летие легенды советского панк-рока Андрея "Свина" Панова состоялось 23 марта в клубе "Икра". 18 апреля в "Главклубе" (бывший ДК им. Горбунова) прошёл фестиваль "Майк LV", посвященный 55-летию лидера рок-группы "Зоопарк" Михаила "Майка" Науменко. И, наконец, 21 мая пришёл черед провести в Центральном доме художника на Крымском валу юбилейный концерт "Башлачёв-50".

Конечно, нынешние российские рок-фестивали не так помпезны и масштабны, как двадцать с лишним лет назад, когда, например в ноябре 1988 г., на фестивале памяти Башлачева в "Лужниках" состоялся настоящий "парад звёзд". Легче назвать тех, кто по тем или иным причинам не принял участие в том легендарном концерте (это "Аквариум", "Nautilus Pompilius" и "Ноль"). Вдумайтесь: "Кино", "Алиса", "ДДТ", "Зоопарк", "Калинов Мост", "Нате", "Аукцыон", Андрей Макаревич, Юрий Наумов, Сергей Рыженко. Кроме характерных для тех времен бесконечных столкновений музыкантов и зрителей с милицией, концерт запомнился прорывом на сцену не допущенных к участию в концерте музыкантов "Аукцыона", ругательством Юрия Шевчука, отключением электричества группе "Кино". Известный журналист Илья Смирнов, автор нескольких книг по истории русского рока 80-х гг., вообще считает этот концерт событием, в котором только-только разрешённый рок-андерграунд в последний раз предстаёт как единое явление, как некая общность.

Cобрать сегодня в столице подобную "звездную обойму" куда сложнее (например, в Питере так и не удалось провести большой концерт памяти Майка), возможно, что-то изменится через два года во время празднования юбилея Виктора Цоя. Но вот провести серию концертов памяти Башлачева на местном, регионального уровня - пока еще возможно. И это полностью соотносится с башлачевской концепцией "времени колокольчиков".

На родине Александра, в Череповце, 27-28 мая проводится "Сашин день", первый большой юбилейный фестиваль, организованный журналисткой Светланой Куниной. В концерте, проводящемся на сцене ДК Металлургов 28 мая ожидаются выступления более двадцати участников, и среди них - "Калинов Мост", Юрий Наумов, и, внимание - Юрий Шевчук. Также на днях должен выйти трибьют Башлачёву "Пляши в огне".

А в Москве фестиваль памяти Башлачева прошел в Центральном доме художника на Крымском валу на неделю раньше юбилея - 21 мая. Олег Коврига так прокомментировал эту ситуацию:
"Изначально концерт был запланирован на 28 мая, но выяснилось, что весь конец мая ЦДХ отбирает под конференции, и осталась только одна возможная дата – 21 мая. Этот перенос привёл к тому, что "Отделение Выход" не успел напечатать тираж нового релиза Александра Башлачёва – тройного бокс-сета "Вечный Пост". В него, помимо самого альбома, записанного на Николиной Горе у Александра Липницкого, войдёт живая запись концерта в Пущино, примерно того же времени (там буквально пара недель разницы) и с тем же материалом, но исполнение кардинально отличается в лучшую сторону. Ни один фрагмент концерта в Пущино ещё не издавался. Когда десять лет назад мы выпускали антологию Башлачёва на семи дисках, запись этого концерта была просто неизвестна. К счастью, у нас есть Евгений Гапеев, пытливый и дотошный архивист, настоящая находка для отечественной культуры, и он отыскал людей, записывавших тот концерт. Но, так или иначе, но этот релиз скоро появится на прилавках музыкальных магазинов и будет доступен для заказа. Помимо этого, в ближайшее время мы планируем выпустить двойник "Третья Столица", где к известному, записанному в Ленинграде альбому будет добавлен концерт 19 мая 1985 г. в Москве примерно с той же самой программой".

