Электронная музыка всегда была для Франции предметом культурного экспорта. Популяризации французской поп- и рок-музыки в мире всегда мешал язык - встраиваться, подобно шведам или норвежцам, в англоязычный поп-контекст, патриотичные французы категорически не желали. Поэтому за редкими исключениями типа Эдит Пиаф (Edith Piaf), музыка из этой страны была уделом узкого круга франкофонов. Но в бессловесной и посему космополитичной электронике французы уверенно брали реванш: в шестидесятые засверкал Жан Жак Перре (Jean Jacques Perry), в семидесятые и восьмидесятые главной интернациональной гордостью были Жан-Мишель Жарр (Jean Michel Jarre) и Дидье Маруани (Didier Marouani), а с приходом эпохи техно французские музыканты принялись во всю теснить британцев и американцев. С появлением на горизонте Лорана Гарнье (Laurent Garnier), а позже – Daft Punk, Miss Kittin & The Hacker, Alan Braxe & Fred Falke, Justice и десятка артистов рангом пониже, все заговорили о французской волне.
Надо заметить, что понятие "французский звук" было явно надуманным. Объединение всех французов в одну волну по одному лишь географическому принципу, разумеется было искусственным. Французская сцена была богатой и разнообразной и френч-хаусом и его производными совсем не ограничивалась. И когда с одной стороны шумели и гремели Daft Punk, с другой баюкали мягкими синтезаторными трелями AIR. О них-то и пойдет речь.
Название AIR - это, вопреки распространенному заблуждению, совсем не "воздух", а аббревиатура, поэтому и пишется большими буквами. "A" означает "Amour", то есть любовь, "I" – "Imagination" (воображение), "R" – "Rêve" (сновидение, мечта). За пределами Франции к этому названию частенько прибавляют "French Band", чтобы не путать коллектив с еще несколькими музыкальными проектами с тем же названием. За псевдонимом AIR стоят уроженцы парижских пригородов Версаль и Ля Шене Жан-Бенуа Дюнкель (Jean-Benoît Dunckel) и Николя Годэн (Nicolas Godin). Их совместная музыкальная карьера начиналась почти двадцать лет назад: в начале девяностых Жан-Бенуа и Николя, вместе с еще двумя будущими звездами французской электроники Этьеном Де Креси (Etienne de Crécy) и Алексом Гофером (Alex Gopher) образовали квартет под названием Orange. Однако дальше демо-записи дело не зашло, "Оранжистам" так и не удалось найти издателя.
Расстроенным провалом этого мероприятия Годэну и Дюнкелю пришлось искать счастья в академической среде: первый отправился изучать архитектуру, второй занялся математикой. С музыкой при этом парни расставаться не спешили, потихоньку продолжая эксперименты для души. В результате, AIR появился на свет именно как сольный проект Николя. То ли его сольное творчество оказалось более удачным, чем опусы группы Orange, то ли на руку Годэну сыграло время, и найти лейбл для электронного проекта в 1995-м оказалось уже проще. Как бы то ни было, AIR оказался в числе первых клиентов французского лейбла Source, подразделения гиганта Virgin, ориентированного на выпуск набиравшей ход электроники. Посвященный Ле Корбюзье трек "Modulor Mix" ("модулором" архитектор называл собственную систему гармонических пропорций) неожиданно попал в струю модного в тот момент трип-хопа, вернее уже отколовшейся от него инструментальной "даунтемповой" ветки. Композиция попала на карандаш к Джеймсу Лавелю (James Lavelle), и вскоре сингл был переиздан в Англии на лейбле Mo’Wax.
Почуяв успех, Годэн подключил к делу своего давнего приятеля Жан-Бенуа Дюнкеля. Жан-Бенуа, за плечами которого было классическое образование по классу фортепиано, прекрасно подходил для того, чтобы вдохнуть в музыку AIR мелодическую составляющую. Архитектор Годэн же, в свою очередь, отвечал за атмосферу, занимаясь в рамках группы своего рода саунд-дизайном. Эти два вектора и стали направляющими в дальнейшем развитии AIR.
Музыкальный образ, принесший французам славу, сложился почти сразу. Их отличали тёплый аналоговый звук (Дюнкель и Годэн не ровно дышали ко всевозможному винтажному "железу" начиная с хаммондов и родес-пиано, заканчивая тяжелой синтезаторной артиллерией вроде Korg MS-20 и Minimoog), влияние уже упомянутого тут Жана-Жака Перре и музыки из французского кино шестидесятых, плюс едва различимый привкус джаза. Наиболее частым эпитетом в отношении AIR было слово "стильно", вокруг группы с самого начала сложился ореол парижской буржуазности и гламура. Но к великому счастью Николя и Жану-Бенуа удалось не перейти опасную грань и не превратиться в очередную группу, играющую коктейльный лаунж.
Первая полноценная студийная сессия AIR в качестве дуэта вылилась в мини-альбом "Premiers Symptomes". Сумасшедшим хитом пластинка не стала (до мирового взлёта оставалось ждать около года), но сделала французов «широко известными в узких кругах», а к тому же привлекла к ним внимание коллег по цеху. AIR стали получать множество предложений о записи ремиксов как от соотечественников вроде Etienne Daho и Alex Gopher (их старого приятеля по Orange), так и от наиболее продвинутых представителей поп-мейнстрима в лице Нене Черри (Neneh Cherry) и Depeche Mode.
Для полноценного триумфа группе не хватало разве что долгоиграющего альбома. Весной 1997-го Дюнкель и Годен окопались в одной из версальских студий, и через два месяца на руках у них был альбом "Moon Safari". Пилотным синглом к альбому вышел трек "Sexy Boy", легкомысленная вещица с вокалом, этакое "горизонтальное диско". Это был настоящий хит. 13-е место в британском чарте было для французской, да еще и начинающей группы редчайшим успехом.
За альбом, который появился на свет в самом начале 1998-го, не было оснований беспокоиться, и "Moon Safari" эти надежды полностью оправдал. Удивительным образом, успех диска в Англии превзошел результаты альбома на родине (17-е место во Франции против 14-го в Соединенном Королевстве). В Англии альбом даже удостоился неплохих рецензий, что опять же было крайне нетипично для французских артистов. AIR даже умудрились получить приглашение выступить в одиозном телешоу "Top Of The Pops". Пластинка и впрямь была хороша. Помимо "Sexy Boy" тут был еще один задорный электрофанковый хит "Kelly Watch The Stars", а также множество фирменных эйровских "киношных" инструменталок. Не обошлось и без песен в более традиционном понимании этого слова. В "All I Need" и "You Make It Easy" звучал голос американской певицы Бет Хирш (Beth Hirsch). Вдобавок ко всем достоинствам, AIR звучали еще и очень по-французски, в треках то и дело проскальзывали культурные аллюзии, например в "Ce Matin La" явственно слышался кивок в сторону Сержа Гинзбура (Serge Gainsbourg).
AIR, тем временем, отправились в мировое турне. "По началу мы вообще не предполагали выступать живьем", - вспоминает Николя Годэн, - "но после того как вышел альбом, мы просто не понимали что делать дальше. В результате мы просто прыгнули в воду и поплыли". На концертах отличную службу музыкантам сослужило их ретроградство. Французы тащили с собой горы старых синтезаторов и играли на них "руками", не злоупотребляя помощью секвенсоров и тем более компьютеров. "Мы никогда не пользовались компьютерами, они слишком опасны!", - продолжает Годэн. "Мы занимались музыкой с детства и прекрасно обходимся без компьютеров. Многие называют нас электронной группой, но это не совсем так, мы ведь все играем живьем, на старых синтезаторах". Удивлял и репертуар: AIR запросто могли, например, исполнить кавер-версию на "Blue Monday". И хотя в адрес Николя и Жана-Бенуа нередко сыпались упреки в том, что играют, мол, без души и драйва, AIR быстро заработали себе репутацию отличной концертной группы.
Двухтысячный стал в карьере AIR своего рода водоразделом. С одной стороны, французы стали настоящими мировыми звездами. Не последнюю роль в этом сыграло и признание группы в киноиндустрии (AIR получили приглашение записать музыку к дебютному фильму Софии Копполы "Девственницы-самоубийцы"). С другой – поняв, что они всем уже всё доказали, Дюнкель и Годэн решили не держаться за собственный стиль и принялись экспериментировать. Поэтому среди давних поклонников этой команды нередко встречается мнение о том, что AIR закончились на "Moon Safari".
Это отчасти верно – глупо было бы ждать от музыкантов бесконечного воспроизведения одних и тех же приёмов, но если диск "Moon Safari" был этаким тожеством стиля, доведенного до абсолюта, то на более поздних пластинках AIR, что называется, слегка болтало. И на саундтреке к "Virgin Suicides", и на последовавшем за ним альбоме "10000 Hz Legend" наши герои то злоупотребляли рыхлыми электронными битами, то уходили в акустику в эстетике ранних Pink Floyd, то выдавали какой-то психоделический ретро-поп. Рассказывает Николя Годэн: "Сначала мы, как и все, хотели быть оригинальными, стремились расширять границы поп-музыки, записывать длинные и сложные треки. А потом нам захотелось попробовать себя уже в традиционных структурах типа куплет-припев, и поискать оригинальности в этом". Внушительно разросся и список приглашенных гостей: на "10000 Hz Legend" отметились вокалист Кен Эндрюс (Ken Andrews) из группы Failure, музыканты японской команды Buffalo Daughter, и даже Beck, который не только спел на двух композициях, но и записал соло на губной гармошке.
На успехе подобное стремление расти вширь сказалось позитивно. И саундтрек, и номерной альбом прошествовали по чартам разных стран уже в качестве респектабельной поп-музыки. А по ремикс-альбому "Everybody Hertz" можно было писать энциклопедию танцевальной музыки. AIR собрали «в гости» весь цвет мировой клубной сцены от модных французов Mr Oizo, The Hacker и Modjo до R&B-продюсеров Neptunes и легенды даба Эдриана Шервуда (Adrian Sherwood). Поспособствовало раскрутке AIR и очередное приглашение в саундтрек к новому фильму Софии Копполы. На звуковой дорожке к блестящей картине "Трудности перевода" французам на этот раз достался всего один трек "A Night In Kioto", но и это было для группы важной вехой, уж очень ярким вышел и сам фильм, и музыка к нему.
Альбом "Talkie Walkie", продюсером которого стал Найджел Годрич (Nigel Godrich), известный по работе с Radiohead, стал в некотором роде возвращением к истокам. Мягкое, выверенное электронное звучание, простые музыкальные формы и скромный список приглашенных музыкантов – помимо участников группы заметную роль сыграла разве что мало кому известная тогда девушка по имени Лиза Папинё (Lisa Papineau). "В тот момент все стали приглашать на альбомы знаменитых гостей", - объяснял Жан-Бенуа Дюнкель, - "и это стало чем-то вроде признака дурного тона". Но главное – на "Talkie Walkie" были хиты, которых AIR не записывали со времен "Moon Safari". Простые и привязчивые "Cherry Blossom Girl" и "Surfing On A Rocket" немедленно зазвучали в радиоэфирах, а пластинка остановилась в шаге от вершины британского хит-парада, попав заодно в тройку лучших альбомов Италии, Франции и Ирландии, и даже отметившись в американской "сотне Billboard".
Помимо гастролей, французы не забывали и об арт-проектах, одним из которых стала совместная работа с итальянским писателем Алессандро Барикко. После выхода "Talkie Walkie" музыканты много работали "на стороне", например помогали Шарлотте Гинзбур (Charlotte Gainsbourg) записывать её дебютный альбом "5:55", а Жан-Бенуа Дюнкель даже выпустил сольный альбом под псевдонимом Darkel. Так, мало-помалу, дошло дело и до очередной пластинки "Pocket Symphony". И здесь AIR ждала относительная неудача. Несмотря на присутствие в записи Джарвиса Кокера (Jarvis Cocker) и Тони Аллена (Tony Allen), лавров альбом не снискал. Да, и здесь были яркие вещицы вроде "Once Upon A Time" и "Mer Du Japon", но в целом в альбоме было многовато "воды".
Сегодня AIR готовят к выходу уже шестой студийный альбом, и задача перед ними стоит нешуточная – доказать, что относительный неуспех "симфонии" был скорее случайностью, нежели признаком спада. Делать какие-то прогнозы по двум уже обнародованным трекам пока сложно. На "Sing Sang Sung" нас встречают легкомысленные и беззаботные AIR образца "Once Upon A Time", на "Do The Joy" французы, напротив, звучат максимально плотно и монументально, снова отсылая нас к Pink Floyd и космическому року семидесятых. Ждать осталось недолго: пластинка под названием "Love 2" увидит свет в начале октября, а тур в поддержку этого диска, включает себя и московскую дату.
AIR начинался как сольный проект студента-архитектора Николя Годэна. Первый же трек "Modulor Mix" не только был издан лейблом Source (подразделением французского Virgin), но и заинтересовал британца Джеймса Лавеля (James Lavelle), лидера проекта UNKLE, который переиздал композицию на своём лейбле Mo'Wax.
Подробности из жизни:
AIR - французский дуэт. Название - аббревиатура от Amour (любовь), Imagination (воображение) и Rêve (сновидение, мечта)
Жанр - электронная музыка.
Состав:
Жан-Бенуа Дюнкель (Jean-Benoît Dunckel)
Николя Годэн (Nicolas Godin).
AIR начинался как сольный проект студента-архитектора Николя Годэна. Первый же трек "Modulor Mix" не только был издан лейблом Source (подразделением французского Virgin), но и заинтересовал британца Джеймса Лавеля (James Lavelle), лидера проекта UNKLE, который переиздал композицию на своём лейбле Mo'Wax. Почуяв успех, Годэн подключил к процессу давнего приятеля Жана-Бенуа Дюнкеля, и с этого момента AIR работали дуэтом. Музыка AIR впитала сразу несколько традиций: французы неровно дышали к ретро-электронике вроде Жана Жака Перре (Jean Jacques Perry), пинкфлойдовской психоделии и музыке из французского кино шестидесятых. Наиболее частым эпитетом в отношении AIR было слово «стильно», вокруг группы с самого начала сложился ореол…
1956 – Восходящая звезда Элвис Пресли дал свой первый концерт в Лас-Вегасе. На широкую ногу карьеру певца поставил его менеджер - полковник Том Паркер, предприимчивый нелегальный иммигрант из Голландии »»
1964 – Образована фирма граммофонных пластинок "Мелодия", впоследствии ставшая государственным монополистом в области записи и распространения музыки в СССР. Одна из звукозаписывающих студий "Мелодии" находилась в здании англиканской церкви в Вознесенском переулке в Москве »»
2000 – Умер Александр Косорунин («Неприкасаемые») »»
Maria CALLAS (1923)
Calvin OWENS (1929)
Roy ORBISON (1936)
Ray PETERSON (1939)
Alan BROADBENT (1947)
John MILES (1949)
Narada Michael WALDEN (1952)
ARASH (1977)
Taio CRUZ (1983)