Латвийская группа Cosmos - это шестеро молодых людей, поющих a cappella, т.е. без использования музыкальных инструментов. Широкий диапазон голосов позволяет исполнять песни всех музыкальных направлений: от средневековых хоралов, до самых современных - джаза, поп-музыки, битбокса. За шесть лет ребята выпустили пять альбомов, компиляцию и сингл. В 2004 году стали победителями Международного Конкурса молодых исполнителей "Новая волна".
За несколько часов до своего первого сольного выступления в России, "космонавты" дали эксклюзивное интервью Звукам.
Звуки: Почему Cosmos?
Янис Шипкевицс: Мы уже более шести лет поем, и…
Андрис: Сами уже забыли, почему (смеются)
Янис Шипкевицс: Мы чувствуем себя комфортно в разных стилях. В начале это была академическая, классическая музыка. Потом пробовали себя в других стилях.
Звуки: То есть у вас космически разноплановая музыка?
Cosmos: Это слишком громко сказано(смеются).
Звуки: Вы исполняете и джаз, и поп, и колыбельные, и григорианские песнопения. А в каком жанре вы чувствуете себя наиболее органично?
Андрис: Если бы меня спросили несколько лет назад, я бы не задумываясь ответил – академическая. А теперь я затрудняюсь ответить, потому что музыка всех стилей может быть хорошей или плохой, качественной или нет. Меня больше интересует сейчас хорошая музыка любого стиля.
Янис Шипкевицс: Музыка это и есть музыка, нет смысла ее делить. Странно, когда музыканты концентрируются на узком направлении и отрицают все остальное. Это особенно свойственно академической музыке, которая является элитарным жанром.
Звуки: Чем вас привлекает Средневековая музыка?
Андрис: Вокальная полифоническая музыка развивалась очень активно в тот период. Нам, как профессиональным музыкантам, это интересно, потому что мы просто знаем, что там написано. Это корни, там все заложено.
Звуки: По какому принципу вы отбираете композиции? Например, почему из русского репертуара вас заинтересовала песня "Никого не жалко" Шнурова?
Янис Шипкевицс: Мы сделали эту песню для телевидения. Часто для какого-то события надо подготовить определенную программу. Если получается хорошо, потом мы включаем эту композицию в диск.
Звуки: А Пугачеву тоже под событие перепели?
Андрис: У нас есть прекрасный композитор Раймонд Паулс, который написал много хороших песен. Мы работали с ним. Есть песни, которые переживут и его, и нас, и мы хотим помочь этим песням жить дальше.
Звуки: Как сами Пугачева и Шнуров отреагировали на такие каверы?
Андрис: Плакали (смеются).
Янис Озолс: Шнур не слышал.
Звуки: Вы допускаете использование минусовок?
Андрис: Мы допускаем. Да, и не только минусовок, но и полных фонограмм (смеются).
Янис Озолс: Да, но больше не будем (смеются).
Янис Шипкевицс: Как я уже сказал, музыка и есть музыка. Интересно экспериментировать, что можно сделать с голосами, но если мы чувствуем, что нам нужна настоящая инструментальная музыка, то мы это сделаем. Мы уже пробовали это в опере и при записи нового альбома, Рейнис играет на барабане. Мы используем латышский народный инструмент "чертова нога".
Звуки: У вас есть свой слушатель?
Андрис: У нас есть слушатели, которых мы уже знаем у нас дома. Эта аудитория, на которую мы точно можем рассчитывать. Возраст довольно широкий. Поскольку девушки не любят ходить на концерты одни, то мужчины тоже нас слушают. Наш слушатель ориентируется в музыке. Скорее всего, он ходит и на концерты классической музыки. И есть даже русские слушатели. На каждом концерте мы поем что-то по-русски и видим тех, кто лучше понимает по-русски.
Звуки: Может, тогда проще петь по-английски, чтобы понимали все?
Андрис: Сами не понимаем (смеются).
Звуки: Вам больше нравится петь по-латышски?
Андрис: У нас есть песня, для которой Рейнис и Янис написали свой язык. Именно свой язык наиболее комфортабелен для нас. Это некая смесь латышского и финского.
Янис Шипкевицс: Для нас нет разницы, на каком языке петь. Главное – это музыка.
Звуки: Давайте поговорим о славе. Многие известные люди говорят: «Я проснулся знаменитым». С вами это случилось?
Андрис: Я заснул знаменитым (смеются).
Янис Шипкевицс: У нас есть звукооператор, у него фамилия Слава… Мы живем в маленькой стране, у нас все маленькое (Все остальные начали скандировать ЛАТ-ВИ-Я). Больше внимания стало после конкурса "Новая волна".
Андрис: Тогда мы заснули знаменитыми.
Янис Шипкевицс: Эта победа стала своего рода бонусом. Мы не стремимся быть популярными. Нам важно делать свою музыку и доносить ее до слушателей.
Звуки: Вы собираетесь покорять российского слушателя?
Андрис: Планы такие есть. Сегодня состоится наш первый сольный концерт в России. За последние четыре года мы часто здесь бываем, давали много интервью и мы почувствовали, что слушатель здесь есть. И даже не один (улыбается). Но есть какой-то барьер… Мы еще не поняли, что мешает больше понравиться здешней публике.
Звуки: Возможно, дело в том, что вы выбрали трудный путь популяризации акапельного исполнения? Для слушателя это непривычно. Планируете ли вы развиваться в других направлениях?
Андрис: A capella как способ исполнения не является нашей самоцелью. Нам так просто интересно. Думаю, нормально, если со временем это надоест. Мы можем прибавить и флейту, и кларнет. И можем вообще не делать произведения с вокалом.
Янис Шипкевицс: Формат а capella никогда не будет мэйнстримовым. Важнее найти своего слушателя и в России. Мы не хотим быть Филиппом Кирковым или Аллой Борисовной. Наверное, наша музыка – для любителей определенной атмосферы, чувственной музыки.
Андрис: У нас немного уникальная позиция в латвийском шоу-бизнесе. Мы часто выступаем на одних площадках с другими художниками звука – с рок-музыкантами, рэперами. Наши песни звучат на лучших радиостанциях, что необычно для акапельных композиций.
1966 – Группа Rolling Stone выпустила сингл Paint it Black. По слухам, основу для песни придумал басист Билл Уайман, которого посадили играть на электрооргане. Не владея инструментом, он начал просто лупить по педалям кулаками, чтобы достичь наиболее глубокого звука »»
Ritchie VALENS (1941)
Stevie WONDER (1950)
Ronnie FOSTER (1950)
Paul THOMPSON (1951)
Tom MORELLO (1964)
Robert PATTINSON (1986)
Александр РЫБАК (1986)