Вооружившись инсайдерской информацией о том, что Bola начинает играть в час, а также приняв во внимание вчерашнюю давку на том же месте в тот же час перед концертом Heartbreak, наша компания решила двигать в тонны, едва дослушав последние аккорды Port Royal в "Думе". Однако, простояв дежурные десять минут в гардеробе (к счастью, уже внутри клуба), в зале мы обнаружили легендарных трёх калек. То есть танцпол был вообще пуст, а по бокам ютилось некоторое количество скучающих фанатов Фиттона (Darrell Fitton). Строить предположения о том, по каким принципам московская публика куда-то идёт или не идёт, я уже давно бросил. Впрочем, было ясно что для Болы и его спокойных пьес такая вот горстка тру-фанов подходила явно лучше, чем толпа подвыпивших москвичей, жаждущих развлечений и орущих "мяса давай!".
Расстраивало другое - все разговоры про "начало в час" оказались дезой. К этому моменту не стартовал даже разогрев в лице Фреймвотчера (Framewatcher). Ждать, пока подойдет публика - вещь опасная, вместо этого может начать расходиться та, что уже есть. И тут, похоже, работал именно этот вариант. Музыка, впрочем, была хороша - Филка играл ностальгическую техно-классику середины девяностых, под которую мне вспоминались эфиры "Субстанции", сеты Solar X, Компаса и Ухо, а также вечеринки в клубе "Акватория".
Около двух (!) на вахту заступил Framewatcher, у которого наблюдалась серьезная проблема. Это был разогрев. А разогрев, по-хорошему, должен быть примерно вдвое короче сета хедлайнера - все-таки не на тебя люди пришли в первую очередь. Фреймвотчер же из тех музыкантов, что будут играть, пока им не отключат электричество. В результате, минут через двадцать становится скучно, а через сорок пять в голове уже звучат призывы к насилию. Лайв длиной в час десять (сколько в результате отыграл наш доблестный разогревающий) можно себе позволить, если ты - группа с двадцатью хит-синглами. А столько времени лить на публику (которая ждёт Болу, а на часах скоро три) довольно нудный, пусть и не бездарный, саунд-дизайн, это уже похоже на издевательство.
Однако когда перед нами наконец появился Даррел (как всегда отчаянно негламурный простой манчестерский дядька в клетчатой рубашке), жизнь враз стала прекрасна. Сетап у Болы такой же скромный, как и он сам - ноутбук (кумиры меня не подводят - у него НЕ макинтош!) и видавшая виды старенькая миди-клавиатура "Evolution". Однако на этих клавишах англичанин по-настоящему играет: серьезно, вдумчиво и самозабвенно, как органист в церкви. Это не ленивое покручивание ручек а-ля Lindstrom и не соло одним пальчиком. Бола исполняет живьем свои сложные полифонические партии - двумя руками, быстро перебирая аккорды. Музыкальный бэкграунд - великая вещь. С ноутбука идут барабаны, которые он практически не изменяет, и минимум мелодических партий. Живые версии получаются более минималистичными - что может Даррел играет руками (либо пэдами, либо тембром этакого синусоидального электропиано), что не может - просто не играет, именно так и должна звучать электроника в концертном исполнении.
Основная часть сета - из вещей с двух последних дисков, "Kroungrine" и "Gnayse", медленных и чинных. Ужасно не хватает для такой музыки сидячего зала, хотя бы ГЦСИ (куда бы отлично вместились все пришедшие), а лучше - какого-нибудь костёла. Впрочем, и тут, когда все наконец сбежались из углов к сцене, зал совсем не выглядит пустым - народ слушает внимательно, аплодирует в паузах, в общем принимает Болу должным образом. Тот в ответ кивает, мило улыбается и вообще выглядит довольным - отсутствие давки на танцполе его, похоже, совсем не расстраивает. В зале - привычная для IDM-вечеринок странная и пёстрая компания. Степенные люди, которые пришли послушать, безумные фрики, выделывающие на танцполе причудливые аритмичные коленца и даже бритоголовые экспаты, выглядящие как персонажи Уэлша (те явно пришли посмотреть земляка и беспрестанно орут что-то про Манчестер, это раздражает). Звук выше всяких похвал, в чем, впрочем, никто не сомневался. Кажется, ни один человек не умеет лучше Болы управляться с непослушными волнами.
Хайлайт первой половины сета - "Effanajor". Такое ощущение, что к нам приехал поиграть Иоганн Себастьян Бах, настолько эти величественные и печальные аккорды не вяжутся с современным контекстом. Вещи плавно перетекают одна в другую и звучат этакой целостной программой. Постепенно Даррел начинает и старый материал вставлять: "Tibular Vader" c альбома "Fyuti" звучит на общем фоне неожиданно бодро, а один из треков и вовсе напоминает ремикс на аутекровский "Basscadet". Бола вроде не из тех музыкантов, которых любят за хиты, но и у него находится ударный блок - ближе к концу Фиттон играет дуплетом "Pae Poae" (основательно переделанную, без вокала и с видоизмененными партиями клавиш), и "Aguilla" - тут уже не обходится без пронзительного сэмпла "Now I miss you". Тут уж публика устраивает настоящую овацию.
Получился настоящий Концерт - с ощущением сопричастности и музыкой, которую не стыдно назвать высоким искусством. Бола как всегда оказался на высоте, в очередной раз показав, как надо сочинять и играть и новой волне "аблетонщиков", и блудным коллегам вроде Autechre и Aphex Twin. Только вот видели это опять единицы - новое поколение выбирает мальчиков с мелированием, макинтошами и джойстиками вместо клавиш. Радостно по крайней мере то, что самого Болу эта "элитность" ничуть не смущает, иначе он давно забросил бы свои опусы к чертям собачьим и нанялся бы в инженеры к каким-нибудь попсовикам.
1902 – В 1902 году в городе Каламазу, штат Мичиган, США Оливер Гибсон основал мануфактуру по производству струнных инструментов the Gibson Mandolin-Guitar Mfg. Co, Ltd. Через 24 года под этой маркой выйдет первая электрогитара, получившая широкое распространение среди музыкантов »»
1953 – Родился Мидж Юр - шотландский гитарист, певец, клавишник, автор песен, продюсер, прежде всего известный как фронтмен группы Ultravox »»
Junior MANCE (1928)
Ed BLACKWELL (1929)
Paul HUMPHREY (1935)
David Lee ROTH (1955)
Tanya TUCKER (1958)
Kirsty MACCOLL (1959)