Всего в программе московского фестиваля "Башлачёв-50" значилось 11 выступающих. Были среди них и признанные мастера, и просто хорошие известные музыканты, и совсём "тёмные лошадки", творчество которых продвигает лейбл "Отделение Выход". Честь открыть концерт была предоставлена Юлии Теуниковой, вышедшей на сцену вместе с легендарным виолончелистом Петром Акимовым. Музыканты начали, как говорится, "с места в карьер" – с очень удачного исполнения башлачёвского шедевра "Осень". Забегая вперед, скажу, что эта песня прозвучала по ходу концерта ещё один раз – её спел Олег Сакмаров, бывший музыкант групп "Аквариум" и "Ю-Питер", а в последнее время - участник групп "Сон Лемура" и "The СкаZки".

Далее выступил бард Андрей Козловский, известный, прежде всего, по многолетним выступлениям на Грушинском фестивале, и исполняющий музыку на стыке жанров авторской песни, рока и блюза. Сам Андрей родом из Вологодской области (г. Великий Устюг), так что с небольшой натяжкой его можно назвать земляком СашБаша. Мало того, Козловский был лично знаком с Башлачёвым, они оба дружили с Вячеславом Кобриным, лидером группы "Рок-Сентябрь", для которой СашБаш в начале 1980-ых писал свои первые тексты. Андрей Козловский периодически выступает дуэтом с мастером игры на этнических духовых инструментах Сергеем Клевенским. Планировалось их совместное выступление и в этот раз, но у Сергея не получилось быть в этот день в Москве. В результате Андрей выступил сольно под гитару, спел две своих вещи, а также исполнил "Рождественскую песню" Александра Башлачева - правда, с несколько измененной мелодией.

Следующие три сета были отданы музыкантам, выпускающимся на "Отделении Выход". Светлана Чапурина ("Дочь Монро и Кеннеди") хорошо знакома московской публике. В последнее время Светлана выступает нечасто, в этот раз с ней впервые сыграл новый басист. Два других участника – Максим Ляшко и Иван Чарушин, вышедший на сцену со своей группой "Дисфория", вообще практически неизвестны сколько-нибудь широкой публике. Ведущий концерта Олег Коврига, представляя Максима Ляшко, назвал его "скоморохом русского рока" и отметил, что интонации в песнях этого своеобразного музыканта имеют некоторые общие моменты с творчеством Башлачёва, особенно в части обращения со словами. Что касается Ивана Чарушина, то он получил от Олега Ковриги такой комментарий: "Иван Чарушин - очень харизматическая личность, он поёт, как настоящий юродивый. И мне это нравится".

Публика с большим интересом ждала выступления блюзового гитариста-виртуоза Юрия Наумова. Наумов и Башлачёв познакомились в Ленинграде в начале февраля 1985 г. Творчество Юрия Наумова имеет общие точки соприкосновения с наследием Башлачёва. Недаром фирма грамзаписи "Мелодия" планировала выпустить в 1988 г. пластинку, на одной из сторон которой должны были бы представлены песни СашБаша, а на другой – произведения Наумова. К сожалению, жизнь распорядилась иначе, и эта пластинка так и не вышла. Юрий Наумов – единственный из участников концерта в ЦДХ музыкант, принимавший участие в двух главных концертах памяти Башлачёва (в Питере 21 февраля 1988 г. и в Москве 20 ноября 1988 г.). Двадцать лет назад в Лужниках Юрий сыграл песню "Время Колокольчиков", прозвучали песни СашБаша и в этот раз. Сет Юрия Наумова состоял из четырёх номеров – двух собственных песен музыканта, написанных им в конце 80х: "Никак Не Похоже На Блюз" и "Ещё Один Электрический Блюз". Текст песни Башлачёва "Чёрные Дыры" Наумов прочитал без музыкального сопровождения, после чего исполнил "Хозяйку" - ещё один шедевр СашБаша. Можно с уверенностью сказать, что это стало одним из самых запоминающихся моментов фестиваля.

Дальше – больше. На сцене появился дуэт замечательных исполнителей русского фольклора Сергея Старостина и Таи Краснопевцевой. В начале их выступления прозвучал жалобный стих "Было Солнце" с вышедшего в 2000 г. одноимённого альбома ансамбля "Волковтрио", затем Сергей Старостин спел песню собственного сочинения и народную песню про солдатку. И только в финале сета Сергей взял в руки гусли, а Тая – колёсную лиру. Исполнять вещи Башлачёва музыканты не стали, но по духу их выступление вышло очень башлачёвским. У Сергея Старостина была идея сделать песню Башлачёва "Ванюша", но он не успел подготовить эту сложную для исполнения былину. Хочется только пожелать уважаемому мэтру довести эту работу до конца, потому что "Ванюшу" именно в исполнении Старостина было бы услышать крайне интересно.

После ансамбля "Рада и Терновник", исполнившей блок собственных песен, на сцене появился лидер группы "Разные Люди" Александр Чернецкий. В дуэте с виолончелистом Петром Акимовым Чернецкий исполнил три песни из нового альбома "Разных Людей": заглавную вещь "Дороги", "15 Ножевых", "Песня взрослого человека", а завершил свой сет совершенно новой песней "Страна". Если большинство участников фестиваля (пожалуй, за исключением Юрия Наумова) предпочли выбрать для своих выступлений относительно спокойные песни, то выступление Александра Чернецкого получилось крайне эмоциональным и носило подчёркнуто социальный характер. Публика ревела от восторга!

То, что финальную точку концерта в честь юбилея СашБаша поставил такой позитивный по настрою музыкант, как Михаил Башаков, было очень правильным и удачным решением. Очень немногие музыканты способны настолько быстро установить благожелательный контакт практически с любой аудиторией так, как это может сделать Михаил Башаков. Что было особенно важно в случае юбилея такой трагической фигуры русской культуры, как Александр Башлачёв, зрители покинули фестиваль с максимально положительным настроем. Как это обычно бывает, фестивальная программа всё же несколько не уложилась в установленные временные рамки. "Можно ещё две?" - с надеждой вопрошал Башаков организатора концерта Тимофея Сахно. "Нет, Миша! Пой последнюю!" - грустно отвечал Тимофей, вокруг которого уже плясали спешащие домой сотрудники ЦДХ.

Зал Центрального дома художников как нельзя лучше подошёл для проведения фестиваля. Конечно, хотелось бы видеть на концерте абсолютный аншлаг, но и без того - фестиваль посетило достаточно много зрителей, и это была очень благодарная аудитория. Это был хороший, достойный день рожденья. Юбиляр был бы доволен.

27.05.2010, Александр НИКИТИН (ЗВУКИ РУ)

Александр БАШЛАЧЕВ - свежие публикации:

Сайт: www.bashlachev.org

Александр БАШЛАЧЕВ

Александр Башлачев - советский поэт, рок-музыкант.

Дата рождения:

27 мая 1960

Подробности из жизни:

Александр Николаевич Башлачев родился 27 мая 1960 года в Череповце в семье учительницы химии и начальника цеха металлургического завода. После окончания школы в 1977-м Башлачев год проработал художником на Череповецком металлургическом комбинате, а в 1978-м поступает на факультет журналистики в свердловский Уральский государственный университет, где проучился до 1983 года.

В студенческий период Башлачев пишет первые тексты для череповецкой группы "Рок-Сентябрь", учится играть на гитаре и знакомится с русским и зарубежным роком, в это же время встречается с тогда еще неизвестным начинающим музыкантом Юрием Шевчуком. Позже в одном из интервью он расскажет, что наибольшее влияние в начале 80-х на него оказали песни группы "Аквариум". В этот период Башлачев пишет свои первые известные песни - "Поезд №193", "Грибоедовский вальс", "Черные дыры" и др. Кстати, поезд №193 - поезд Свердловск-Ленинград, на котором Башлачев часто ездит из университета в Череповец, где, после года…

Далее... →