ДЮНА  Подмосковная криптография

"Закон природы" от группы "Дюна" представляет собой уникальный артефакт эпохи, разгадать все загадки которого нам не позволяет узость мышления и недостаточная погруженность в практику околомузыкальной стеганографии.

В XVI - XVII веках в Европе активно распространялась практика стеганографии, когда в текстах и гравюрах, на первый взгляд, безобидных произведений (например, плутовских романов) содержалась информация революционного, а порой даже каббалистического толка. Нужно было просто уметь читать текст внимательно, выделять из него правильные слова, фразы, символы и должным образом их истолковывать. В итоге подготовленному читателю открывался скрытый метатекст.
Попытки создания подобных стеганографических произведений в области музыки также известны - существует более сотни толкований битловской "Revolution #9", ни одно из которых, правда, не было признано самими битлами в качестве истинного. Сами понимаете, разумный меломан вряд ли поверит в то, что эта великая композиция представляет собой всего лишь набор звуков, смикшированных Джоном Ленноном (John Lennon) на собственном чердаке в разгар очередного кислотного трипа. Но практика музыкальной стеганографии, видимо, перекочевала и в российскую поп-музыку начала XXI века. Судите сами.

Когда на Звуки попала очередная (2008 года выпуска) запись Дюны, ожидать от нее можно было чего угодно - и околосоциальных баек в стиле "Борьки-Бабника", и веселых припевок абсурда в стиле незабвенной "Страны Лимонии", и саундтреков к мультфильмам собственного производства в стиле "Корефаны". Но, поставив диск в проигрыватель, мы были воистину поражены, не сказать больше - шокированы.

Конечно, понятия "музыка" и "аранжировка" к вокально-инструментальному ансамблю под руководством главного долгопрудненского барабанщика Виктора Рыбина не применимы a priori. Но мы не ищем в записях "Дюны" музыкальных откровений,- мы ищем в них, прежде всего, ритмичное сопровождение для поедания тараньки под холодное "Жигулевское". Однако уже при прослушивании первой композиции "Наши Лучшие Годы" таранька мгновенно теряет вкус холодного копчения, а "Жигулевское" перестает пениться (проверено опытным путем). В этот момент поневоле начинаешь вслушиваться в тексты песен и приходишь к выводу, что перед тобой - какое-то странное, зашифрованное послание, смысл которого ты не можешь разгадать в силу недостаточной интеллектуальной подготовки. На эту же мысль наталкивают запредельные по сочетанию рифмы: "ушли-не пришли-прошли". Поскольку рассматривать подобные тексты в качестве серьезных произведений, вышедших из-под пера коллектива с почти двадцатилетним эстрадным стажем, невозможно - мы снова приходим к выводу, что перед нами - интертекстуальное творение, требующее вдумчивого анализа.

Дальше - больше. В череде персонажей песен появляются странные субъекты, среди которых доминирует антропоморфная "Фея Синих Глаз", дальнобойщики, с непонятной мотивацией путешествующие по всей России от Сочи до Рязани, попадающие в разные переплеты вопреки предупреждениям по радио ("Новость на FM"), тугодум Томас, песня про которого поется с плохо имитированным прибалтийским акцентом, и, наконец, существо, биологическую принадлежность которого вся редакция Звуков не смогла определить коллективно - "собарик маленький по кличке Хендехох". Бесспорно, что при таком нагромождении образов и символов (вероятнее всего, эзотерического содержания) новая запись Дюны требует куда более пристального изучения - возможно, с привлечением лучших умов современной криптографии и психиатрии.

Звуковое полотно на пластинке поражает не меньше полотна текстового. Уши подвергаются воздействию то плохо синтезированных ритмов, словно восставших из небытия дискотек 80-х ("Учитель Танцев"), то лиричных переборов струн гитар производства шиховской фабрики ("Лист Кленовый"). В какой-то момент включаются искаженные разнообразными фильтрами сэмплы голоса супруги г-на Рыбина - Натальи Сенчуковой. Нет никаких сомнений, что эта эклектика преследует только одну цель - погрузить слушателя в состояние транса, добраться до его мозговой подкорки и произвести необходимые воздействия.

Возможно, перед нами - уникальный образчик нейро-лингвистического программирования отвращения мужской части населения страны от традиционных форм культурного досуга. Рефрен песни "Рыбалка", сообщающий нам о том, что "утром, ночью и даже днем много курим и много пьем", вероятно, направлен на скорейшее уничтожение лесок, спиннингов, бредней и сеток как объектов, влекущих за собой безостановочное спаивание населения. Когда рефрен повторяется более десятка раз - неудивительно появление в российских городах и селах сотен женщин, злобно ломающих рыболовные снасти, дабы оградить своих мужей, братьев, зятей и сыновей от этого пагубного занятия, негативно влияющего на состояние печени и желудочно-кишечного тракта.

Не следует исключать и наличия в песнях "Закона природы" магического приворота, направленного на усиление сексуального воздействия на лиц противоположного пола. Как иначе можно толковать слова: "не колбасит меня от попсы, не колбасит меня от колбасы, а колбасит меня от тебя, потому что ты - не резиновая" ("Не Колбасит"). Эту версию подтверждает и обложка диска, где Виктор Рыбин предстает в образе подмосковного мачо в лиловых очках со странной силовой линией, проходящей между кистями его рук в точном соответствии с древним стеганографическим принципом clavis Gerbio, отражающим движение взгляда по картине. Кроме того, не ясен набор стилизованных под искаженную латынь фраз в песне "Макаронэ" - при проигрывании этой композиции на различных скоростях не исключено спонтанное появление архаичных демонических сущностей.

К сожалению, современная философская мысль пока не в состоянии расшифровать это в высшей степени загадочное аудиопослание. Полагаем, что оно станет предметом предметного изучения ученых последующих поколений. Пока же Звуки просят читателей воздержаться от примитивного прослушивания диска, во избежание возникновения психологических, социальных, интеллектуальных и психосоматических катастроф.

Post Scriptum. Проанализировав официальный сайт группы "Дюна", Звуки выяснили, что бумеранг сансары вернулся к создателям аудиопсихотропного оружия, о чем группа ничтоже сумняшеся, сообщает в записи от 15 февраля 2010 года: "Теперь о Дюне. Дюна забыла лозунг "Репетирует тот, кто играть не умеет". Дюна теперь регулярно репетирует, потому что концертов нет. Люди, куда вы делись? Где вы, люди? Вы не хотите больше слушать нашу музыку? Ну понятно, корпоративки закончились, но остальные-то, вы где? Мы вас ждём! Пора на концерты приглашать. А то кушать хочется. Мягко говоря, жрать нечего уже..."

Таким образом, перед нами еще один пример того, насколько чревато бывает заигрывание с разнообразными оккультными практиками. Пожалуйста, будьте бдительны!

04.05.2010, Павел СУРКОВ (ЗВУКИ РУ)

ДЮНА - свежие публикации: