ФЕСТИВАЛЬ  Сотворение Мира 2009: бодрость духа

Организаторы казанского суперфеста "Сотворение Мира" учли недочеты прошлого года, сделав ставку не на заумных прог-рокеров, а на этно-панков пополам с российскими поп-рокерами.

Казанский суперфест "Сотворение мира", который Звуки ой как хвалили в прошлом году, в нынешнем получился даже лучше предыдущего. Поскольку амбиции арт-директора фестиваля, Александра Чепарухина, в отношении своих любимых прог-рокерских групп в прошлом августе были полностью удовлетворены, в этом всё-таки привезли артистов более понятных неискушённому зрителю: либо известного, либо с бьющей наповал драйвовой музыкой. Плюс пришло много молодёжи с целью именно послушать и посмотреть, а не просто надуться пива с шашлыками, хотя такие тоже были. Время, место и рекламная кампания сотворили чудо – говорят, что Площадь Тысячелетия посетило чуть не 150 тысяч человек.

Концепция осталась прежней: около двух десятков артистов выступают по очереди на двух соседних сценах; пока идёт сет на одной, на другой за завесой идут приготовления. Начали очень плавно, с кратких – по десять минут – выступлений местных этнических коллективов. И это был верный выбор: по площади гуляли семьями, и заодно наслаждались музыкой родного края. Место перед сценой заполнила молодёжь, и веселье началось, когда на сцену выбрались Маша и Медведи. Макарова в отличной форме, поёт шикарно, наслаждается жизнью, в общем, всё по песенке "Любочка". Ещё одна красивая и талантливая девушка пронзила своими песнями в самое сердце – Татьяна Зыкина. Её сравнивают с Земфирой - есть что-то похожее в интонациях, и песни Таня сочиняет сама. Текст "Я сдала его" пойдёт в народ. Потрясающее впечатление произвёл на всех виртуоз-балалаечник Алексей Архиповский: на этом лубочном инструменте он способен исполнять хоть рок-н-ролл, хоть Чайковского.

На сцене появляются главы трёх конфессий – католической, православной и мусульманской. Духовные лидеры, разумеется, говорят об общности, дружбе, братстве и других важных вещах. Вроде бы все по регламенту и всё правильно, но думаю, не то было место и не то время для проповедей. Дальше на сцену вышла талантливейшая Нино Катамадзе, получившая, по счастью, визу. Видимо, были какие-то проблемы, поскольку ведущая Ксения Стриж обратила внимание на это обстоятельство перед выходом певицы. Нино выдала потрясающий сет, включив в него джазовую версию "Сулико". Для нас в Москве Нино как родная, хотелось бы, чтобы родной она стала и в Казани.

Президент фестиваля Андрей Макаревич первую песню из своей программы посвятил покойному Майклу Джексону (Michael Jackson): в воздух были выпущены чёрные и белые воздушные шары. Макаревич исполнил ещё только одну песню - последнюю, остальное делал его коллектив, в который среди прочих входили Анжела Манукян и Булат Гафаров. Кажется, программа процентов на девяносто состояла из импровизаций, но звучало это здорово. Борис Ковач (Boris Kovac) и La Campanella, попавшие накануне в автокатастрофу, были в срочном порядке заменены Дарко Рундеком (Darko Rundek). Подмены я даже не заметила!

Огромным подарком для Казани стал привоз группы Мумий Тролль. Видимо, каждый год организаторы намерены вытаскивать из рукава как минимум одного туза отечественной сцены. Илья Лагутенко выкладывался по полной и к концу своего часового выступления на дикой жаре упал без сил. Стриж даже спросила, всё ли с ним хорошо. Другими рок-героями вечера стали The Rifles. Малознакомые казанцам, они тем не менее поспособствовали значительному притоку публики поближе к сцене. Хорошая музыка - это хорошая музыка, и не важно, знают тебя в конкретном городе или нет. Забавно, что британцы потели в тёмных блайзерах, поскольку готовились к холодам: видимо, привычки не смотреть прогноз погоды нет не только у зрителей.
Вы удивляетесь, почему я не описываю выступления в том порядке, в котором они были заявлены? Потому, дорогие читатели, что порядок этот не соблюдался. Кучу артистов поменяли местами и даже выделенное изначально время для каждого тоже уменьшалось или увеличивалось в процессе работы. В конечном итоге это привело к серьёзной проблеме, речь о которой пойдёт ниже.

Беспроигрышным ходом организаторов стало приглашение сразу нескольких этно-панк коллективов, которые способны завести с пол-оборота даже толпу зомби: Воплi Вiдоплясова, Kultur Shock, Fun-Da-Mental и, конечно, Manu Chao.
Вопли Видоплясова, которых я уважаю не меньше, чем Ляписа Трубецкого, произвели тот же эффект разорвавшейся бомбы, что и Лагутенко с коллегами. Ценим Олега Скрипку не только мы, но и Ману Чао, который пригласил его на сцену, чтобы вместе сыграть одну песню. Kultur Shock играют такой прямолинейный балкан-панк, что не попасть в цель он не мог – фактически, балканцы из Сиэтла палили из пушки по воробьям. Fun-Da-Mental остались слегка непонятыми, но у них и музыка посложнее. А вот Ману полюбился абсолютно всем, кроме организаторов.

Как мы знаем, он любит играть долго, два с половиной часа для него - норма. На Сотворении Мира в этом году Manu Chao была заявлена как один из хедлайнеров, и выступала прямо перед другим хедлайнером – ДДТ. Хоть публика и не понимала текстов песен – большинство из них написаны по-испански – мощное ска-рубилово приняла на ура. Прошёл час после выхода группы на сцену, как им дали понять, что пора закругляться. Коллектив уходить явно не желал, продолжая играть. Вблизи сцены было видно, как мечется их менеджер, пытаясь докричаться до музыкантов. Всё без толку. Это буквально закончилось тем, что Стриж в микрофон сказала “It`s finished”, и артисты не успели попрощаться со зрителями, как сцену загородил завес. Ведущие преподнесли это как неуважение со стороны Ману по отношению к другим музыкантам.
На самом деле весь график был сбит по вине организаторов: некоторым музыкантам давали больше времени на выступление, чем было запланировано, ведущие произносили более длинные речи, чем следовало, были паузы, минут на десять дали слово Чулпан Хаматовой, чего вообще не было в расписании. Всё, конечно, замечательно, но в итоге испанцев выпустили на сцену позже и гнать стали раньше. Отыграть они должны были полтора часа, и были намерены это сделать. Раз уж организаторы не против всевозможных экспромтов, то идти следовало до конца. И уж тем более нельзя было обвинять музыкантов в наплевательском отношении к следующему коллективу. Это было уже просто непорядочно.

По идее, "главные" хедлайнеры ДДТ с Юрием Шевчуком во главе выбиваются из всего ряда групп, но публика как будто ждала только их. После угарных прыжков Ману Чао, Шевчук пробурчал что-то насчёт того, что все уже натанцевались, и пора о серьёзном подумать, завёл свою шарманку про Россию-президента-нефть. В общем, рёв и надрыв после целого дня легчайшего настроения и плясок до упаду. Но, чёрт возьми, людям нравится, и это главное на подобном празднике. Наконец, финальный выход всех групп и исполнение гимна фестиваля, битловской "All You Need Is Love". И тут рашн-патриоты стояли бок о бок с исламскими wanna-be-фундаменталистами и британскими лэдами. Что ж, если праздник объединяет столь разных людей, значит, он имеет смысл. Миру мир, в самом деле.

29.06.2009, Анна НИКИТИНА (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: