ОБЩЕЖИТИЕ  "Единственный путь - путь в рай"

Звуки встретились с участниками группы ОбщежитиЕ.

В конце минувшего года популярная в кругах интеллектуалов московская группа ОбщежитиЕ выпустила в свет новый сингл "Движение". Звуки встретились с участниками группы и поговорили о новом сингле, авангарде, тоталитаризме и бесконечности.

Звуки.Ru:- Недавно в интернете вы выпустили сингл "Движение". Расскажите о нем немного. Почему он так называется? Какова его концепция?

Сергей Разводов: Во-первых, временная категория. Время движется, как кажется, вперед, а смысл остается старым. Движение куда-либо может быть обманом. И современные физики это подтверждают. Наше движение - вспоминать. Идти от ада (современности) к истоку - в рай. И мы понимаем, что это движение до самого конца: солдат приходит на войну умирать, а не выживать.
Юрий Высоков: - Как формулирует наш друг, философ Алексей Болдырев, нынешнее человечество - это тупиковая ветвь духовного (и прочего) развития жизни. Её будущее - только отмереть и отвалиться. Грех Адама и Евы был не обязателен, как это мы себе пытаемся представить. Не надо было рвать яблоко. Сейчас мы ту яблоню уже всю по-моему оборвали, во все говно, в которое можно, сели. Единственный путь - путь в рай. Назад. В детство. К истоку бытия. Принимайте эту мысль как хотите, но она единственная верна.
Она и реальна, ведь грех реально можно искупить. Вот вам и инструкция по возвращению, инструкция по выживанию, правило движения. Вот движение, какое бы надо поднять, какого бы хотелось.
На сингле - про другое движение. Про тоталитарное совершенно движение колеса бытия (причем имеется в виду нечто куда более глубокое, чем пресловутое колесо Сансары, это не просто повседневность, не просто "земной мир"). Неумолимое движение из рая ("Я не убивал") к Концу через войны и боль - а там, глядишь, к новым горизонтам и пророкам, а может, и в никуда. И война в Осетии, которая была толчком к записи сингла, тоже часть этого процесса. Про это сама песня "Движение".
Дмитрий Меркулов: С синглом все обстоит несколько конкретнее. Собственно замысел появился в день начала войны в Южной Осетии, 8 августа прошлого года. Как только мы узнали о том, что случилось, мы поняли, что просто физически не можем не начать записывать этот сингл; он начал чуть ли не буквально по воздуху вокруг нас летать. Мы тогда находились в довольно разобранном виде - у нас еще не было барабанщика - и вдобавок ко всему мы были в разных городах - Юра в Евпатории, мы в Москве. Но как только случилась война, мы начали друг другу звонить, и стало очень очевидно, что все думают об одном - надо ехать в студию и записывать именно эти песни. Невозможно было сидеть дома и что-то придумывать, чего-то ждать - все уже играло, надо было только это записать. 14 августа - как только мы нашли "сессионного" барабанщика, это Дима Дроздов - мы уже записывали барабаны для "Встать и отомстить". То есть, на самом деле, сингл должен был выйти если не в сентябре, то в октябре точно, задержка с его выходом во многом потому получилась, что не было своего барабанщика, еще почему-то, то есть, в сущности, по техническим сугубо причинам. Но песни, вошедшие в сингл, - это людям надо знать - песни эти существовали задолго до. Они и на концертах игрались давно достаточно.
Юрий Высоков: Я не договорил. Там еще очень важно, что есть волевой момент - песня "Встать и отмстить". Я написал эту вещь в мыслях о советской стране и о девяностых, как нас тогда скопом провезли харей по грязи, по асфальту, а потом еще раз по грязи. Об этом нельзя забыть. Я был маленький в девяностые, телевизор все время смотрел с бабушкой. Очень остро воспринимал, что показывают. Чувства, которые помнятся - страх, униженность, неведение, уныние, неописуемая жажда мести. Мести, в первую очередь, самим себе за слабость, приведшую к такому мраку. Конкретных личностей - Чубайса там, Гайдара, Грачева, конечно, тоже надо к стенке, но главный смысл того, о чем я говорю, метафизический. Преодолеть себя, восстать из мертвых. Воскреснуть. И вот, когда песня написалась, у меня отхлынул ужас воспоминания о тех временах. Такое было ощущение, что внутри этой песни все удалось расставить на свои места, восстановить порядок, наказать виновных и т.д.

Звуки.Ru:- Логично, что любой музыкант, если он хочет быть услышанным, находится в конкурентной борьбе с другими музыкантами. Тут два вопроса. Первый: в чем ваше конкурентное преимущество и как вы оцениваете происходящее в современной музыке? Второй: почему вы, вообще, должны быть услышаны?

Василий Филитов: Конкурентное преимущество - вообще не очень применимая в данном вопросе категория. Музыка это не соревнование отдельных музыкальных коллективов или исполнителей за право быть услышанным. То есть это так в очень ограниченном, на самом деле, культурном пространстве. Что же касается нашей музыки, то имеющий уши - услышит. В том смысле, что информационное поле уплотнено до такой степени, что превратилось в какой-то сумбур, и в нём главное - сила, точность удара, какой-то акции (концерт, выход альбома или сингла, и т.д.). Ещё важный аспект - разобщённость этого сумбура, и тут нужно не бороться с кем-то, а наоборот объединяться, вести за собой. У нас в России сейчас нет движухи, нет духовного и идейного единства. Наши усилия и направлены как раз на такое единство (а конкурентная борьба суть разделение).
Юрий Высоков: Есть конкуренция, так как есть война. Информационная в том числе война между нами, кто считает человека божьим созданием и в связи с этим много от него требует, и теми, кто считает человека шуткой, ничем особенным, говорящим зверушкой. Кто как считает, так он и играет музыку, так подбирает содержание телеканалов, так воспитывает детей, так общается с друзьями. Наше своеобразие - в таких вещах, как величие, красота, сила любви, опыт войны, взаимодействие между людьми высшего порядка (что и есть общежитие). Мы - это от Андрея Рублева до Ницше, от Монтеверди до Зульфикарова, от Данте до Сталина. Вот так. И это не интеллектуализм никакой, будь он неладен, а крепления, дающие возможность чувствовать себя надежно и подниматься по горе бытия далее, ожидая, может, апокалипсиса, может, новых пророков, а может, и полного конца всего и вся. Никто не знает. Только это и имеет настоящий смысл, прочее - суета. Только тот, кто в этой теме, - актуален. Мы можем быть не очень популярными в данный момент, но мы в сто раз актуальнее других групп. Если людей устраивает мертвечина, если кроме как умножать пустыню, они ничего не собираются делать, то это их беда, их смерть. Хотя мы из кожи вон будем лезть, чтобы, кого можно, спасти. Потому что, согласно христианству, нет безнадежной души, всюду может упасть благодать, никто не закрыт от дара божьего.

Звуки.Ru:- В пору финансового кризиса люди переживают что-то вроде депрессии и совершенно логично, что они хотят веселой музыки. Вы со своими песнями не слишком ли грузите народ?
Василий Филитов: Никакой весёлой музыки люди не хотят, люди устали от неё. Устали от бессмысленности, пошлости и похабщины современной "весёлой" музыки. Кризис это мощное встряхивание сознания человека, это обновление. Вот и наша музыка это обновление, она как нельзя лучше подходит для сегодняшнего времени. Грядёт смена культурной доминанты, культурное перерождение. Конечно, что-то может грузить, но, во-первых, лично я считаю, что грузящая музыка полезнее, чем не-грузящая, а во-вторых, что мы не так уж и сильно грузим народ. У нас не так много завёрнутой интеллектуальтщины и грузилово идёт в основном в начале, при первом знакомстве с нашей музыкой. Конечно, я тут не особо много могу сказать как слушатель, но ощущение такое.
Юрий Высоков: Это вообще бред собачий. "Веселая музыка..." (смеется). Веселая музыка может быть тогда, когда человек превозмог смерть, когда для него смерти нет. Тогда она истинно веселая, за отсутствием причины грустить. Прочее - несусветный самообман. Самое глупое - это минорные тональности считать грустными, а мажорные - веселыми. Записать веселую музыку, ту, которая сегодня считается веселой, можно с пол-пинка. Таких людей можно обмануть в два счета. Чем и занимаются сотни тысяч музыкантов и продюсеров по всему миру. Мы не видим смысла, опять же, "умножать пустыню", и играем музыку, адекватную состоянию бытия. А кто не видит в нас веселья, озорства и баловства - тот или слепой или дурак. Пусть познакомится, может, с нами, пообщается, сам все поймет.

Звуки.Ru:- Вы авангардная группа? В чем заключается ваша авангардность?
Василий Филитов: Да, конечно, мы авангардная группа. Авангард значит "передовое искусство". Наш авангард это близость к Традиции, это попытка вырулить из того тупика, куда культура зашла и из которого только сейчас потихоньку выкарабкивается.
Сергей Разводов: Многие передовые люди нашего времени - художники, музыканты, ученые - поняли, что относительно современности Традиция, религиозное искусство и мышление - это не что иное как абсолютный авангард по отношению к "Черному квадрату", выставке пластиковых стаканчиков и концертам, где пианист сидит и ничего не играет. Другое дело, что подлинное, полноценное, настоящее религиозное искусство пока не родилось. В этом главная "интрига" момента.

Звуки.Ru:- Как вы оцениваете новые медиа: музыкальные блоги, бесплатное распространение mp3 и так далее?
Василий Филитов: Музыкальные блоги - это очень хорошее средство для обмена музыкой, для размещения информации о своей музыке и получения информации о чём-либо интересном. Я считаю, что их существование правильно и нужно. А насчёт обмена mp3 - то я это всячески приветствую. Искусство должно принадлежать народу. Искусство должно распространяться свободно. Капитан Бифхарт (Captain Beefheart) сказал как-то: "Я не хотел бы брать деньги за свою музыку, потому что там, где я взял её, за это не заплатишь". Очень правильно.

Звуки.Ru:- Недавно в Живом Журнале развернулась интересная дискуссия между критиком Александром Горбачевым и юзером skval о том, что музыка, подобная "Общежитию" - это пропаганда тоталитаризма. Также речь шла о вашем сотрудничестве с Евразийским Союзом Молодежи в плане концерта о жертвах грузино-осетинского конфликта. Понятно, что все взаимоотношения людей - это в каком-то смысле взаимоотношения подчиненного и подчиняющегося, то есть политика. Вопрос - вам нужна власть? В каком виде: слава, популярность, тайная власть? И для чего?
Василий Филлитов: Нужна ли власть это очень сложный вопрос. Пропаганда тоталитаризма - не очень точное определение, скорее - авторитаризма. Русскому человеку нужен царь. Нам нужен царь. Без царя Россия претерпевает катастрофы. И я говорю не буквально о возрождении монархии, но скорее о силе, ведущей за собой. Авторитаризм, который мы славим, это, на самом деле, этап на пути к свободе, к коммунизму, к кропоткинской анархии. То, до чего довела мир демократия, либеральная западная доктрина - это недопустимо, и, конечно, мы против этого. Когда видишь такое, то сложно, вообще говоря, не заниматься "пропагандой тоталитаризма". Но по сути, авторитарная власть это этап на пути воспитания человека, подготовки его к свободной жизни в гармонии с природой и с собой. И вера играет здесь ключевую роль. Наш про-авторитарный протест это протест ещё и против интегральной духовности (то есть либеральной бездуховности), понимание, что без Православия, без искренней веры в Бога, у нас вообще ничего не получится и всё, что мы делаем - зря.
Юрий Высоков: Власть нужна, иначе какой смысл действовать в том поле, на которое мы вышли. Выбор таков: с одной стороны, монастырь, или семья, или просто сознательно неприметная жизнь, с другой - война, поэзия, власть и движение. Смешивать одно с другим, пытаться усидеть на двух стульях глупо. Только несчастным будешь от этого и все. Но конечно, беда человеку, которого власть опьянила, который стал рабом собственной власти и ушел к дьяволу. Власть - это с духовной точки зрения очень непростая для человека ситуация. К этому нужно готовиться. Причем готовиться хорошо. Власть - это большое испытание, и кто этого не понимает, пинком бытия отправляется в ничто, в бездну. Надо готовиться. Мы готовимся. И еще важный момент: власть (скажем, в музыке) взять мы обязаны, потому что, скажите, предлагает кто-то, вот из наших ровесников, из поколения рожденных во вторую половину восьмидесятых, хотя бы интуитивно что-то вот до костей созидательное, что-то, в чем он уверен и готов уверить остальных? Нет же! Сплошной цинизм и постмодернизм. Так нельзя. То, чтобы мы повели за собой, это не "желательно" даже, это необходимо.

Звуки.Ru:- Как ваша музыка влияет на вашу повседневную жизнь? На западе инди, независимые музыканты чаще всего ведут своеобразный, квази-социальный, инфантильный или грубо радикальный, коммунный образ жизни. Как ваши песни соотносятся с вашей жизнью? Много ли общего?
Василий Филитов: Есть идеал и стремление соответствовать этому идеалу. Вера в Бога, труд и любовь - вот три составляющих, которые определяют метафизический идеал.

Звуки.Ru:- Есть ли конец, смерть Общежития? В чем он может заключаться? Когда вы успокоитесь?
Дмитрий Меркулов: Мы спокойны.
Василий Филлитов: Конца нет. При всей эсхатологической направленности нашего творчества успокоимся мы, наверное, когда в мире всё встанет на свои места. Но и тогда будем заниматься музыкой. Я не представляю себе иной жизни.

28.01.2009, Григорий ПРОРОКОВ (ЗВУКИ РУ)