Музыкальная карьера  В поисках новой головы: часть 2. When The Music's Over или Show Must Go On

Группа, оставшаяся без лидера по причине его ухода с капитанского мостика, как правило, обречена. Группа, оставшаяся без лидера по причине его ухода из жизни, как показывают исторические события, по какому-то капризу судьбы может оказаться более жизнеспособной. Правда, легкой или хотя бы особенно успешной эту жизнь все равно назвать трудно... Какая история вам ближе - Queen или Doors?

Группа, оставшаяся без лидера по причине его ухода с капитанского мостика, как правило, обречена. Группа, оставшаяся без лидера по причине его ухода из жизни, как показывают исторические события, по какому-то капризу судьбы может оказаться более жизнеспособной. Правда, легкой или хотя бы особенно успешной эту жизнь все равно назвать трудно...

Для многих история группы The Doors закончилась в 1971 году со смертью вокалиста и поэта Джима Моррисона (James Douglas Morrison). Однако мало кому известно, что после этого прискорбного события группа еще несколько лет вела более-менее активную жизнь. Уже в октябре того же 1971 года обезглавленная казалось бы команда выпустила неплохой альбом "Other Voices", на котором партии вокала взяли на себя клавишник Рэй Манзарек (Raymond Daniel Manzarek) и гитарист Робби Кригер (Robert Alan Krieger). Год спустя, в сентябре 1972 года появился следующий диск - "Full Circle". В том же году The Doors совершили гастрольную поездку и выступили на немецком телевидении.

Однако новые альбомы были проигнорированы меломанами. А публика на концертах продолжала требовать старых хитов. Ходили слухи, что напоследок Doors пытались усилить состав новым "королем ящеров", и даже начали было приглядываться к Игги Попу (). Но этот представитель царства рептилий в начале 70-х пребывал не в самой лучшей форме. И музыканты быстро поняли, что второго наркомана у микрофона команда все равно не переживет. В связи с чем история группы прекратила течение свое.

Продолжение неожиданно последовало в 1978 году. Дело в том, что незадолго до смерти Джим Моррисон начитал на магнитофонную ленту несколько своих стихотворений. Заполучив в свое распоряжение эти записи, Манзарек, Кригер и барабанщик Джон Денсмор (John Paul Densmore) сочинили к этой декламации музыкальное сопровождение. Стыки между номерами были заполнены фрагментами редких концертных записей и шумовыми коллажами. Так создавался диск "An American Prayer" - задолго до наступления эры компьютерных технологий и битловских "Free As The Bird" и "Real Love". К тому моменту записанные на пленке стихи уже выходили в виде поэтического томика, так что "An American Prayer" можно считать еще и самой крутой в истории аудиокнигой.

Впрочем, в 1995 году вышла "расширенная версия" релиза, куда, в частности, вошла написанная специально для художественного фильма Оливера Стоуна "The Doors" (1991) тема "A Feast Of Friends". Кстати, для этого фильма было заново записано около 20 песен группы - с музыкальным сопровождением Манзарека, Кригера и Денсмора и вокалом актера Вэла Килмера (Val Kilmer). Он настолько хорошо спел в стиле Моррисона, что даже бывшие члены группы иногда не могли отличить его исполнение от оригинальной записи. Хотя собственно к игре актера у музыкантов накопился ряд претензий. В частности, по наблюдению Манзарека, за весь фильм Джим ни разу не улыбается. Это при том, что с 1967 по 1971 год музыкантами было выкурено несчетное количество косяков. Да и сцена шоу у Эда Салливана (Ed Sullivan) с "Light My Fire" не совпадает с хроникальными кадрами. На самом деле Джим не выкрикивал в камеру двусмысленное, а потому цензурированное "high", а просто как ни в чем не бывало спел старый вариант - ибо был настолько пьян, что совершенно забыл про измененную строчку.

Интересно, что самая музыкальная тема Моррисона с "An American Prayer" - напев "Bird Of Prey", - осталась на диске без какого-либо сопровождения. Впрочем, вскоре до нее предсказуемо добрался не брезгающий откровенно "жаренными" делами DJ Fatboy Slim.

А как обстояли дела с концертами? В январе 1993 года The Doors появились на церемонии введения группы в Зал Славы Рок-Н-Ролла. В качестве вокалиста выступил Эдди Веддер (Eddie Vedder) из Pearl Jam. Это, правда, была одноразовая акция. На полноценное "продолжение банкета" команда решилась лишь десять лет спустя. В этот раз к микрофону был приглашен вокалист пост-панковской группы The Cult и главный "дорзоман" Ян Эстбери (Ian Astbury). Денсмору выбор запевалы не понравился. Барабанщик "хлопнул дверью", через некоторое время запретив через суд Кригеру и Манзареку выступать под именем The Doors. Сперва название было изменено на слишком длинное The Doors of the 21st Century, потом - на малопонятное D21C, и наконец - на Riders On The Storm. По причине чего команду Робби и Рэя теперь путают с какой-то кавер-группой. Да, собственно говоря, именно кавер-группой они в итоге и стали. Кстати, Эстбери с этим балаганом больше не выступает. А Денсмор в беседе с британским рок-журналистом Джеффом Бартоном признавался, что мог бы "зарыть топор войны" и вернуться за барабаны в случае возвращения в проект Эдди Веддера.

"Да я готов богу молиться, чтобы Рэй, Робби и Джон наконец покончили со своими разногласиями и относились бы друг к другу с прежним уважением, - говорит бывший звукорежиссер группы Брюс Ботник, - Но, честно говоря, сильно сомневаюсь, что они когда-нибудь найдут общий язык и соберутся вновь..."

Если с The Doors все сложилось более-менее понятно и предсказуемо, то ситуация, в которой оказались герои британского рока Queen после безвременной кончины Фредди Меркьюри (Freddie Mercury), гораздо более двусмысленная и запутанная. Известно, что незадолго до смерти музыкант высказывал коллегам пожелание ни в коем случае не распадаться и продолжать работу. Однако состоявшийся на "Wembley Stadium" 20 апреля 1992 года концерт памяти Фредди убедительно показал, что никто из приглашенных вокалистов не смог бы по отдельности заменить этого артиста.

Вышедший в 1995 году альбом "Made In Heaven" имел оглушительный успех - во всяком случае, по сравнению, с "посмертными" номерными релизами других групп. Это абсолютно цельная и непротиворечивая внутри себя работа, хотя слагаемые ее - ранее нереализованные записи с вокалом Фредди, а также песни, уже выходившие в качестве сольных номеров музыкантов. Заглавный номер, а также "I Was Born To Love You" первоначально выходили на сольнике Меркьюри "Mr. Bad Guy". Баллада "To Much Love To Kill You" уже успела стать хитом в исполении гитариста Брайана Мэя (Brian May), а с номером "Heaven For Everyone" барабанщик Роджер Тейлор (Roger Taylor) еще в конце 80-х выступал в составе группы The Cross.

По счастью, оба последних номера сохранились также в пробных версиях с вокалом Фредди - и вот теперь, обросшие характерными для группы многослойными аранжировками, заняли достойное место среди хитов Queen.

В 1997 году группа, уже в виде трио, выпустила постскриптум - песню "No-One But You", вошедшую позже на сборник "The Rocks". У этой черты и закончилась история Queen - во-всяком случае для некоторой части поклонников группы, а также басиста Джона Дикона (John Deacon). "Нет смысла продолжать. Заменить Фредди невозможно", - с такими словами Дикон оставил музыкальный бизнес, посчитав (как выяснилось позднее, не без оснований), что на этой отметке завещание Меркьюри выполнено, и история группы была продолжена настолько, насколько это вообще реально.

Однако Брайан и Роджер останавливаться на достигнутом не пожелали. Примерно с рубежа веков эти двое все чаще стали вкрадчиво появляться на публике под именем Queen, принимая приглашения выступить на всевозможных церемониях награждения, благотворительных мероприятиях и прочих тусовках, приглашая к микрофону самых неожиданных гостей. Несколько рэп-версий "We Will Rock You" (одна из них - для рекламы "Pepsi", мать ее...), перезапсанная для комедии "История Рыцаря" песня "We Are The Champions"... Завершил череду экспериментов с классическими хитами группы полноформатный мюзикл "We Will Rock You". Помнится, в 1978 году аналогичная косметическая операция, произведенная над битловским "Sgt Pepper", была воспринята меломанами, как трэш чистой воды. Теперь же любое подобное предприятие просто обязано иметь мировой успех. Одно хорошо - в результате промо-тура Мэя и Тейлора по странам, где предполагалась постановка, и их личного участия в подборе музыкантов, по всему миру появились компетентные и как бы официальные трибьют-группы.

А в конце 2004 года публике было сообщено о создании проекта Queen + Paul Rodgers. По горячим следам первого гастрольного тура старой-новой команды был выпущен концертный альбом "Return Of The Champions". Вспоминается одна из рецензий: "Не получается взять в расчет и то, что Пол Роджерс - отличный певец, и то, что Мэй с Тейлором играют до сих пор неплохо. Песни Queen и блюзовый вокал Роджерса - взбитые сливки с воблой: несочетаемо абсолютно..."

К 2008 году дошло и до студийного релиза. Альбом "The Cosmos Rocks" был по сути записью скорее статусной, нежели реально нужной. Без нового материала, каким бы он ни был, любая реформированная в новом составе группа воспринимается лишь с точки зрения попытки срубить денег на ностальгии поклонников. Задействованные в концертах проекта басист Дэнни Миранда (Danny Miranda, некогда продержавшийся в составе Blue Oysters Cult до обеда или около того), гитарист Джеми Мозес из сольного проекта Мэя, а также Спайк Эдни (Spike Edney, бывший участник Boomtown Rats и клавишный техник Меркьюри в 80-х), в записи то ли не участвовали вовсе, то ли подписали контракт, согласно которому обязались "не высовываться". Кстати, даже на концертах они всегда жались к ударной установке, не освещались прожекторами и не выходили на авансцену. Вообще, идея представлять новый проект как трио из вокалиста, гитариста и барабанщика со временем стала навязчивой - и выглядела, честно говоря, по-дурацки.

Альбом получил щедрые анонсы, однако по выходу в свет был фактически проигнорирован рецензентами. По сути это был очередной скрипучий блюзовый сольник Роджерса с сессионным участием Мэя и Тейлора. В этом качестве он имел безусловный успех, но как релиз Queen - провалился с треском. Сингл "Say It’s Not True" по какому-то капризу судьбы дотянул до 90-й позиции в британских хит-парадах, и тут же сгинул, как мимолетное жуткое видение. Другая песня, "C-lebrity", пару раз попала в плей-листы FM-станций, после чего ди-джеи предпочли забыть о ней навсегда. На концертах новый материал не особенно интересовал даже музыкантов проекта. Делать хорошую мину при плохой игре до бесконечности было невозможно. И в 2009 году было объявлено о прекращении проекта Queen + Paul Rodgers.

Возможно, неуспех проекта объяснялся тем, что Пол, безусловная легенда рока в пределах Великобритании, мало кому известен и тем более интересен во всем остальном мире (в отличие от Queen). А возможно, в названии нового проекта просто не следовало использовать старую добрую торговую марку, дабы не кормить публику ложными иллюзиями. Ибо на тех Queen, которых мы знаем и любим, новый материал, по-своему неплохой, не походил ни в одной ноте.

Представляется, что Джастин Хокинс (Justin Hawkins) из The Darkness, Альдо Кларксон (Aldous Clarkson) из Valensia или голландский музыкант Робби Валентайн (Robby Valentine), окажись они у микрофона в составе Queen (по отдельности, или все разом), справились бы с задачей куда лучше. Хотя бы потому, что их интересы лежат в той же плоскости, что у Мэя и Тейлора, а авторитет ветеранов группы в этом случае остался бы непререкаем. Да выпущенный при таком раскладе сил альбом куда меньше разочаровал бы поклонников.

"Мы могли бы назвать группу хоть "Зеленые Луковицы", - говорит Мэй, - Но, выбирая имя, которое не связано с прошлым, мы просто лишаем людей шанса нас отыскать. Прежде чем фэны наконец узнали бы, что мы - те самые ребята из Queen вместе с Полом Роджерсом, мы бы уже состарились и умерли..." При всем уважении к гитаристу я не могу отделаться от ощущения, что сказано это с изрядной долей лукавства. Ибо истории известны случаи, когда сменившая по какой-либо причине вывеску команда сохраняла старых поклонников и даже оказывалась способной на качественный шаг вперед...

(окончание следует)

30.10.2009, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Музыкальная карьера - свежие публикации: