Форум NAMM

В Лос-Анджелесе в течение четырех дней проходило одно из самых важных событий музыкального мира - форум американской Национальной Ассоциации Торговцев Музыкальными Товарами (NAMM). На форуме была...

В Лос-Анджелесе в течение четырех дней проходило одно из самых важных событий музыкального мира - форум американской Национальной Ассоциации Торговцев Музыкальными Товарами (NAMM). На форуме была представлена, конечно, не только продукция США - и канадские усилители Yorkville, и тарелки Sabian, японские Sony (все, что угодно - от записывающей аппаратуры до звуковых карт), Akai (от процессоров до EWI), Yamaha (гитары, духовые инструменты, процессоры, записывающая аппаратура, пульты, усилители-колонки, барабаны, рояли и цифровые клавиши, в общем, все, что может потребоваться музыканту, - кроме, разве что, знаменитых мотоциклов), английские Vox (на их усилителях и гитарах играли еще Битлз, их квакушка - это звук Хендрикса), итальянские тарелки UFIP и швейцарские Paiste. Да, усилители, естественно, на китайских и российских (гордость отечественного производителя!) лампах. Почему? Из этого не делают секрета. Просто если соблюдать законы по охране окружающей среды, принятые в США и других западных странах, а также трудовое законодательство, то получится, что себестоимость одной лампы зашкаливает за $200. Поэтому известные фирмы предпочитают закупать лампы в тех странах, где их себестоимость - порядка $2, а потом осуществляют тщательную проверку и, соответственно, наносят надпись "USA". Сами производители (например, знаменитый Wirlwind) пишут об этом в своей рекламе.

Но вернемся на зимнюю NAMM-2000. Здесь собрались производители, представители торгующих фирм, дистрибьюторы и - главное - музыканты. Их голос наиболее важен, поскольку именно они предсказывают, и во многом, определяют, что будет пользоваться спросом и, соответственно, какое звучание будет модным. Серьезные фирмы приглашают на этот форум своих эндорсеров - музыкантов, играющих на инструментах именно этой фирмы за то, что их бесплатно снабжают инструментами. Часто эти музыканты сотрудничают с мастерами в процессе создания новой модели инструментов. Из наиболее известных эндорсеров можно вспомнить Карлоса Сантану (его базовый PRS в магазине идет за $6000+), барабанщика Терри Бозио - ему Drum Workshop помогает организовывать учебные семинары; покойный Джако Пасториус вдохновил Ларри Хартке на создание знаменитых усилителей и динамиков, отличающихся необычайно жестокой и резкой четкостью (сегодня их представляют басисты от Аэросмита и Stu Hamm'а, играющего у Сатриани, до Steve Lewinson - это Spice Girls и Simply Red). Во всех магазинах можно увидеть плакаты с краснобородым Dimebag Darell'ом (Pantera) и застенчивым Bakiti Kumbalo - это гитары и басы Washburn... Мы говорим "Marshall" - подразумеваем Jimi Hendrix.

Но не все эндорсеры сохраняют верность своим фирмам. Неподражаемый Джордж Бенсон появляется на людях со своим именным Ибанезом, а пишется на Гибсоне. Фли из Red Hot Chili Peppers, неоднократно признаваемый лучшим фанк-басистом года, в свое время представлял Music Man, последние пару лет рекламирует Modulus (как у Максима Покровского), а недавно публично заявил, что все отдаст за старый, "до-CBS-овский" Fender Jazz Bass. Лицо "Ямахи" с плакатов, рекламирующих басы серии TRB - Джон Патитуччи - сольные вещи, где все-все прослушивается особенно четко, играет на 6-струнном Ken Smith, а учебные видео делает на 4-х струнном Sadowsky.

В этом году из наиболее заметных эндорсеров в выставке принимали участие Slash (ex - Guns'n'Roses), Fred Dust из Limp Bizkit, басист Michael Anthony из Van Halen, легендарный Grateful Dead'овский гитарист Bob Weir, пророк бас-гитары Victor Wooten (многие считают его наиболее виртуозным басистом, сделавшим следующий после Пасториуса скачок в басовой игре), бог фанка, отец Parliament'а и Funkadelic'а (P-Funk) Джордж Клинтон, Michael McDonald вместе с Doobie Brothers, Ray Charles, Patti LaBelle...

NAMM - это возможность тусовки и общения - формального, в секциях и круглых столах, и неформального - дизайнеров, музыкантов, звукорежиссеров, продюсеров, преподавателей. Что нового принес этот год? Во-первых, китайское вторжение. Качество китайской продукции неуклонно повышается, и если ранее использование китайских деталей и блоков в "фирменных" инструментах не афишировалось, то в этом году китайских товаров, особенно микрофонных компонентов и динамиков, гораздо больше, чем раньше, и американские компании открыто и с гордостью говорят об их использовании.

О динамиках. Возвращаются старые динамики Jensen - те, что стояли в ранних (сочных) фендеровских усилителях. Переиздание этих старых моделей началось в 1999 году.

Очень много внимания уделялось струнам, звукоснимателям, и, как ни странно, фурнитуре - кнопкам, переключателям, мелочам вроде отсеков для батареек - всем этим будут комплектоваться новые серии гитар. В этом году, как и в предыдущем, особое внимание уделялось недорогим, но качественным инструментам, особенно гитарам и басам, и усилителям, колонкам и комбо уменьшенного размера. Если раньше фирмы хвалились дорогими эксклюзивными инструментами для богатых звезд, то сейчас большее внимание уделяется клубным музыкантам - большая громкость и качество звука при размерах, позволяющих перевозить орудия производства в багажнике небольшого автомобиля.

На выставке прошло много джемов и несколько концертов, в которых приняли участие все приглашенные звезды (см. выше). Все это уместилось в четыре дня.

У нас аналог этого - выставки "Музыка Москва". Но если на западе представлены по большей части производители, то у нас - торговые фирмы. Avallon, Petroshop, Y&L, всех невозможно упомянуть. Большего внимания заслуживают наши производители - многие из них выпускают свои усилители и микрофоны исключительно на экспорт (например, Red Bear). А такое уникальное явление, как Ассоциация Музыкальных Мастеров России? Вы можете (на выставке же) приобрести инструмент работы, ну, например, легендарного Александра Соколова, из эксклюзивного дерева, с уникальной электроникой - по цене хорошей фабричной Ямахи. Кстати, эти отечественные инструменты на "их" выставках легко "убирают" знаменитые фирмы и бутики. У российских мастеров (пока) гораздо богаче возможности отбора дерева, и тщательность работы несравнима. Пока же, к сожалению, наши инструменты представлены у них в основном на конкурсах мастеров, а не на коммерческих выставках.

13.02.2000, Борис ЛАБКОВСКИЙ (ЗВУКИ РУ)