THEMSELVES  Я и друг мой президент

Themselves преподали урок настоящего хип-хопа столичной публике.

"Актовый зал" место для хип-хопа совершенно непривычное – не то, чтобы такой музыки здесь никогда не звучало, но все-таки в первую очередь площадка ассоциируется с инди, пост-роком и прочим гитарным звуком. Проект Themselves, впрочем, вполне ложился в эту инди-канву если не по музыкальному принципу, то, по крайней мере, по тусовочному – совместный проект с группой The Notwist о чем-то да говорит.

В качестве времени начала концерта в некоторых источниках фигурировало аж семь вечера (и это в рабочий день), но народ, разумеется, подходит с дежурным опозданием на полтора часа – в восемь с небольшим у закрытого еще входа тусовалось наверное человек пятнадцать, но уже к девяти, когда на сцене появилась разогревающая группа, зал заполнен почти наполовину.

В роли разогрева выступало московское трио в составе Latushka, Джема и Ларика Сурапова. Latushka гудел электроникой, Джем выстукивал пальцами бит на какой-то сэмплерной машинке, а также выводил нехитрые мелодии на винтажном Moog Prodigy, который будто бы специально по такому случаю достали из музея, а Ларик с видом пионера-отличника читал тексты-речевки про конец света и то, что "власти нас спасать зассали". Не сказать, чтобы парни делали что-то новое – в конце концов, пик взлета 2H Company был года три назад, да и проектов подобного формата на том же лейбле 2.99 в избытке. Но в этой компании троица совсем не терялась и выигрывала у тех же клиентов 2.99 тем, что относилась к себе со здоровой самоиронией – паузы между треками заполняли мультяшные сэмплы вроде "вы уже давно играете!", да и автору самих текстов в чувстве юмора не откажешь.

Обшей картины разогрев совсем не испортил, что было уже хорошо. Однако когда на сцене появились Jel и Dose One, немедленно стало понятно, в чем проблема русского хип-хопа как явления. Дело даже не в текстах, не в аранжировках и даже не в умении держать себя на сцене. Наших выдаёт техника речитатива, вернее её полное отсутствие. Конечно, и тут дело не обходится без исключений, но Ларик, увы, не из их числа. Джела и Доуз за одно минутное приветствие, казалось, успели сказать больше слов, чем разогревающее их трио за весь сет – на этом фоне Ларик не читал, а просто разговаривал в микрофон. Американцы не просто читают, а делают из этого музыку, собирая слова в сбивчатые ритмические конструкции, переходя с рэпа на пение и ловко манипулируя темпом.

"Эй, привет! Я Адам, а это Джефри. Вы не смотрите что он так выглядит, в прошлой жизни он был чёрным, это показал генетический тест! Мы приехали из Америки – когда-то наши страны были врагами, но сейчас у нас происходят удивительные вещи. Например, у нас чёрный президент теперь, вот дела-то!". Адам, темнокожий дядька-живчик с ирокезом, сегодня в роли главного шоу - и фронтмена – весь концерт не закрывает рта, скачет по сцене и ручкается с публикой. Белобрысый длинноволосый Джел, будто бы специально контрастируя с ним, скромно возится с железками.

В концертных аранжировках Themselves исповедуют эстетику минимализма, лайв у них простой, но честный. У каждого по микрофону, а также по сэмплерной бит-станции на которой оба настукивают пальцами совсем непростые ритмические рисунки. Кроме барабанных звуков их машинки начинены одиночными гитарными аккордами, звуками маримбы, духовых и прочими деталями хип-хоп лего, из которого парни на ходу конструируют подложку для своих синкопированных речитативов. Если Alias все-таки мыслит себя в большей степени музыкантом, на концертах много играет на клавишах а половина его программы и вовсе инструментальная, то у этих всё вертится вокруг текста и стремления поставить всех на уши, что парням с блеском удается.

Народ, которого собрался почти полный зал, быстро заводится и принимает американцев на ура. Те в свою очередь сыплют комплиментами "Оу, вы крутые! Намного лучше, чем в Питере!". Зал, конечно, взрывается. Самое удивительно заключается в том, что шоу Themselves во многом держится на текстах и вообще на разговорном жанре – Адам и Джефф в паузах непременно шутят и взаимодействуют с залом, который на удивление легко врубается в их английский. Все-таки лингвистический барьер для этого жанра – преграда почти непреодолимая, и отрадно, что у нас подросла аудитория, которая с лёгкостью понимает тексты, и готова к интерактиву.

Живьем Themselves здорово отличаются от себя же в записи – то, что на пластинках исполняла этакая хип-хоповая сборная мира, парни отлично повторяют вдвоем, при этом добавляя в живые версии элемент хаоса и какой-то рокешный драйв. Меняют на ходу темп, ломают и ритмические рисунки, а на одном забитом в сэмплер гитарном аккорде ухитряются в нужный момент исполнить запил а-ля AC/DC. Некоторые вещи превращаются в маленькие театральные номера – Адам вдруг начинает извлекать из своей бит-станции звуки печатной машинки и приговаривать "дорогой… дорогой… этот… как его… а! дорогой черный президент!". Песни про письма это, кажется, общая тема всех рэпперов – вы еще не забыли старенький хит Эминема "Stan"?

По ходу концерта выясняется, что у Джела вчера был день рождения и зал радостно и на удивление стройно исполняет "happy birthday to you". Отыграв час, парни было думают закончить, но народ весело буянит и те возвращаются, не успев кажется даже дойти до гримёрки. "Окей, мы с удовольствием продолжим, но тогда принесите Джеффу еще пива!". Когда через пять секунд пиво не появляется, Адам, недолго думая, повторяет просьбу уже под бит, на ходу состряпав из этого "Джеффри хочет пива" веселый синкопированный трек. Браво! Умение делать музыку из чего угодно сродни трюкам царя Мидаса. Когда пиво, наконец, появляется, американские парни еще полчаса занимаются привычным делом – адски жгут. Интересно, они на Anticon все такие? Похоже, что нашим промоутерам стоит забить в актовом зале какой-нибудь регулярный день и раз в месяц привозить по одному питомцу этой чудесной хип-хоп кузницы.

13.05.2009, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

THEMSELVES - свежие публикации: