STEELY DAN  СПРАВКА

Уолтер Беккер и Дональд Фейген познакомились в колледже в самом начале 70-х. Беккер играл на гитаре, бас-гитаре и пел, Фейген пел и играл на клавишных. Их объединила страсть к литературе битников,...

Уолтер Беккер и Дональд Фейген познакомились в колледже в самом начале 70-х. Беккер играл на гитаре, бас-гитаре и пел, Фейген пел и играл на клавишных. Их объединила страсть к литературе битников, джазу и черному юмору. Под псевдонимами "Густав Малер" и "Тристан Фабриани" они выступали в составе поп-группы "Jay and the Americans". После удачного дебюта - они сочиняли саундтреки -Беккер и Фейген некоторое время писали песни для музыкантов ABC/Dunhill Records, пока на них не наткнулся продюсер Гарри Кац. Он и убедил их создать собственную группу.

Из множества названий (100 из предлагавшихся вариантов можно увидеть на официальном сайте группы www.steelydan.com) Беккер и Фейген выбрали название фаллоимитатора из романа Уильяма Бэроуза "Голый завтрак". Их первый альбом "Can't Buy a Trill" (1972) был немедленно замечен - он не вписывался ни в какие стандарты или стили. Две песни оттуда сразу же стали хитами: "Reelin' in the Years" и "Say It Again" - с невероятным соло Джеффа Бакстера (гитаристы вздохнут при одном упоминании этого имени) на электроситаре в латино-поп-рок-джаз-бредово-психоделическом-но-не-Запповском стиле. (Для фанатов гитары: его транскрипцию можно найти в журнале Guitar Player за декабрь 1994 года - в этом журнале периодически печатаются лучшие гитарные соло всех времен и народов, помимо прочей полезной и интересной информации.)

Второй альбом, "Countdown to Ecstasy", вышел в 1973 году, после тяжелого турне. Музыканты утверждали, что турне оказалось неудачным, хотя критики приписывают это невероятной требовательности к себе всех участников "SD". На каждом концерте они старались достичь студийного качества звука. Песни альбома записывались, фактически, в промежутках между концертами, что по мнению Ф. и Б. дало музыке очень живое и свежее звучание. Классика этого альбома - "Showbiz Kids", "My Old School" и - исполняемая на бис с 1973 года и поныне - "Bodhissatva".

"Pretzel Logic" - альбом, в котором Дональд и Уолтер, по требованию продюсеров, пытались сделать песни "покороче и более доступными для публики". Социальный заказ, впрочем, так не был выполнен, хотя альбом, как и все остальные у Steely Dan, разошелся триумфально. "Rikki Don't Lose That Number" с тех времен исполняется бесчисленным количеством певцов и групп.

После выхода альбома начались новые гастроли, которые заставили Беккера и Фейгена серьезно задуматься над дальнейшим направлением работы группы. Уже невозможно было не замечать абсурдность ситуации, при которой "SD" выступали на разогреве у групп, которые не могли даже сравниться с ними по уровню. Многие из этих основных команд играли крутой heavy metal, и фанк-джаз-роковые гармонии и текстовые навороты не вполне соответствовали духу концертов и настроению фанов. (Из недавней стаьи в "The Washington City Paper": "С точки зрения музыки, Фейген и Беккер - не особо приятные персонажи. Их ритмы и мелодии - усложненные, изощренные и элитарные, припевы в песнях - неоднозначные и утонченные, что же касается стихов, они так же непонятны, как случайно услышанные слова незнакомых тебе людей, сказанные про их друзей".)

Беккер и Фейген приняли решение сосредоточиться исключительно на студийной работе, и с 1974 по 1993 год концертов у музыкального образования "Steely Dan" не было. В 1975 году вышел альбом "Katy Lied". Из широко известных вещей там была песня "Black Friday". Альбом склонялся скорее к джазу, чем к року. Однако, несмотря на его успех, перфекционисты Беккер и Фейген сочли, что им не нравится звук этой записи (по их мнению, запись производилась на дефектный многоканальник), причем настолько, что они отказались даже отслушивать сведенный материал.

"The Royal Scam" вышел в 1976 году. Хотя там не было ярко выделяющихся хитов (только "Haitian Divorse" заняла какие-то места в английских чартах), это - самый "гитарный" альбом в их творчестве, и один из самых знаменитых своими гитарными партиями альбомов вообще. В "SD" всегда играли необыкновенно яркие и не похожие друг на друга гитаристы: Dean Parks, Rick Derringer, Denny Dias, Elliot Randall, Jeff "Skunk"Baxter... Но в этом альбоме тандем двух идолов - "басиста басистов" Чака Рэйни (Беккер играл на гитаре) и "гитариста гитаристов" Ларри Карлтона позволил создать музыку, магию которой теперь изучают в музыкальных вузах всего мира.

В той же самой "Haitian Divorse" соло гитары с квакушкой стало прорывом за пределы стандарта, который своим гением создал Бессмертный Джими, и который на все лады перепевали последующие поколения гитаристов. Кажется, что для музыкантов "Steely" не существует авторитетов, - при этом они виртуозно ориентируются в любых стилях и цитируют их идиомы с присущим им ехидством и отсутствием пиетета.

1977. "Aja" Без комментариев. Грэмми. Такое собрание имен выдающихся музыкантов - об этом еще будут писать в учебниках истории ("Роналд Рэйган - политический деятель эпохи Стива Гэдда"). 10-минутные композиции (песнями это назвать трудно) - от заглавной, напоминающей чем-то ambient "Aja" и почти дисковой "Peg" (партия баса Чака Рэйни дала начало новому стилю игры) - до финальной фанковой "Josie" (я не видел человека, который был бы способен спокойно усидеть на месте, когда играет эта вещь).

В процессе работы над альбомом группа записывает заглавный трек к фильму FM. Не вошедшая в альбом, эта вещь сама по себе является шедевром. Сухая ирония текста дублируется неповторимым по своей лаконичной точности саксофонным соло, которое убивает наповал нарочитым кажущимся "пофигизмом неудачника", подчеркнутым отказом выставлять свои эмоции напоказ (что часто является для саксофонистов непреодолимым соблазном), и от этой сдержанности и партия, и игра становится еще мощнее.

Альбом "Gaucho" (1980) - вершина иронии ("Gaucho", "Hey Nighteen", "My Rival") и, одновременно, способности глубоко понимать и сопереживать, казалось бы, совершенно чужим и далеким людям ("Third World Man"). Диск, по иронии судьбы, не был бы записан - Фейген и Бекер решили, что с них хватит совместного творчества, но фирма грамзаписи настаивала, что по контракту они должны им еще один альбом. Когда запись была окончена, разразился скандал по поводу того, что бюджет, выделенный на запись, серьезно перерасходован. Но скандал быстро затих, как только, вскоре после выхода, диск стал платиновым.

Фейген отправился в Нью-Йорк, где выступал с разными музыкантами и записал два бесспорных шедевра - "Nitefly" (продюсер Гарри Кац) и "Kamakiriad" (продюсер - Дональд Беккер). Беккер же переехал на Гавайи, где писал и продюсировал чужую музыку. Впрочем это, по его собственным словам, ему так надоело ("появляется зуд - "я бы здесь сделал все совершенно по-другому!"), что он записал собственный сольный альбом - "11 Tracks of Whack".

В 1992 году Беккер и Фейген не смогли избежать стремления снова работать вместе, - и играть концерты. Их триумфальное турне 1993-94 годов представлено на CD "Alive In America" (1995). Созвездие музыкантов, прекрасный звук, изощренные аранжировки и блестящие импровизации... Со времени выхода этого концертника музыканты работают вместе. Очень медленно и трудно они двигались к выпуску первого с 1980 года альбома с новым материалом. Он выходит в свет 29 февраля.

24.02.2000, Борис ЛАБКОВСКИЙ (ЗВУКИ РУ)

STEELY DAN - свежие публикации:

STEELY DAN

Уолтер Беккер и Дональд Фейген познакомились в колледже в самом начале 70-х. Беккер играл на гитаре, бас-гитаре и пел, Фейген пел и играл на клавишных. Их объединила страсть к литературе битников,...

Подробности из жизни:

Уолтер Беккер и Дональд Фейген познакомились в колледже в самом начале 70-х. Беккер играл на гитаре, бас-гитаре и пел, Фейген пел и играл на клавишных. Их объединила страсть к литературе битников, джазу и черному юмору. Под псевдонимами "Густав Малер" и "Тристан Фабриани" они выступали в составе поп-группы "Jay and the Americans". После удачного дебюта - они сочиняли саундтреки -Беккер и Фейген некоторое время писали песни для музыкантов ABC/Dunhill Records, пока на них не наткнулся продюсер Гарри Кац. Он и убедил их создать собственную группу. Из множества названий (100 из предлагавшихся вариантов можно увидеть на официальном сайте группы www.steelydan.com) Беккер и Фейген выбрали название фаллоимитатора из романа Уильяма Бэроуза "Голый завтрак". Их первый альбом "Can't Buy a Trill" (1972) был немедленно замечен - он не вписывался ни в какие стандарты или стили. Две песни оттуда сразу же стали хитами: "Reelin' in the Years" и "Say It Again" - с невероятным соло Джеффа Бакстера…

Далее... →