OPETH  Прогрессивные опята

Шведы Opeth дали свой первый концерт в России.

"Опет! Опет! Опет!" - зрители звали любимых музыкантов на сцену. Со стороны казалось, что они кричат то ли "О, Петь!", то ли "О, петь!". Кто-то из толпы зарычал гроулом, кто-то - возопил "Мазафака!". В конце концов зрители принялись выкрикивать "Миша!" и "Мишутка!" Так российские поклонники Opeth называют вокалиста и гитариста Микаэля Окерфельдта (Mikael Еkerfeldt). Нетерпение фанатов было понятно - в тот вечер (20 февраля) шведская прогрессив-дэт группа Opeth давала свой первый концерт в России. Событие более, чем долгожданное. Долгожданнее может быть только концерт Dream Theater, который, по неподтверждённым данным, состоится в Москве в июне этого года.

Из-за проблем музыкантов в аэропорту начало концерта задержали как минимум на час. Спасти ситуацию мог бы хороший разогрев, да вот беда - в Москве почти нет групп, способных достойно выступить перед такой величиной как Opeth. На ум приходит только техно-дэтовая команда Hieronymus Bosch, в прошлом году выпустившая третий альбом "Equivoke", но, увы, вместо этого пришлось слушать не очень трезвое spoken word от зрителей. Долгожданное выступление опят (так музыкантов называют поклонники) началось с нового материала - концерт открыла песня "Heir Apparent" с последнего альбома "Watershed" (2008). Над сценой клубился сценический дым, гитарные соло, как солнечные лучи, вырывались из этого дыма. Недостаточно выверенный звук (а музыка Opeth требует идеально отстроенного звука, ибо полна нюансов) придавал звучанию шведов оттенок трэшовости. Размашистые цепи, висящие над сценой концертного зала 1Rock, дополняли картину. Клавишник Пер Виберг (Per Wiberg) затряс головой, исчез в собственных волосах и стал похож на одного из магов мультсериала "Плоский мир" ("Terry Pratchett's Discworld") - самого смешного, того, чьё лицо, за исключением носа, сокрыто волосами. Продолжила выступление песня "Ghost of Perdition" с предпоследнего альбома "Ghost Reveries" (2005). Забегая вперёд, скажу, что данное выступление вряд ли смогло удовлетворить запросы старых поклонников группы. Оно прошло в поддержку последнего альбома и содержало, в основном, композиции 2000-х годов. Замечательные вещи из раннего периода, такие как "The Twilight Is My Robe" в тот вечер, увы, не прозвучали. Была разве что "Credence", но разве этого достаточно для тех, кто ждал приезда Opeth годами? Зато Окерфельдт охотно шутил с залом, не пренебрегая крепким словцом. Барабанщик Мартин Аксенрот (Martin Axenrot) по прозвищу "Axe" (Секира), выдавая стрекочущий бласт-бит, был похож на гигантского кузнечика. Второй гитарист Фредрик Окессон (Fredrik Еkesson) играл в самом задымлённом углу сцены. В клубах дыма, подсвеченных красным прожектером, в этом красном полумраке, он был похож на гитариста из ада - почти дьявол с гитарой, как в фильме "Медиатор судьбы". В какой-то момент он принялся играть без медиатора, зажав его между зубами, - со стороны казалось, что между зубов у него не медиатор, а язык, только нечеловеческий, тонкий, почти змеиный. Басист Мартин Мендес (Martin Mendez) сменял четырёхструнный бас на пятиструнный. "The Leper Affinity" прозвучала невероятно мощно. "Hessian Peel" была встречена очень тепло - тем самым публика показала, что самый свежий материал ей знаком хорошо. "Hessian Peel" - одна из самых разнообразных песен последнего альбома: начинается она как инструментальная баллада с почти философским текстом ("Will their children cry / When their mother dies / And in the autumn of their lives / Will they feel the same?"), затем переходит в прог-рок с элементами фанка и психоделии, немного похожий на последние работы других прогрессивных шведов из Anekdoten. А заканчивается это всё дэтовым рубиловом, переходящим сначала в сумасшедшее гитарное соло и далее - в мат-метал. "Hessian Peel" стала одним из главных событий не только альбома, но и концерта. Здесь я захотел похлопать группе, но мои руки запутались в волосах стоявшего впереди специалиста по хэдбэнгингу. А далее прозвучала "Closure" с самого спокойного альбома группы "Damnation" (2003). "Closure" отправила слушателей в мир меланхоличного рока и гипнотизирующей психоделии, местами это звучало как спейс-рок или даже спейс-фьюжн (термин, придуманный мною для обозначения музыки британских психоделичных "космонавтов" Ozric Tentacles) - в общем, всё это уносило куда-то далеко из душного и прокуренного зала. После концерта мой друг, большой любитель джаза и металла, скажет: "Я словно на хорошем фьюжн-концерте побывал". И верно - смешение стилей в музыке Opeth способно создавать такой эффект. Это не только металл.

Без выхода на бис группу не отпустили, и опята вернулись на сцену с последней песней. Opeth - такие музыканты, которым для выхода на бис достаточно одной песни. Вышли - и заиграли что-нибудь длительностью в минут 10 - 13, у них много таких песен. Итоговой песней стала "Deliverance" с одноимённого альбома 2002 года. Молотилово с гроулом тут сменяется мягкой психоделией и чистым вокалом - очередная песня-матрёшка, где каждая вынимаемая фигурка не похожа на предыдущую. А в какой-то момент вместо следующей фигурки вынимаешь горящий динамит и - бах!
Итого: более часа шведского прогрессив-дэта, спокойная публика, внимательно слушающая сложную музыку, отсутствие слэма (!) и обещание Окерфельдта приехать в Россию ещё раз. В заключение музыканты обнялись и поклонились публике. Ну, что тут ещё можно сказать? Ждём опят опять.

27.02.2009, Денис КРЮКОВ (ЗВУКИ РУ)

OPETH - свежие публикации: