Дживан ГАСПАРЯН  Путь патриарха

Имя Дживана Гаспаряна известно во всем мире, он - один из самых популярных музыкантов, работающих в жанре world music. И пусть сегодня на мировых сценах выступают и другие известные музыканты, играющие на дудуке, и для них, и для всего остального мира "дядя Дживан" остается живой легендой, патриархом, человеком, навсегда вошедшим в музыкальную историю, более того – сотворившим одну из ее самых нежных глав. Звуки проследили творческий путь музыканта - от выступлений перед Сталиным до концертов с мировыми рок-звездами...

В 2001 году во время присуждения знаменитой американской кинопремии "Золотой Глобус" и у зрителей, и у критиков не было сомнений, кто же именно станет победителем в номинации "Лучшая оригинальная музыка". Фаворитом сразу же стал фильм "Гладиатор", музыка из которого была не сравнима с фильмами-конкурентами. Даже прославленный Эннио Морриконе (Ennio Morricone), номинировавшийся за музыку к фильму "Малена", назвал саундтрек к "Гладиатору" выдающимся произведением. Особенно впечатляла центральная баллада To Zucchabar, вокруг которой строилось все музыкальное полотно картины: печальная и протяжная тема, от которой на глаза невольно наворачивались слезы, передавала все чувства и эмоции героя, отважного римского воина, в результате придворных интриг ставшего простым гладиатором, и мечтающего вернуться домой… Под овации зала приз был вручен композитору Хансу Циммеру (Hans Zimmer), но слава досталась не только ему. Музыку к "To Zucchabar" написал армянский композитор и музыкант Дживан Гаспарян, имя которого широкой публике на тот момент еще не было известно – но уже вскоре газеты всего мира пестрели фотографиями невысокого седого человека с дудуком, маленькой дудочкой, звуки которой и поразили всех, кто смотрел "Гладиатора". Гаспаряну было 70 лет, когда он наконец-то обрел заслуженную мировую славу. Но его путь к всемирной известности был долог, труден и устлан отнюдь не розами…

Дудук или "плачущая флейта", как называют его на Западе, привлекла внимание маленького Дживана в далеком 1934 году, когда будущему великому музыканту было всего шесть лет. Музыка окружала Дживана с детства – в родной деревне Солаг, расположенной неподалеку от Еревана, как и полагается в армянских деревнях, музыка составляла обязательную часть жизни, была своеобразным ритуалом. Пели на свадьбах, на праздниках, даже на похоронах звучал грустный протяжный голос одинокого дудука… А маленький Дживан слушал – и очень хотел научиться играть так же, как окружавшие его старые мастера.

Свой первый дудук он получил в подарок от известного ереванского музыканта Маргара Маргаряна. Нотной грамоты Дживан не знал, ни о какой музыкальной школе в деревне Солаг и речи не шло, зато было желание научиться играть хотя бы немного похоже на тех музыкантов, которых Дживан видел и слышал день ото дня – народных дудукистов, чьи имена история не сохранила, но которые были великими уже просто потому, что их, затаив дыхание, слушал простой народ. И Дживан начал учиться играть – сам, пытаясь повторить манеру и технику вдохновлявших его народных музыкантов.

Но не все было безоблачным в детстве Дживана: умирает мать, уходит на фронт отец, а юный Гаспарян оказывается в детском доме. Но и там мальчик не расставался с дудуком. Он играет каждый день, по многу часов – и успех, закономерный, но все равно – неожиданный приходит к нему в 1947 году. Самодеятельный ансамбль, в котором солировал Дживан Гаспарян, отправляют на смотр искусств народов СССР в Москву. Дживан выходит на главные подмостки страны - на сцену Большого театра.

В правительственной ложе сидел сам Сталин. Сердце главы государства дрогнуло, как только он услышал звуки дудука – и сразу же после концерта он вызвал юного Дживана к себе в ложу, где подарил музыканту золотые часы "Победа"… А уже через несколько часов об успехе своего соотечественника говорил весь Ереван! На родину Дживан Гаспарян возвращался знаменитым.

Тем не менее, Дживан уже начинал понимать, что необходимо двигаться дальше, он уже перерос самодеятельность, и, если продолжать заниматься музыкой – надо переходить из стана любителей в число профессионалов. И Дживан Гаспарян отправился на прослушивание к знаменитому на весь Советский Союз Татулу Алтуняну.

Взглянув на маленького и худого Дживана (ему был 21 год, но выглядел он существенно моложе своих лет), Алтунян скептически произнес: "И этот ребенок собирается стать солистом ансамбля песни и пляски?". Но, преодолев робость, Гаспарян начал играть. На первом номере он еще волновался, но дальше – закрыл глаза и решил для себя: будь что будет! А когда закончил – снова услышал голос Алтуняна: "Пишите приказ, пусть работает".

Работа началась немедленно – сложная, на первый взгляд непосильная: за два дня было необходимо выучить огромную программу. Первым рабочим днем Дживана стала пятница, а в воскресенье нужно было уже выступать на концерте! Сложности добавляло еще и то обстоятельство, что юный Дживан не знал нот – всю программу предстояло выучить "на слух". Но Гаспарян очень хотел доказать прежде всего самому себе, что для него нет невыполнимых задач! И он справился – уже два дня спустя состоялся его концертный дебют в составе армянского Ансамбля песни и пляски, и всю программу Дживан отыграл так, как будто репетировал не один год.

Десять лет он концертирует, ему аплодируют концертные залы по всему Союзу – и уже в 1959 году Дживан Гаспарян получает международную известность: ему присваивается золотая медаль Международного фестиваля ЮНЕСКО. Всего таких наград он получит четыре – еще трех он будет удостоин в 1962, 1973 и в 1980 гг. Ему присваивается звание Народного артиста Армении, молодые армянские музыканты ласково называют его "дядя Дживан": он всегда готов прийти на помощь, подсказать, поддержать, научить… К нему стекаются поклонники и почитатели со всей страны, а в разгаре перестройки – в 1988 году – его игру услышал всемирно известный продюсер и музыкант Брайан Ино (Brian Eno)

Ино был потрясен игрой Гаспаряна и немедленно пригласил его на запись в Лондон. "Мы должны познакомить весь мир с армянской музыкой!" - заявляет Ино, и в этом же году Дживан Гаспарян записывает свой первый международный альбом “I Will Not Be Sad In This World” , который музыкант посвящает памяти жертв землетрясения в Армении. Альбом становится бестселлером во всем мире – и о Дживане Гапаряне узнают не только в Европе, но и за океаном.

Но в жизни Дживана не все складывается радужно и безоблачно: родную Армению разрывает переворот, и Гаспарян вынужден покинуть родину: на долгие четыре года он уезжает в Америку. Однако он не считает себя эмигрантом, акцентируя во всех интервью внимание на том, что расставание с родиной временно, что при первой же возможности он обязательно вернется домой…

Может быть, важнейшее событие в жизни Гаспаряна произошло, когда ему исполнилось 70: в этом возрасте многие музыканты подумывают о завершении карьеры, а у Дживана была масса творческих планов и предложений. Одно из таких предложений и стало для Гаспаряна судьбоносным: знаменитый голливудский композитор и продюсер Ханс Циммер, работавший с режиссером Ридли Скоттом над фильмом "Гладиатор", обратился к Дживану с просьбой написать основную музыкальную тему для будущей картины.

История гладиатора Максимуса поразила Дживана – в одиноком воине, волею судеб и интриг правителей ставшем простым гладиатором и мечтающем о возвращении домой, к семье, Гаспарян узнал самого себя. Когда-то и он так же, как и Максимус, прорываясь сквозь непонимание критиков, интриги звукозаписывающих компаний и наветы конкурентов мечтал о том, как вернется в родной Ереван, не раздираемый политическими противоречиями. Понимал ли он, что, возможно, пишет главную музыку всей своей жизни? Скорее всего, да – он вложил в блладу "To Zucchabar" всю свою душу, всю тоску по Родине: армянский дудук заплакал на весь мир, отражая душевные переживания Дживана.

После "Золотого глобуса" Дживан Гаспарян стал, что называется, нарасхват в киноиндустрии: его музыка звучит в фильмах "Онегин", "Доктор Живаго", "Ворон", а армянский дудук становится из экзотического восточного инструмента важным элементом эмоционального звукового полотна, использовать который считают за честь знаменитые композиторы, аранжировщики, режиссеры. Киношный гладиатор, победивший на арене всех противников, оказался судьбоносным персонажем для Дживана – он, словно тот самый гладиатор, наконец-то преодолел все несчастья, трудности и неудачи, но в отличие от киногероя, павшего на арене Колизея, впереди у Гаспаряна был долгая и счастливая жизнь. Сегодня он уже не просто армянская, он – мировая знаменитость: великий авангардист Питер Гэбриэл (Peter Gabriel) записывает с ним совместные альбомы и приглашает в мировое турне, ему рукоплещут концертные залы и стадионы всего мира…

Не забывает Дживан Гаспарян, в отличие от многих современных "классических" композиторов и о сотрудничестве с российскими рок-музыкантами – так, все в том же судьбоносном 2000 году он знакомится с Борисом Гребенщиковым, и тот, покоренный обаянием Дживана, приглашает Гаспаряна поучаствовать в записи альбома "Сестра Хаос". Композиция "Северный Цвет" с проникновенным соло на дудуке до сих пор часто звучит по радио и стала одной из самых знаменитых песен "Аквариума". Дживан Гаспарян и по сей день продолжает сотрудничать с Гребенщиковым – его игру можно услышать и на недавних альбомах "Аквариума" .

На 80-летие "дяди Дживана" поздравить друга съехались музыканты со всего мира. Состоялся трехчасовой концерт, в котором приняли участие Алан Парсонс (Alan Parsons), Зуккеро (Zucchero), Борис Гребенщиков. Гаспаряна поздравили Брайан Мэй (Brian May), Жан-Мишель Жарр (Jeane-Michele Jarre), Владимир Спиваков: талант Дживана признан музыкантами всех стилей и направлений. И пусть сегодня на мировых сценах выступают и другие известные музыканты, играющие на дудуке, и для них, и для всего остального мира Дживан Гаспарян остается живой легендой, патриархом, человеком, навсегда вошедшим в музыкальную историю, более того – сотворившим одну из ее самых нежных глав.

18.01.2010, Павел СУРКОВ (ЗВУКИ РУ)

Дживан ГАСПАРЯН - свежие публикации:

  • Интервью - "Я – за натуральные звуки!", 08.11.2019
    Накануне московского концерта самый знаменитый в мире мастер игры на дудуке говорит со Звуками о предназначении музыканта, о роли этнических инструментов в современной музыке и о спасении израильского певца »»
  • Евровидение - Мэтр за мэтром, 03.04.2010
    Мировая звезда world music, дудукист Дживан Гаспарян выступит на Евровидении-2010 в поддержку Евы Ривас »»
  • Репортаж - Путешествие в Большой театр через Европу, 30.03.2009
    Когда стало известно, что Дживан Гаспарян будет выступать в Большом, никто не удивился. Тем более, что помимо русских поклонников, своего соотечественника горячо поддерживает и любит могучая армянская диаспора. И нет ничего странного в том, что перед концертом клянчить у Большого лишний билетик было совершенно бессмысленно...
    Читайте наш репортаж с концерта »»