Пока Земфира и Esthetic Education отдыхают, неутомимый Дмитрий Шуров придумал новый проект – Pianoбой. Прекрасные две пятых коллектива – родная сестра лидера Ольга Шурова, а также мулатка Лида Тутуола. Под знамена нового бэнда призваны студент-философ-гитарист Александр Друганов и человек с богатой мимикой и богатым прошлым - Андрей Надольский, экс-барабанщик Звуков Му и Жанны Агузаровой.
Новые песни рождаются прямо в ходе концертов, Шуров играет и поет Джона Леннона ("Working class hero"), Radiohead ("15steps", "Creep") арии из собственной оперы "Лея и дракон". Выходя на бис, сетует, что своих песен пока мало, и переходит к вечным ценностям - "Eleanor Rigby" и "Follow the sun" (РАО на него нет!) В ближайшем будущем планируются концерты в России, один из них – в Москве на фестивале AVANT Fest 23 мая.
Звуки.Ru: Дима, как возник Pianoбой?
Дмитрий Шуров: Есть такой дизайнер Алена Ахмадулина, которая делает очень провокационные показы. Она искала серьезного композитора для своих шоу и почему-то решила, что серьезный композитор – это я. Мы на протяжении полугода готовили разные концептуальные композиции. Например, один из показов проходил под русскую оперу в обработке. Потом я понял, насколько мне нравится музыкальный результат, и решил продолжить этот музыкальный эксперимент в проекте "Pianoбой".
Звуки.Ru: И насколько это для Вас серьезно?
Дмитрий: Сейчас это - всё, чем я занимаюсь. Мои друзья и соратники не дадут соврать: мы просто истязаем друг друга.
Звуки.Ru: Даже сестру истязаете?
Дмитрий: Ну, в этом смысле Pianoбой - вообще семейный бизнес.
Например, именно Сашина сестра, Маша Друганова, которой 14 лет, полностью нарисовала наш клип «Смысла. нет». У меня была такая мечта – создать клип из рисованных рисунков к «Маленькому принцу», но я не очень понимал, как это сделать. Я пошел к гениальному художнику и декоратору Саше Друганову. Не этому, который рядом сидит, а Друганову-старшему. Мы выпили коньяку, начали что-то там рисовать, но как-то уж слишком претенциозно выходило всё. А потом он показал мне рисунки своей дочери. Она много рисует карандашом в тетрадках, не задумываясь о цели и смысла рисования. Вот это и являлось тем "искусством в чистом виде", которое мы искали.
Звуки.Ru: Отсутствие бас-гитары (лишь в нескольких песнях на ней играет Ольга) – это сознательный ход? Или не нашлось подходящей кандидатуры на роль басиста?
Дмитрий: У нас в группе целых две подходящих кандидатуры - Саша и Ольга. С момента начала тура (с конца февраля – прим.) у нас появилось 5 новых песен, которые доделываются на ходу, во всех есть бас-гитара. Вообще, нас пятеро, но роли каждого музыканта на сцене ещё не окончательно ясны. Пока мы много экспериментируем друг с другом.
Звуки.Ru: Импровизация – наше все?
Дмитрий: О, да. Главный импровизатор нашего проекта играл раньше в группе «Звуки Му», а группа «Звуки Му» это одна сплошная импровизация, поэтому нам даже приходится где-то его сдерживать и бороться с этим.
Звуки.Ru: Роль вокалиста Вам нравится?
Дмитрий: Нравится, есть такое! Я занимаюсь с преподавателем, и чем дальше занимаюсь, тем больше мне нравится. Пение - это же не просто пение, но это ещё и дыхание, это работа лица, осанка, очень много всего. Как-то раз на уроке у меня был момент такой интересный, когда даже у меня вдруг открылось дыхание. Я сознание практически потерял. У меня было такое чувство, как будто я не дышал раньше, вот вообще никогда в жизни и вдруг задышал…
Звуки.Ru: Назовите, пожалуйста, три отличия Вашей оперы "Лев и Лея" от сказки "Петя и Волк".
Дмитрий (смеется): Во-первых, Петя увлекается футболом, а мой Принц - Принцессой. Во-вторых, в моей опере нет такого откровенного хэппи-энда - добро не побеждает зло, а, скорее, они сливаются в экстазе. Вообще, помимо вселенской любви, одна из ключевых идей оперы - перерождения добра в зло и наоборот.
А еще в «Петя и Волк» есть чтец, а в «Лев и Лея» - действительно поются арии.
Звуки.Ru: Либретто оперы – пока секрет?
Дмитрий: Нет, не секрет, за исключением финала, где всё становится с ног на голову.
Юноша-принц, у которого в детстве пропал без вести отец (отправившийся на борьбу с Драконом), видит каждую ночь во сне Принцессу и решает отыскать её, а заодно и своего отца. В пути его ждёт множество испытаний. Принцесса (красавица, всю жизнь прожившая в замке у Дракона и окружённая его олигархической любовью) слышит Принца сердцем, но глазами видит каждый день Дракона, полного любви к ней. После цепи событий все герои встречаются - и вот тогда начинается самое интересное. В опере есть момент, похожий на одну из сцен в "Звёздных Войнах". С музыкальной точки зрения, моя опера ближе к Bjork, нежели к Прокофьеву.
Звуки.Ru: Дмитрий, а каким образом в русско-украинский менталитет проекта Pianoбой вписываются Radiohead и Beatles?
Дмитрий: Помимо того, что я очень люблю две эти группы, они для меня ещё и олицетворяют две разные эпохи. The Beatles - это любовь в чистом виде до появления мобильных телефонов и пластической хирургии (и, вообще, хирургии в музыке), так что они впишутся в абсолютно любой менталитет. Radiohead - это всё, от чего пытается спрятаться современный человек. Хотя они редко бывают буквальны, в их музыке есть какой-то всепроникающий вирус правды, от которого у большинства людей волосы дыбом. Том Йорк поёт "you used to be alright, what happened?" - и любой человек понимает, о чём идёт речь.
Звуки.Ru: Вы еще параллельно работаете над сольным альбомом… Как Вы считаете, обязательно ли сейчас музыку исчислять в единицах измерения "альбом" и издавать на CD? Выпуск жестких носителей имеет смысл в наше время?
Дмитрий: Думаю, в выпуске CD уже нет смысла. Честно говоря, я никогда их не любил, это что-то мёртвое и недолговечное, так что диски я провожаю без сожаления. Другое дело - плёнка или пластинки. В них всегда будет смысл, потому что каждое прослушивание - это что-то новое, живое. У меня есть кассета Denon, на которой записано, как я пою в 2 года песню "Одесса-Мама". Думаю, диски столько не живут. Вообще, у меня цифровой звук вызывет головную боль. А когда я слушаю Thriller на виниле, у меня все чакры пляшут.
Звуки.Ru: Вы рассказывали, как записывали музыку в самолетах, поездах, на тель-авивском пляже. Наверно, были еще какие-нибудь экзотические сессии?
Дмитрий: Пожалуй, самая экзотическая запись была в инфекционном отделении Октябрьской больницы города Киева, где я лежал с малярией, которую подцепил в Марокко. У меня был сильный жар, ко мне non-stop водили интернов, как в обезьянник, а я сидел и в микрофон от ноутбука рычал странные песни. Мало кто это слышал, но если в нашей стране снимут фильм, сопоставимый с "Полётом над гнездом кукушки", нужно будет обязательно использовать.
Звуки.Ru: На Zемфира.Live.2 Земфира произносит: "Все, возможно, могло быть иначе, если бы не эти твои, Шуров, аранжировки!" Что бы это значило?
Дмитрий: Это, скорее, вопрос к Земфире. Я чувствую, что она имела ввиду нечто большее, чем набор партий в песнях.
Звуки.Ru: С Земфирой сейчас сотрудничаете?
Дмитрий: Сейчас нет. Бывает плотная творческая деятельность, а бывает плотный творческий отдых. Так вот сейчас у нас - второе. В дальнейшем я с ней с удовольствием буду продолжать сотрудничество, потому что я уверен, что мы не всё друг другу сказали. Просто нужен был какой-то такой момент отдыха.
Звуки.Ru: Возможно, есть конкретный инструмент, в который Вы влюблены? Это
пианино или синтезатор, его марка? Вы однолюб? Изменяли?
Дмитрий: Самый потрясающий рояль, на котором я играл, стоял в Луганске (или Днепропетровске? уже не уверен) в гримёрной дома культуры. Он был завален тряпками, у него не было одной ноги, но он звучал густо, как ночное море. Когда мы записывали альбом "Werewolf", я играл на рояле Bechstein, который, согласно истории, звучит в Bohemian Rhapsody. На пластинке написано: "Freddie Mercury, Bechstein Debauchery". А своё пианино Petrof я то люблю, то ненавижу. Вообще, я за полигамию в этом вопросе.
Звуки.Ru: На концерте в Киеве в порыве страсти Вы чуть не убили рояль…
Дмитрий: Скорее, мы с роялем слились в экстазе. Там сломалась стойка, и, в общем, рояль сам упал, а я на него сверху просто прилег. А на нас прилегли бокалы (смеется). А первый концерт вообще проходил в настоящем заброшенном доме с привидениями, очень интересном киевском месте – "Шоколадном доме". Да, у нас ведьминские концерты чуть-чуть, потому что у меня есть две ведьмы в коллективе…
Звуки.Ru: Ну, это лишь один эпизод, который уже стал легендой. А в целом шабаш, в который Вы грозитесь превратить каждое выступление Pianoбоя, получается довольно интеллигентным. Вопрос: мешает ли в рок-н-ролле хорошее воспитание?
Дмитрий: Конечно, есть более испорченные люди, чем я. Хорошее воспитание никогда не помешает. А рок-н-ролл - он либо есть от рождения, или нет.
Дата рождения:
1 января 1981
1993 – Умер композитор и джаз-роковый виртуоз Фрэнк Заппа. Перед смертью он не успел закончить свой шедевр - альбом, который должен был быть записан целиком под водой »»
Jeff BRIDGES (1949)
Cassandra WILSON (1955)
JAY-Z (1969)
Robby VALENTINE (1969)
Ferry CORSTEN (1973)