ФЕСТИВАЛЬ  Bloc Weekend 2009: Возвращение в Майнхед

Звуки продолжают рассказ о фестивале Bloc Weekend. Во второй части репортажа: рассказ о городке Майнхед и выступлениях участников второго дня "Блока" - Ульрихе Шнауссе,Modeselektor, Zion Train, Tim Exile и Aphex Twin.

Продолжение. Начало - по ссылке.

Проснувшись часов в десять (разница во времени даёт себя знать), отправляемся в "Sun & Moon" пробовать английский завтрак. Кухня не поражает, но во всем есть свои приятные стороны – в кафе нам играют Kraftwerk и удивительный мэшап из Grandmaster Flash и Casco. Удаётся выяснить, что это не постоянный музрепертуар кафешки, просто организаторы фестиваля позаботились и об этом, раздав всем местным заведениям диски со своей музыкой. Похвальная предусмотрительность!

Отправляемся гулять в деревню, благо погода великолепна – градусов 15 тепла и солнце светит. Отличия от Хемсби разительные. Майнхед – уютный, в меру туристический городок. На каждом шагу кафешки, мороженое и мелкие магазинчики. Сейчас явно не сезон, но в связи с фестивалем наблюдается некоторое оживление. Погуляв вдоль моря и поглядев на валлийский берег, отправляемся в гору – местность тут холмистая и на возвышенностях наблюдаются архитектурные красоты. По извилистой улочке Church Road отправляемся по направлению к башне – оттуда нам, судя по всему, откроется вид на Батлинс.

Местечко и вправду живописное – домики с соломенными крышами, причал с лодками, которые комично стоят в песке (в это время на море отлив). Наверху действительно обнаруживается церковь и красивый вид на поселок.

Главная достопримечательность самого Майнхеда – музейная железная дорога. Когда-то по ней возили уголь, а потом государство отказалось её поддерживать, участок выкупил частник и сделал из него музей – отсюда до Тонтона (ближайшая станция, где есть полноценная «железка») несколько раз в день хотят поезда с паровозами. Посмотрев расписание, решаем покататься здесь завтра, а пока возвращаемся на фестиваль, сегодня тут много интересного.

Наш первый пункт назначения – арена TecBloc (остальные пока закрыты), там сейчас некто Junq. Парень с лаптопа играет довольно мрачную смесь эйсида, электро и айдиэма. Народу внутри мало, рейверы пока спят, в пять вечера их даже поесть не заманишь, не то что музыку слушать. Джунк не поражает, но для начала программы его секвенции вполне подходят. Через час с небольшим здесь играет Ульрих Шнаусс (Ulrich Schnauss), мы пребываем в радостном предвкушении. Шнаусс на этом фестивале немного белая ворона. Во-первых, IDM-а в этот раз немного (а жаль), во-вторых, он хоть и переехал в Англию, по-прежнему больше известен либо в кругах любителей CCO и Morr Music (т.е. в родной Германии), либо в Штатах, где он издаётся на Domino и тусит с местными шугейзерами.

Вскоре Джунка сменяет некто Pathic и это приятный сюрприз. Парень заявлен как диджей, но на поверку оказывается лайвом, причем на редкость приятным. Вроде бы ничего интересного с технической точки зрения он не демонстрирует (ноут кажется даже без контроллера, к тому же парня запрятали в дальний угол сцены – ничего не разглядишь), но музыка выше всяких. Патик играет стопроцентную "умную электронику девяностых", больше всего это напоминает Gescom образца пластинки "Gescom 2". Приятные булькающие бас-линии, бодрый бит и оптимистичные синтезаторные аккорды. В какой-то момент мне примерещился в этом какой-то классический Rabbit In The Moon, но наводка оказывается ложной, все треки у Патика, судя по всему, оригинальные.

В шесть на главной арене заявлены Lee Perry & The Upsetters, но видимо отец даба забил большой косяк и не торопится – двери закрыты, внутрь никого не пускают, а у входа толпится кучка преданных dubheads. С чистой совестью отправляемся обратно в "текблок".

С опозданием минут на пять, на сцене появляется Ульрих. Слегка всклокоченный мужчина артистического вида – сел в полоборота к зрителям как за рояль, проверил звук побряцав клавишами, и зарядил "Einfield". Привычное начало. Шнаусс как истинный шугейзер выкрутил громкость – еще и не разыгрался толком, а колонки уже фигачат как вентилятор – от них прямо физическое давление идёт. Версии заметно отличаются от студийных – убран весь вокал, а вместо него добавлены еще какие-то партии, в результате получается самая настоящая стена звука. Как-то так, судя по описаниям (только с живыми инструментами), звучит лайв My Bloody Valentine, а мне конечно приходит в голову аналогия с Port-Royal – нечто похожее они устраивали в Москве совсем недавно. Вещи идут без пауз, при этом начав неторопливо, Ульрих постепенно разгоняется и самый экстаз наступает на "Here Today, Gone Tomorrow", за которой идёт "Stars" – странно её слышать без вокала, но вещь конечно гениальная, сколько раз её слышу, столько раз восторгаюсь. Тем временем как-то незаметно набежал полный зал народу.

Материал с последнего альбома доминирует, но я жду новых вещей – а вдруг сыграет что-то совсем свежее, благо альбом, как говорят, практически готов. Но Ульрих продолжает бомбардировать всех треками с "Goodbye". Неожиданно пышным цветом расцветает "Shine", вот уж этой вещи отсутствие вокала совсем не вредит, даже наоборот. Следующий эмоциональный пик – "Medusa". Долго раскачивается, а потом обрушивается мощным звуковым потоком. По идее, дальше должен идти "On My Own", но вместо этого Ульрих заводит… странное техно! Обычный такой немецкий минимал-тупнячок. Я в недоумении – неужто это и есть новый альбом?! То-то его в "Солянку" повезли! Но отыграв парочку таких треков, Шнаусс раскланялся и был таков.

Отыграв сет, Ульрих не исчез в кулуарах, а спустился в народ и мило общался с публикой, чем грех было не воспользоваться. В результате сет Роба Холла (ближайшего соратника Autechre, хозяина Skam и участника Gescom) мы так и прослушали вполуха. Начал Роб неплохо, всё с той же приайдиэмленной разновидности электро, но быстро съехал в техноидный звук, который изрядно напоминал разочаровавший мне год назад лайв The Black Dog. Что же до Ульриха, то он оказался исключительно приятным собеседником. Два трека в конце это, разумеется, не новый альбом, а скорее старый – Шнаусс решил пошутить и сыграл пару треков своего субпроекта Hexaquart. Новый альбом почти готов и там будет совсем не шугейз, а классическая электроника. Выйдет диск уже не на Independiente, от которого у Ульриха впечатления просто кошмарные. Еще он готовит к выходу сборник ремиксов, где будут собраны "те, которые мало кто знает". Ужасно интересно рассказывал про своих многочисленных коллабораторов.

Пообщавшись со Шнауссом, отправляемся на главную арену посмотреть на The Scientist. Компания развеселых стариканов играет уж совсем традиционный ска / регги. Народ пляшет, излучая добро и позитив, но в целом музыка не поражает, уж больно эти чуваки похожи на группу Манго-Манго. Так и хочется подпеть про "не тем ударился о воду, дурачок".

Идём смотреть на Zion Train и там уже всё куда веселее. Диджей, эм-си, тромбонист и саксофонист играют вроде бы тоже даб, но не из семидесятых, а из девяностых – танцевальный и с электронной основой, иногда разгоняющийся в drum&bass. Вокалист, потрепанный дядька в спортивных штанах и майке-алкаголичке, шоуменит и заводит публику на предмет попеть, покричать, похлопать и так далее. Народу в зале битком, перед сценой слэм, всё как надо. "When I say ZION you say TRAIN! I say ZION, you say TRAIN! ZION! TRAIN! ZION! TRAIN!". Заяц! Волк! Заяц! Волк! Прием тупой, но беспроигрышный, народ в экстазе. Под конец ребята ускоряются чуть ли не до хардкора и играют уж совсем безумную версию «War In Babylon». Записываем группу в разряд приятных сюрпризов.

Остаёмся там же слушать Bass Clef. Импозантный бородатый мужичок выступает в роли ну не человека-оркестра, а скорее человека-оркестрика. Перед ним ноутбук, из которого он извлекает басовитые дабстеповые паттерны, а также микрофон, в который он понемножку играет на разных инструментах. То тромбон из загашников вытащит, то какую-то странную дудку, то банку, по которой колотит барабанными палочками. Смотреть на это интересно, но сама музыка не слишком впечатляет. Отправляемся гулять по аренам.

На Sky Bloc, что расположен посреди еды и футболок, играет French Connection Trio. Джазовый ансамбль в составе ударника, контрабасиста и клавишника с синтезатором, играет кавер-версии всевозможной электронной классики – наш ответ джаз-стандартам. Клавишник как правило выводит свои трели тембром электрического фортепиано, но время от времени вдруг начинает петь в вокодер. В общем, когда многословный джазовый импровиз вдруг оборачивается "Trans Europe Express"’ом, я прямо рот открываю от удивления. С удовольствием бы сходил на их концерт где-нибудь в "Доме музыки".

На "главной" рубит правду-матку Jamie Lidell. Пять лет назад он выступал у нас на "Аванте", тогда внешне он походил на космонавта из комиксов и играл какой-то термоядерный гибрид фанка и IDM. С тех пор он окончательно возомнил себя новым Принсом (Prince), изгнал со своих пластинок электронные эксперименты, но лайв у него по-прежнему неплох. Теперь он причесан, одет в очочки и строгий костюм и чем-то напоминает Гришковца. А теперь представьте себе, что мистер "настроение улучшилось" вместо того чтобы размеренным голосом прогонять свои телеги, начинает корчить рожи, орать в микрофон, щелкать языком, шипеть, сэмплируя все это на лету и выдавать фанковые рулады в духе Соломона Бёрка. По-моему очень смешно. Лиделл именно так и делает – если лайв Галуна кажется вам чем-то оригинальным, то вот вам исходная версия. Лиделл делает так уже почти десять лет. Только если раньше его лайв целиком состоял из такого вот битбоксинга и самосэмплирования под скудный аккомпанемент электроники, то теперь он сначала строит на лету эту шумную ритмическую текстуру, а потом напевает сверху свою фанковую лирику. В паре песен он в ущерб саунд-дизайну даёт диско и это его совсем не портит. Действо из разряда "мастерство не пропьешь".

На "Тек блоке" тем временем уже начался лайв Cosmic Force. Клиентов Clone и Crème Organization широкой публике показывают по большим праздникам, поэтому бежим смотреть. "Космическая сила" оказывается очень серьезным бородатым дядькой в бейсболке, который в кромешной тьме (свет на "Блоке" – тема для отдельной истории) копошится в «Макбуке» и нескольких железках. Очень хочется посмотреть, что происходит у него на столе, но Бен забился в дальний и самый тёмный угол. Так что смотреть не на что, но играет Cosmic Force хорошо – тяжеленькое электро, время от времени разгоняющееся в кислотное техно. К тому же у Бена очень приятный звук – мягкий и жирный, ну в общем с другим на Crème не подписывают. Внимательно наблюдающий за происходящим Ali Renault из Heartbreak немедленно заявляет, что это пока лучшее, что он слышал на фестивале. Лучшее не лучшее, но в общем хорошо.

По пути обратно попадаю под шмон – при входе на каждую арену стоит охрана, которая в случайном порядке выдёргивает людей и очень вежливо, но тщательно обыскивает, залезая буквально в каждое отделение кошелька. Ищут, судя по всему, наркотики, но как-то все равно странно – что мешает, например, закинуться на улице? Впрочем, к чести фестиваля надо сказать, что убитого народа минимум. Если Sonar после двух часов ночи превращается в многотысячный наркопритон, то здесь народ ограничивается пивом и сидром и в массе своей вполне трезв.

Возвращаемся на Red Bloc, где в разгаре выступление Tim Exile, восходящей звезды по мнению Warp Records. Еще один бородач (фэшн-тренд однако) рубит довольно необычную музыку – рваные ритмы, пульсирующий электронный бас и синтипоперские мелодии, под которые Тим поёт неплохо поставленным голосом. Местами звучит как R&B для умненьких, местами – как воображаемый ремикс Aphex Twin на Pendulum, чаще – как развитие идей Джеми Лиделла. Вроде бы всё делает хорошо, но то и дело проскальзывающие параллели с Тимбаландом (Timbaland) ломают весь кайф. Народу, впрочем, нравится – арена забита почти до отказа, мы даже не решаемся идти к сцене и наблюдаем за происходящим с балкончика. Второй уровень амфитеатра поднимается над первым где-то на метр, в результате обзор сцены получается близким к идеальному, да и звук в этой точке что надо. Наигравшись в одиночестве, Тим поднимает руки и под его крик "Ladies and gentlemen! Beardyman!" на сцену выходит еще один бородатый дядя. Бёрдимен соло играет здесь через полчаса, вот и зашел побитбоксить. Битбоксеров я не люблю в принципе, а этот как-то особенно громок и шумен, так что я отправляюсь пить кофе, заодно отметив, что выступление Бёрдимена пропущу без сожалений.

После задержки имени мистера Ли "Скретч" Перри лайнап на главной арене так и сдвинулся, однако организаторы делают всё возможное чтобы наверстать отставание от сетки – у каждого играющего отнимается по 10 минут, а новое расписание, распечатанное на принтере, немедленно вывешивается у входа. Пустячок, а приятно – на Сонаре, где сетка тоже иногда ползла, ничего подобного не наблюдалось.

Возвращаемся на Centre Bloc ровно к выступлению Egyptian Lover. Что поражает во всех этих «отцах электро», так это размеры. Грег Бруссар (Greg Broussard) занимает примерно полсцены. Ну ооочень внушительный дядя. Заявлен он с лайвом, но вначале решает разогреть публику пластиночками и ставит то, что все от него и ждут – электро-классику: Kraftwerk "Tour De France", Cybotron "Clear" и т.д. Но минут через двадцать вытаскивает откуда-то TR-808 и даёт жару. Музыка у него проще некуда – бит и рэпак, даже баса толком нет, но из этого он выжимает максимум. Бит такой, что стоять на месте невозможно, да и речитативы Грег читать совсем не разучился. В отличие от Dymamix II, Egyptian Lover хитов совсем не стесняется – играет "What is a DJ if he can’t scratch", ну и конечно "Egypt Egypt". Но коронным номером были все-таки не они. В какой-то момент Грег развернул ритм-машину к публике, стал живьем забивать там паттерны и устраивать с публикой кричалки: "Say eight-oh-fuckin’-eight! eight-oh-fuckin’-eight! Hoh-oh! Hoh-oh! Eight-oh-fuckin’-eight!". Народ в восторге. Выступление отличное, но короткое – минут сорок на лайв и диджейство.

Думаем проведать остальные арены, но агентура докладывает, что сюда уже не войти – снаружи выстроился длиннющий хвост из желающих увидеть Aphex Twin, так что не выпендриваемся и терпеливо ждём. На сцене происходит какой-то ажиотаж – опускают экраны, тащат груду странных железок (при ближайшем рассмотрении большая часть из них оказывается стационарными «маками» с огромными мониторами), а перед сценой водружают огромный куб с белой буквой "А" - логотипом Афекс Твина. В обещанные 00:30 на сцене появляется два человечка. Справа – лысый и очень серьезный человечек в очках, чуть левее – наш старый знакомый мистер Ричард Дэвид Джеймс (Richard D. James). Он состриг свои патлы, побрился и вообще выглядит весьма благообразно.

Начинают очень торжественно – пускают в зал какие-то шумелки, под которые синтетическая «говорилка» читает текст о неутешительном будущем человечества. Текст дублируется на видеоэкраны – зеленые угловатые буквы напоминают компьютерные игрушки восьмидесятых годов. Из интро потихоньку вырисовывается эйсидное бульканье, а затем и ретроградский ломаный бит в духе начала девяностых. Это "Analord"-ы. Пока парни раскачиваются, я делаю попытку вырваться к сцене, чтобы поглядеть на процесс поближе. Удивительно то, что даже когда зал набит до отказа, подойти к сцене можно почти всегда – публика не жмётся к кумиру как селёдки в бочке, а распределяется более-менее равномерно. Но даже оказавшись в первом ряду, рассмотреть сетап нет никаких шансов. Всё скрывают огромные компьютерные мониторы, а что за ними делают парни – полнейшая загадка. Возвращаюсь назад, где наша компания облюбовала местечко за будкой звукача поближе к задним порталам. И тут из задних колонок вдруг заиграл Хекер.

Тут надо сделать отступление – с Афекс Твином играл совсем не Тим Хекер (Tim Hecker), как думали многие, а его однофамилец Флориан из Австрии, клиент Mego Records, большой экспериментатор и эксцентрик. Музыка Хекера звучит так, будто пытаешься проиграть JPEG-файл. Это самый что ни на есть оголтелый авангард – ни мелодий, ни гармонии, ни какой бы то ни было структуры, ни даже чётких тембров. Абразивный поток звука. Так вот – дождавшись, пока публика окончательно настроится на рейв-волну, Хекер, не долго думая, начал пускать свои "картинки" в задние колонки, благо саунд-система помещения запросто позволяла оперировать с двумя парами порталов независимо.

Я бы понял, если Ричард подстроившись под коллегу, тоже заиграл бы что-нибудь авангардное, но у него и в мыслях ничего подобного не было. Тот продолжал фигачить свой привычный полулайв-полудиджейсет, перейдя с эйсида на классические рейв-хиты вроде Altern8 "Frequency", Outlander "Outlander" и Cubic 22 "Night In Motion". Я даже принялся ходить по залу в поисках места, где эта квадрофония звучала бы адекватно и рейв с нойзом сложились бы в сколько-нибудь стройную картину, но безрезультатно. По-отдельности это может и имело бы какой-то смысл, а вместе напоминает сплит-пластинку Merzbow и Ladybird, где два никак не связанных друг с другом альбома просто играют в разных каналах. Не найдя ничего лучше, просто подбираюсь поближе к передним колонкам чтобы слышать только Ричарда. Тот хорош, но не поражает – масштабный "рейв диггерс", поданный с пафосом группы Justice, это все-таки не то, чего ждёшь от выступления "прародителя всея айдиэму".

Не дослушав Афекса до конца (тот по расписанию играет аж два часа), отправляемся посмотреть на Modeselektor, благо тех поменяли в лайнапе с Beardyman и перенесли их выступление на час ночи. Не тут-то было! И тут очередь. Все рейверы проснулись и жаждут движухи. Однако очередь, хвост которой оказался где-то в центре "Скайлайна", движется быстро, и минут через 15 мы уже оказываемся в набитом "Ред блоке", где нас встречает главное разочарование фестиваля. Немцы играют какое-то адское быдлотехно. Такое ощущение, что весь сет превращается в бесконечный трек "Suckerpin", в котором зациклили первый луп и время от времени убирают бочку чтобы потные рейверы поорали. Буквально полгода назад на Field Day немцы играли хиты, были милы и мелодичны, а тут такой конфуз. И главное что какие-то зачатки хитовых треков вроде римикса на Бьорк в их сете проскальзывают, но всё это безжалостно переделано в незатейливый клубнячок "шоб качало". Позорище.

Отправляемся на лайв Robert Hood. Надежд услышать что-то интеллектуальное почти нет, но все-таки посмотреть на живую легенду любопытно. Чёрный человек в тёмной комнате играет тру-минимал. Не видно не зги, да и после Модселектора техно слушать тяжеловато. Чуточку погуляв по территории Батлинс и еще разок встретив Шнаусса, отправляемся спать. За бортом остаётся часть ночной программы, но Richard Devine и Ed Chamberlain – не то, ради чего стоит убиваться.

Окончание следует.

30.03.2009, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: