MOONSPELL  Во имя Врага человеческого

Древние персы изображали на барельефах своих лучников мчащимися навстречу врагу на гвардейских колесницах и насылающими вместе со стрелой на него смерть и проклятье оттопыренными мизинцем и указательным пальцем руки, оттягивающей тетиву, - ровно как нынешние металлисты воздевают "козу" в направлении небесной рейхсканцелярии. Если и вы вознамеритесь послать к Ариману коллегу по работе, бабушку-долгожительницу, соседа с собакой и возвести чуму и мор на весь их дом - смело направляйте в их сторону звуковые волны нового альбома Moonspell - in nomine Satanas, и будет вам счастье.

Все во имя Люцифера, все во благо Люцифера!

К современным металлическим группам следует, пожалуй, отнести те, что возникли и состоялись после рубежа 90-го года - когда изменился денежно-музыкальный галс и хэви-метал как общественное явление в мировом масштабе сдуло в открытое море. Moonspell, наряду, наверное, еще с двумя-тремя коллективами - лучшее, чем сегодня может поделиться со своим слушателем современный металл.
Moonspell возникли в Португалии как акт подростковой самодеятельности в 89-м и произвели подлинный фурор в металлическом мире в 95-м со своим первым полнометражным альбомом "Wolfheart". Нежданно ни для самих себя, ни для выпускающей компании (Century Media) первый тираж только что андерграундной группы из периферийной Португалии разошелся в Европе в количестве 50 тысяч копий. Пришлось допечатывать. Moonspell именно что в одночасье сделались одной из главных европейских металлических групп нового поколения. Новому поколению португальцы предложили особенную органичную смесь из волчьего рыка Фернандо Рибейро (Fernando Ribeiro), вокалиста группы, замогильной гитарной кухни и, главное, некой таинственности сумерек в музыке. Такое настроение ближе к Миллениуму стало общепринято называть "готическим" - в чем и заключалось главное отличие нового металла 90-х от исконного хэви-метала 80-х, непременнейше несшего слушателю уверенность в безоговорочной победе всех над остальными и бронетанковой мощи гладкой мышцы. Успеху не в последнюю очередь способствовали и непререкаемые перспективы в женском полушарии головного мозга демонического красавца Рибейро, который, со слов одной не вполне чистоплотной французской журналистки "практиковал сексуальное колдовство".

За годы, прошедшие с момента выхода "Wolfheart", Moonspell настойчиво лезли по металлической иерархической лестнице - как с благосклонно принятыми публикой альбомами: "Irreligious" (96), "Darkness And Hope" (2001), так и вопреки "Sin/Pecado" (98) и "The Butterfly Effect" (99), пролетевших мимо этой самой публики. Колесо фортуны сделало счастливую остановку для Moonspell в 2006-м, когда казалось, что они раскрутили его в сторону, заведомо противоположную той, где счастливцы порой волшебной рождественской ночью обретают Веселый Гешефт. Вышедший в том году "Memorial" стал самым тяжелым альбомом в карьере группы, стенобитным, бескомпромиссным и исполненным сугубо инфернальной патетики. Что не мудрено, ибо настоян он был на сусле такой классики музыкального экстремизма, как "Into The Pandemonium" Celtic Frost и "Under The Sign Of The Black Mark" Bathory. Как бы дико это ни выглядело, но именно с этим диском Moonspell получили от родного MTV награду как "Лучшая португальская группа 2006 года".

За этим успехом последовали новый виток международной экспансии и увеличение окладов. В том же звуковом режиме была выдержана компиляция переосмысленных ранних песен "Under Satanae" (2007). Ухватив ветер успеха за сиськи группа не задерживаясь наваяла следующий опус. Грампластинка "Ночь по жизни" по прямой наследственной линии происходит от "Мемориала", как милиционер происходит от милиционера. Разве что "Night Eternal" есть вещь еще более осатанелая, нежели "Memorial".
Выражается это в свирепом, колючем звуке таких песен, как "At Tragic Heights", "Night Eternal", "Moon In Mercury", от которых еще в большей степени веет дыханием серы и фосфора ранних работ Тома Фишера (Tom Fischer; Celtic Frost), которого Рибейро форменно боготворит. Точнее было бы сказать - демонизирует. Ибо Рибейро - сатанаил идейный, как тот фашист из "Пятой колонны", которого надо было убить непременно. Если в текстах "Memorial" муссировались домыслы о мрачных философских аспектах бытия, крови как "соке особенного свойства" - "то, что прячет душа, кровь выдает" - и богоборческой красоте Селены, то "Night Eternal" - это зло, мрак и Люцифер без обеденного перекура.

Альбом начинается с апокалиптического интермеццо между безумием и отчаянием, во время которого Фернандо голосом правительственного Фредди Крюгера зачитывает избранные фрагменты из букваря мировой психиатрии - там, где ангелы с номерами бегунов в эстафете поливают поселенцев напалмом - и срывается в "At Tragic Heights" - форменный black metal, каким его понимали аккурат в середине 80-х, только записанный в звонком динамическом диапазоне, как это любят в нулевых, и пышно аранжированный нечестивыми сэмплами. Столько же "диавольского в музыке" и на таких литаниях Сатане, как "Spring Of Rage", "Night Eternal", "Moon In Mercury", "First Light". Ничего "готического", как бы не утверждали некоторые рецензенты, в них нет, если оставить словечко "готический" за теми бестелесными навьими существами, которые бродят при 25-градусной температуре по Москве в черных хламидах и сапожищах до колен. А есть прямая "мощь великого", если представить себе Врага рода человеческого в образе Майка Тайсона.

Действительным готическим особняком в стороне стоят "Dreamless (Lucifer And Lilith)" и самая красивая штучка этого альбома, исполненная высокого трагизма "Scorpion Flower". На последней спела несравненная Анник ван Гирсберген (Anneke van Giersbergen; Aqua de Annique, ex-The Gathering), возможно лучшая певица за годы рок-музыки: не промазавшая, кажется, мимо хотя бы одной ноты и понимающая ноту жанра как никакая другая скво тяжкой рок-судьбы. И те, что вопили, и те, что пытались подражать "темному", оперному стилю пения, как-то так и не выскочили на столбовой дао, а миниатюрная голландка проехалась аккурат по разделительной полосе небесной истины.
Заканчивается пластинка остроумно и неоптимистично на высоком финальном аккорде "First Light" со словами: "Первый луч света - да будет проклят!".

Древние персы изображали на барельефах своих лучников мчащимися навстречу врагу на гвардейских колесницах и насылающими вместе со стрелой на него смерть и проклятье оттопыренными мизинцем и указательным пальцем руки, оттягивающей тетиву, - ровно как нынешние металлисты воздевают "козу" в направлении небесной рейхсканцелярии. Если и вы вознамеритесь послать к Ариману коллегу по работе, бабушку-долгожительницу, соседа с собакой и возвести чуму и мор на весь их дом - смело направляйте в их сторону звуковые волны нового альбома Moonspell - in nomine Satanas, и будет вам счастье.

27.07.2008, Алексей МОРОЗОВ (ЗВУКИ РУ)

MOONSPELL - свежие публикации: