BOMB THE BASS  Бас на бис

Тим Сименон и его команда задали новый стандарт живого исполнения электронной музыки.

Давка на Heartbreak и, по большому счету, полторы калеки на Bola окончательно утвердили было меня в мысли, что старых героев, пусть даже и действующих, посетители московских клубов то ли не помнят, то ли не знают. Тим Сименон (Tim Simenon), безусловно, человек из девяностых, так что наличие кворума на его выступлении вызывало серьезные сомнения. Однако то ли последний альбом сработал, то ли удачно проведенная рекламная кампания, то ли обещанный крутой лайв, в результате к часу ночи (когда Сименон и компания, как и обещалось, вышли на сцену) зал был набит до состояния "максимум народу, когда еще комфортно" - без давки, но с ощущением аншлага.

Количество людей на сцене превзошло все ожидания даже при обещанном "полномасштабном шоу" - нынешний Bomb The Bass это квартет. Но то, что рабочее место музыкантов становится всё больше похоже на офис IT-компании, конечно, смущает - из инструментов у парней обнаруживается четыре "макинтоша", два из них с контроллерами, еще два - видимо в качестве playback-устройств. Поначалу кажется, что нас ждёт очередное шоу манекенов в духе Kraftwerk, но хитроумные англичане нашли чем себя занять - люди, стоящие за маками без контроллеров, на самом деле творят куда более интересные вещам. Один из них поёт, другой (юноша кавказской внешности) терзает вертушку - он сегодня отвечает за скретчи. Сименон, который легко узнается благодаря дальневосточному разрезу глаз, себя из коллектива никак не выделяет - приютился с левого края и скромно двигает ручки.

Начинают англичане, как водится, со свежака - какие бы они там ни были старые герои, но все-таки сюда они привезли материал альбома "Future Chaos". От записи этой я совсем не был в восторге - на диске всё это звучало как-то чересчур сухо и сдержано, не хватало драйва и какой-то связи с собственным прошлым. Однако в концертном исполнении песни вдруг расцвели пышным цветом - громыхал электронный ритм, качал бас, да и живой вокал, тонущий в обработках, добавлял эффекта рок-концерта. Вдобавок ко всему песни Тим основательно переаранжировал, сделав более танцевальными - местами получилось что-то вроде осовремененного синти-попа, который оказался неожиданно к лицу проекту, который всю свою сознательную жизнь тяготел к ломаным ритмам.

Довольно быстро доходит дело и до старых хитов, первым из которых Bomb The Bass заряжают "Bug Powder Dust". Эту вещь все знают скорее по ремиксу Крудера и Дорфмайстера (Kruder & Dorfmeister), но концертная версия, разумеется, строится вокруг оригинальной. Получается грязный драйвовый брейкбит. Речитатив идёт в записи, но вокалист, дабы не проводить времени даром, придумал себе партию второго голоса, которая трек совсем не портит. Слышно тут и диджея, которому дают попилить далеко не в каждой вещи. Но самое интересное, разумеется, делает Босс.

Дело в том, что такой вот лэптопперский лайв (а поиграть на синтезаторе или даже привезти его с собой не сподобился ни один из четверых участников) и вправду больше походил бы со стороны на работу клерка, чем на музыкальное действо, если бы ни одно исключение. Ручкокрутительство хорошо в тех ситуациях, когда музыка состоит из переплетений множества арпеджио, а вся драматургия строится вокруг изменения фильтров. Приём это древний, так делали и Клаус Шульц (Klaus Schulze), и Tangerine Dream, и многочисленные любители эйсидных секвенций вроде Hardfloor, и даже Orbital. То, что в записи было хип-хоп нарезкой, Сименон для концертных версий начинил многочисленными арпеджио, манипулируя которыми можно полностью видоизменять то, что получается на выходе. Почти все старые, и часть новых вещей вроде "Butterfingers" и "Burn The Bunker", Bomb The Bass переделали в такой утяжеленный брейкданс, напоминающий не то Orbital "Satan", не то хит группы Hardfloor "Skill Shot".

Не забывали парни и корёжить на лету ритмические структуры. В этом смысле самым ярким вышло исполнение "Clear Cut", где вокалист вторил записанной Валери Требельяр (Valerie Trebeljahr), а Тим резал и кромсал ритм, превращая индитронику в заковыристый жесткий braindance. По причине танцевальной направленности шоу, за бортом остались все трип-хоповые номера - ничего похожего на "Say A Little Prayer", "One To One Religion" и "Empire" в "Тоннах" не звучало, но зато еще более ранние боевики пошли на ура. Публика в этот раз поражала адекватностью и далее узнавала треки - радостные возгласы раздавались на первых аккордах "Clear Cut", а уж сэмпл "This is a journey into sound" был встречен дружным рёвом. Радикально осовремененный "Beat Dis", где в очередной раз оттянулся скретч-мастер, вышел кульминацией первой части, после которой парни было ушли за сцену, но вскоре вернулись.

На бис, конечно же, "Megablast" - старый хит, сделанный, к слову сказать, из старого итало-хита "The End" Джона Карпентера (John Carpenter). Но если в оригинале "Мегабласт" это все-таки хип-хоп, где в качестве 'темы припева' использован Карпентер, то здесь получается еще один драйвовый орбиталообразный трек. На часах было около двух, поэтому "Megablast" вполне мог стать хорошим финальным аккордом, но парни раздухарились и выдали на прощание 15-минутный блок из вещей с "Future Chaos".

Помимо того, что у Сименона и его новых товарищей вышел отличный концерт, эти парни по большому счёту задали новый стандарт живого исполнения электроники. Если кому-то по концептуальным соображениям очень хочется обходиться без клавиш, выглядеть его представление должно примёрно так. В этом случае, в отличие, например, от "концерта" Линдстрема (Lindstom) нет ощущения того, что артист халтурит. Очень надеюсь, что вернувшиеся в этом году Orbital окажутся не хуже, что видится задачей непростой - Bomb The Bass подняли планку весьма высоко.

08.03.2009, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

BOMB THE BASS - свежие публикации:

  • Анонс - Глубинная бомба, 19.02.2009
    Тим Сименон, продюсер альбома Depeche Mode "Ultra", пионер английского хип-хопа, гуру трип-хопа, выступит в Москве с живым проектом Bomb the Bass. И уже за одно это можно сказать "спасибо" финансовому кризису »»