DEPECHE MODE  Depeche Mode. Подлинная история (отрывок)

Осенью этого года книга Джонатана Миллера "Stripped", посвященная Depeche Mode, впервые была выпущена в России. С разрешения издательства "Амфора" Звуки публикуют отрывок из книги. В нем речь пойдет о бурных гастролях "депешей" в поддержку альбома "Songs of Faith and Devotion", а также уходе из группы Алана Уайлдера.

Мое решение покинуть группу пришло во время записи альбома "Songs Of Faith And Devotion". Я могу вспомнить пару прочно засевших в моей голове случая, когда во время записи того альбома - а именно, во время тех первых сессий - я подумал: "Это не приносит удовольствия, мне не нравится это делать, и я хочу, чтобы это был последний такой случай".
Алан Уайлдер (Alan Wilder), 2001.

Путешествие по Южной Америке обошлось без печальных происшествий, поэтому повод написать что-то у прессы появился только в тот день, когда было объявлено, что в 11-недельном североамериканском продолжении "Exotic Tour" разогревать группу будут Primal Scream. Учитывая их репутацию дикарей, это могло быть расценено как самоубийственный шаг со стороны Depeche Mode, поскольку дела с наркозависимостью Гэана (Dave Gahan) не стали лучше. И гастрольный психиатр за $4 000 в неделю не помог.
Мартин Гор (Martin L. Gore): Это не сработало, потому что к нему ходил один Флетч (Andy Fletcher), а остальные этого не делали. Спустя шесть недель мы отказались от его услуг.
Алан Уайлдер: Дэйв очень сильно настаивал, чтобы мы взяли с собой в тур этих "Primal Tap" - понятия не имею, почему! Я чувствовал, что это может добром не кончиться, но не стал возражать. К тому моменту у меня уже опустились руки, я просто хотел дожить до последнего концерта.
Гэан и впрямь был впечатлен Primal Scream: "Я настоял на этом! Я полюбил их позицию и альбом, который они тогда записали - "Give Out But Don't Give Up". Я хотел, чтобы мы могли быть настолько же свободными."

Фил Сатклифф резюмировал в "Q": "В завершающем американском туре Гэан выпросил место разогревающей группы для своих обожаемых Primal Scream. Но, как утверждают, "скримы" оказались так потрясены уровнем излишеств в Depeche Mode, что решили сами избавиться от всего этого, и их грядущий альбом был записан без порошков, таблеток и косяков".
Эти слова отчасти были подтверждены Энди Флетчером: "Я был в клинике во время тура с Primal Scream, но думаю, что совместный тур мог испортить скорее "праймалов", чем "депешей". Вряд ли Primal Scream осознавали, в каком состоянии к тому моменту все находились. Думаю, они оказались шокированы! Большая продолжительность того тура была ошибкой".
Уайлдер (в отличие от Флетчера, присутствовавший в туре) тоже поделился мыслями. "Ну, немножко вонючие, особенно этот Бобби Гиллеспи (Bobby Gillespie), - пошутил он. - Честно говоря, я немного времени провел с ними, так что о них как личностях судить не могу. С ними активнее всего тусовались Дэйв и Дэрил, но это обычно сводилось к сборищам в гостиничном номере. Я предпочитал выбраться на улицу после концерта". Мартин Гор: Из "Devotional Tour" и "Exotic Tour" больше всего писали про период с Primal Scream, хотя он длился три месяца, а два тура вместе - 15 месяцев. Да, мы не были ангелами, но это не было и полностью вышедшей из-под контроля оргией. Мы бы не выжили, если бы все обстояло так, как все это описывают.
Эндрю Перри из журнала "Select" путешествовал с Primal Scream, и видел потенциальную проблему с самого начала. "Гэан явно благоговеет перед ними, но сами "скримы" были в полном раздрае с того самого момента, как присоединились к туру в Калифорнии. Они только что отыграли три недели в Британии, и были вымотанными. Когда они приземлились в Сан-Франциско, тут же возникли сложности с таможенниками, которые решили, что у них обязательно должны быть наркотики, потому что они - рок-группа. А им уже тем вечером, 12 мая, надо было выступать в Сакраменто".
Однако Дэйв Гэан не разочаровался в Primal Scream: "Мы здорово повеселились - очень веселое время было. Они постоянно были у меня в гримерке".

Несложно догадаться, почему. "Это было замечательно, - продолжал Гэан, начиная говорить с глазвегианским акцентом. - Перед концертом ко мне стучались, и это был Эндрю Иннес (Andrew Innes), Роберт "Троб" Янг (Robert "Throb" Young) или Бобби Гиллеспи: "А у тя есть снюхать, мистер Джи? Нимагу прям сегодня, весь день "Jack Daniels" пил. Мне просто снюхать надо, мистер Джи". И, конечно, я предоставлял им желаемое. Бобби меня насквозь видел, а я, кажется, видел его. Он производит впечатление тощего болвана, но он очень умный, сообразительный парень. Бобби очень хорошо управлялся с веществами: он знал, где остановиться. А я - нет. Я не понимал, что больше никто так далеко не заходит. И "скримы" это показали".
"Я не был тогда наркошей, - сказал Бобби Гиллеспи "The Guardian". - Я никогда в жизни так мало не принимал! Это было очень скучно".

Так или не так, но через две недели после своего появление гитарист "праймалов" по прозвищу "Троб" сумел не поладить с законом, едва избежав обвинения в непристойном обнажении после купания голым в реке Сан Антонио с тремя людьми из своего гастрольного персонала. "Они угрожали предъявить мне обвинение, но ограничились предупреждением, - сказал он тогда. - Я на следующий день пожалел об этом. Наверное, это все из-за алкоголя произошло". Спустя шесть лет "Select" писал об этом так: "В кошмарных американских гастролях на разогреве у Depeche Mode в 1994-м они были подавлены к моменту своего сольного концерта в небольшом балтиморском клубе "8 By 6". Мартин Даффи (Martin Duffy) заявился на саундчек вдрызг пьяным, щеголяя парой сломанных пальцев и необъясимым знаком "никаких боевых искусств" на шее. Несмотря на этот знак, Троб неожиданно напал на Даффи - пытаясь размозжить голову клавишника своей гитарой - и в течение часа или двух группа официально считалась распавшейся".
В общем-то, гастрольная жизнь "депешей" и "праймалов" выглядела какой угодно, только не скучной. Перри написал такой текст, побывав за кулисами на концертах в нью-йоркском "Джонс Бич Амфитеатр" 16 и 17 июня: "Гэан тогда был в соответствующем состоянии, вокруг него вились какие-то дурные американские рок-цыпочки, все в сетчатых колготках и на шпильках, неспособные даже помаду ровно нанести. У группы среди персонала был человек, который каждый вечер шел и выбирал 15 или 20 самых симпатичных зрительниц, а затем приглашал их за сцену - очевидно, для удовлетворения желаний группы".
"Primal Scream всегда таскали с собой кучу записей, а в гримерке у них была пара дек, - продолжил Перри, - так что куча людей танцевала, а Дэйв Гэан сидел в центре комнаты в кресле, нюхая кокаин с пугающей частотой. Неожиданно он осознал, что я журналист, указал на меня, и один из его лакеев подвел меня. Мне надо было встать на колени рядом с его креслом, чтобы он мог со мной поговорить. Он начал бормотать о том, что люди его не понимают, но затем его настроение резко изменилось, он сказал "Я тебя прокляну!" - и в следующий момент укусил меня за шею! Затем он начал орать, и все смотрели, как он хлопнул дверью, продолжая кричать о проклятии в мой адрес. Я решил было, что он совсем съехал с катушек, но затем, на сцене, он был полностью собран и профессионален".
Алан Уайлдер: В целом, перед концертом никто не позволял себе излишеств. Я не знаю точно, в каком состоянии был Дэйв перед концертами того тура, но для меня он всегда выглядел как способный отлично выступать.
Как же сам "Дракула" отреагировал на впечатления Перри? "Мне казалось, что мы хорошо провели время - это было перед нью-йоркским концертом. Я прочитал в его тексте, что укусил его, но сам не помню, чтобы такое делал. Однако тогда я был очарован вампирами, и был готов поверить в собственные фантазии. Я определенно мог считать себя вампиром, тогда это меня увлекало. Даже кровать, в которой я спал в Лос-Анджелесе, была в форме гроба - большая двуспальная кровать в форме гроба! Вся моя жизнь была тогда сплошным "Spinal Tap", но тогда я смеялся над этим. Когда было хорошо - когда кутили в туре - было очень весело".

Алан Уайлдер: Мифы о "Devotional Tour" теперь вырвались из-под контроля. На самом деле, это был не более "рок-н-ролльный" тур Depeche Mode, чем любой из многих других. У всех там был свой маленький гастрольный мир, который сосуществовал с профессиональным шоу, просто этот тур был длиннее, поэтому и оказался тщательнее задокументирован. Хорошо работающий механизм шоу означал зачастую, что, кроме двух часов на сцене, мы вообще не пересекались. В большинстве историй есть доля правды, каждый удовлетворял собственные желания - порой с разрушительными последствиями, но это все часть личного способа иметь дело с таким ирреальным и странным миром. Там были инциденты вроде неудачных перелетов и драк, что создавало напряжение, но в настолько продолжительном туре напряжения не избежать.
Плохой перелет, о котором зашла речь, случился во время небольшого перерыва.
Алан Уайлдер: Мы с Мартином летели из Далласа к Карибскому морю, когда, примерно через двадцать минут после взлета, раздался громкий хлопок, и, кажется, были поданы кислородные маски. Там была какая-то проблема с давлением. Не обошлось без паники, и стюардессы, в слезах обнимающие друг друга, не помогали почувствовать себя увереннее. Пилоту пришлось развернуться, и мы провели кошмарные двадцать минут, пока самолет пытался вернуться в Даллас. Позже мы узнали из надежного источника, что, набери мы нужную высоту, поломка стала бы крупной аварией! После посадки мы мертвецки напились прямо в аэропорту.
Проведя из пятнадцати последних месяцев тринадцать в изматывающих турах "Devotional" и "Exotic", Depeche Mode завершили-таки их концертом на площадке "Дир Крик Мьюзик Центр" в Индианаполисе 8 июля, выступив за время этих туров в сумме примерно перед двумя миллионами зрителей.

Алан Уайлдер: Несмотря на всю фигню, было и много отличных моментов. Это было не только нашим самым успешным туром с одними из наших самых удачных концертов, но еще и отлично проведенным мной лично временем!
Отличное время, несомненно, провели и посетители вечеринки по случаю окончания тура, устроенной в детройтском "Сент Эндрюс Холле". Как сказал Алан Уайлдер: "Она соответствовала той репутации, которая сложилась у группы - по крайней мере, стандартным требованиям Depeche Mode: там были полуобнаженные девушки, стриптизерши и Мартин в женской одежде".
Не было там только Дэйва Гэана, который довел свой стейдж-дайвинг до логического предела. Совершив 12-футовый прыжок со сцены в Индианаполисе, он врезался в стулья, прикрепленные к бетонному полу. Снова оказался в больнице, на этот раз с двумя вызывавшими мучительную боль сломанными ребрами и внутренним кровотечением. Правда, певец еще некоторое время не чувствовал физической боли, потому что в момент прыжка был пьян. Несмотря на советы врачей, Гэан решил лечиться по-своему, самостоятельно выписался из больницы, снял маленькую калифорнийскую хижину на озере Тахо с женой Терезой и в течение трех недель жил там.
Уайлдер вспомнил некоторые приколы последнего концерта: "Джез Уэбб - гитарный техник - вылез, к моему удивлению, из рояля во время "Somebody". Устраивать розыгрыши вроде такого во время "зеленого" концерта стало в рок-н-ролле традицией. А гастрольный менеджер Энди Фрэнкс, переодевшись женщиной, вышел на сцену в качестве бэк-вокалистки. Еще мы любим сыпать тальк на барабаны, выходить на сцену в роли уборщицы с метлой в кульминацонный момент выступления Дэйва, показывать голый зад сбоку сцены - ох, как мы веселились".

Однако тур закончился, и, Дэйву Гэану это пришлось не слишком по вкусу. "Мне очень нравился тур после выхода "Songs Of Faith And Devotion", все эти два года. Мне это было в кайф: "Я это сделаю, черт возьми! И никто меня не остановит!" У меня ушло несколько лет, чтобы окончательно отойти от этого".

Тем временем в Англии приятель Энди Флетчера привел его обратно в "The Priory" [элитная наркологическая клиника, "популярная" среди рок-звезд; в разные годы курсы реабилитации в ней проходили многие злоупотреблявшие, от Ронни Вуда (Ronnie Wood) из Rolling Stones до Пита Доэрти (Pete Doherty) - прим. Звуков].
Укрывшись в отдельной комнате, Флетчер, был, по-видимому, убежден, что Дэйв Гэан был Дьяволом, собирающимся придти за ним. Приятель попытался его успокоить, распахнув занавески, но тут, словно по заказу, раздался удар грома. "Это он! Это Дэйв!" - вскричал Энди. Воспоминания самого Флетчера были, понятно, более осторожными: "Вернувшись домой, я отправился в клинику на четыре недели. Я пришел в норму, занявшись йогой, релаксацией. Думаю, теперь я куда сильнее. Надеюсь, такое больше не повторится".
Пока Флетчер восстанавливал силы, Гор занялся приготовлениями к свадьбе с Сюзанн Буавер, состоявшейся 27 августа. Вездесущий Рик Скай передал слова одного из гостей: "Прием был щедрым, шампанское лилось рекой". Гэан, как утверждают, приплелся на церемонию уже следующим утром, в сопровождении участников Primal Scream, с которыми джемовал на фестивале в Рединге. Дела у него тогда шли неважно. "Тереза решила, что хочет завести ребенка, - сказал он "Q". - Я сказал: "Тереза, мы же наркоманы!" Не будем себя дурачить: если ты наркоман, ты не можешь нормально ходить в туалет, кончать, ничего не можешь. Все эти функции организма перестают функционировать. Ты находишься в этом вялом теле, ты словно в раковине. Она этого не поняла".
Энди и Грейн построили роскошную дачу на лесистом острове в Темзе, чем Энди остался очень доволен: "Мы рассматривали самые разные варианты, но лишь по чистой случайности решили посмотреть на то, что риэлторы описали как "жилище на острове Темзы, нуждающееся в ремонте". На самом деле, мы обнаружили скорее лачугу, подлежащую снесению. Однако это место было идеальным. Мы влюбились в него и решили приобрести почти тут же. У нас один из лучших видов на Темзу, и это идеальное место для рыбалки, которую я люблю".
Грейн Флетчер: "Наша изначальная задумка столкнулась с ограничениями. К сожалению, нам запретили достраивать второй этаж и увеличивать размеры здания больше чем на 10 %".

Уайлдер тем временем решил развеяться после тура, прокатившись по горам Шотландии, сопровождала его Хеп Сесса. То, что задумывалось как отдых, превратилось в кошмар, - а с ужасного полета прошло всего несколько недель.
"Melody Maker" описал это так: "Алан Уайлдер из Depeche Mode едва избежал смерти, когда самолет Королевских Военно-Воздушных Сил Tornado разбился в холмах в шотландском графстве Перт 1 сентября, убив двух членов экипажа. На Уайлдера посыпались осколки, оказавшиеся раскиданными по дороге A85 - самолет упал в 200 ярдах от его автомобиля с открытым верхом".
Уайлдер дал собственное детальное описание события, которое журнал напечатал целиком: "Когда я приблизился к крутому изгибу дороги, из-за спины донесся шум Tornado, и, посмотрев вверх, я увидел днище самолета не более чем в 50 футах над собой. Через долю секунды самолет разбился рядом с дорогой примерно в 200 ярдах впереди. Очевидно, его скорость составляла примерно 400 миль в час. Свернув с дороги к ферме, я услышал звук удара и увидел громадный взрыв, дым и осколки которого меня чуть не поглотили. Другой свидетель бежал вызывать полицию, а я проехал за поворот к месту события. В то же время частицы угля и всего остального начали падать дождем на мою машину с открытым верхом. За поворотом части тел мертвых пилотов были отчетливо видны на дороге - части ремня безопасности с кишками на нем, много крови. Также был парашют, в воздухе витал сильный запах топлива. Когда прибыла полиция, я решил уехать с места события, так как больше ничего не мог сделать, а вокруг уже было много других машин. Только в этот момент я понял, что чудом спасся. Я бы точно был убит, или, что еще хуже, страшно искалечен, случись катастрофа на десять секунд позже. Невероятно то, что такое происходит в одном случае из миллиарда, а я оказался именно там и в то время".
Несколькими годами спустя Уайлдер по-прежнему находился под впечатлением своего близкого знакомства со смертью. "Я не стал религиозен, и в корне это мою жизнь не изменило, но свой след оставило. Больше всего мне запомнилось, насколько сюрреалистично это было. Меня поразило то, что мгновенная трагедия тут же продолжилась банальностью обычной жизни. Два мертвых пилота были размазаны по дороге, светило солнце, пели птицы, и не звучало никакой специальной музыки".

Кроме этого, в жизни Уайлдера происходило еще кое-что важное. Он серьезно сомневался в том, стоит ли ему оставаться участником Depeche Mode, и вынашивал некоторое время эти сомнения. К 1 июня 1995 года - когда ему исполнилось 36 лет - Уайлдер принял решение. Он решил уйти.
Алан Уайлдер: Я устроил встречу в нашем лондонском офисе, чтобы сказать об этом Мартину с Флетчем, а затем я послал факс Дэйву в Лос-Анджелес - после нескольких попыток до него дозвониться это было единственной возможностью сообщить ему. Я не получил прямого ответа от Дэйва, но он послал нам с Хеп большой букет цветов, когда в 1996-м у нас родилась Пэрис Уайлдер. Уверен, что он отлично понимает, почему я ушел, и он повел себя как джентльмен.
Реакция других участников группы, присутствовавших на той судьбоносной лондонской встрече, последовала быстрее. Сам Алан Уайлдер описывает ее так: "Мартин пожал мою руку, выглядя немного растерянным, а Флетч занял оборонительную позицию и, кажется, воспринял это как что-то личное - я не понимаю, почему, так как я ни на кого не клеветал".
Флетчер рассказывал несколько иначе: "У нас была встреча - у меня, Мартина и него - и он сообщил об этом. Мы попросту спросили: "Ой, а почему?" Мы не пытались его переубедить".
В тот же день Уайлдер заявил прессе о своем намерении покинуть Depeche Mode с помощью развернутого заявления: "В связи с возросшей неудовлетворенностью внутренними взаимоотношениями и работой группы, с некоторым сожалением я вынужден разойтись с Depeche Mode. Мое решение оставить группу не было легким - особенно учитывая, что наши последние альбомы свидетельствовали о полной реализации потенциала Depeche Mode. С момента прихода в группу в 1982-м я старался быть полностью вовлеченным в дела группы и приверженным ей, отдавать ей все силы. Я предлагал это добровольно, несмотря на постоянную неравномерность в распределении работы. Хотя я верю, что наша музыка со временем стала лучше, сам наш союз при этом ухудшился до того уровня, когда я перестал чувствовать, что цель оправдывает средства. Не хочу ни на кого клеветать - достаточно сказать, что отношения стали очень натянутыми, все более разочаровывающими, и, в итоге, в определенных ситуациях невыносимыми. С учетом этих обстоятельств, у меня нет иного выбора, кроме как покинуть группу. Мне кажется предпочтительным уйти на относительном пике, и, так как я по-прежнему очень люблю музыку, меня захватывают перспективы новых проектов. Остальные участники группы располагают моей поддержкой и лучшими пожеланиями всему, что они могут преследовать в будущем, вместе или по отдельности". Поскольку Depeche Mode в этот момент были разбросаны по миру, вместо них собственное заявление сделал лейбл Mute: "Нам очень жаль сообщать вам, что Алан Уайлдер решил покинуть Depeche Mode после 13 лет в группе. У остальных участников нет планов по замене Алана, а Мартин сейчас пишет новый материал. Мартин, Дэйв и Флетч собираются продолжать работу в качестве Depeche Mode".

Вспоминая позже свой уход из группы, Уайлдер сказал: "Я не думаю, что кто-либо из участников группы осознавал, что я собираюсь уйти, а если и понимали, то вряд ли считали, что я на это решусь: Преимущество заявления в том, что это хороший способ закрыть какую-то тему. У меня нет желания дальше углубляться в то, что там сказано. Достаточно сказать, что ситуация всегда не так проста, как кажется со стороны. Вероятно, это заявление не всем пришлось по нраву, но мне хотелось кратко резюмировать некоторые из причин моего ухода, а не давать прессе возможность решать самой, потому что она неизбежно сделала бы неправильные выводы".
Флетчер сделал свои собственные краткосрочные выводы: "Я лично считаю, что он думал, что больше не будет записано ни одного альбома Depeche Mode. Ну, конечно, состояние Дэйва в тот момент: мы в любой момент могли получить сообщение о том, что он мертв".
Уайлдер написал об этом: "Многие считают, что я покинул группу из-за очевидных проблем Дэйва, но дело было не в этом. Впрочем, я действительно думал, что возможность дальнейшего существования DM зависела от того, сумеет ли Дэйв уладить свои проблемы, а в тот момент было непохоже, что сумеет".
Энди Флетчер: Если читать между строк, думаю, он считал, что первым бежит с тонущего корабля. Он также не сказал ничего хорошего о нас с Мартином, но это я могу понять.

"Когда Алан ушел из группы, он настаивал на большом заявлении для прессы, - ворчал Гор, разговаривая с Китом Кэмероном из "NME" в 1997-м. - Одним из его главных пунктов было то, что объем работы был распределен несправедливо. Пусть это было так, но это же было его собственным решением, потому что он хотел держать все под своим контролем. Если работа была распределена несправедливо, то сделал так именно он сам". Когда в том же интервью был задан вопрос, продолжали ли Depeche Mode контактировать с Уайлдером, Флетчер пытался сказать, что они его толком не видели даже тогда, когда он еще входил в группу, но фразу прервал на полуслове Гор: "Я не думаю, что нам стоит начинать переругиваться с Аланом, потому что он был важной частью группы, вносил большой вклад и помогал принять многие решения".
Однако, хотя Гор и пытался смягчить ситуацию, сам он обозвал Уайлдера "мизантропом".
Алан Уайлдер: Ну, в этом есть доля правды, но думаю, что "мизантроп" - это все-таки слишком резко. Я не располагаю армией так называемых друзей, потому что я не выношу дураков, и у меня нет такой неуверенности в себе, которая требовала бы свиты льстецов. Я очень разборчив в том, с кем я хочу общаться. Подозреваю, Мартин имел в виду, что я циничен и саркастичен, что во многом верно. Я понимаю, насколько легко плыть по течению интервью и говорить вещи, которых на самом деле не думаешь. Я также знаю, что журналисты могут неверно трактовать или специально искажать слова людей, так что не обращаю особого внимания на все, что было сказано.
К уже сказанному Флетчер добавил: "Мы ни разу с ним не общались после той встречи, а с тех пор прошло два года. Алан не был участником Depeche Mode, когда группа появилась. Он стал, благодаря нашей любезности, постоянным участником после того, как был временно нанятым музыкантом, и он решил уйти. Если бы решил уйти я, Мартин или Дэйв, это могло бы стать более серьезным, потому что в нас изначальный дух группы". Гэан тоже прокомментировал уход Уайлдера: "Заявлять такое может быть самонадеянно с моей стороны, но я думаю, что произошедшее с Аланом во время создания "Songs Of Faith And Devotion" предопределило его решение. Думаю, тогда возникали очень нехорошие ощущения, и Алану было в течение долгого времени неуютно из-за того, как все происходило".
Предположение Гэана было частично верным.
Алан Уайлдер: Мадридские сессии к "Songs Of Faith And Devotion" дали мне понять, что я не получал достаточного удовольствия от жизни в группе, чтобы за нее цепляться. Особенно учитывая, что у меня не было ощущения, что я еще чего-то могу достичь в ее границах. Мне нужны были перемены, я хотел делать что-то новое.
Мартин Гор: Не могу сказать, что я был удивлен, потому что во время записи "Songs Of Faith Of Devotion" бывали моменты, когда он был явно не слишком радостным, и в туре он тоже не был счастлив. Одной из главных проблем было то, что он не ладил с Энди - я уверен, что это было не единственной причиной, но одной из.
В оценке Гора было здравое зерно. "Да, были некоторые сложности с общением, - признал Уайлдер. - Состояние Дэйва определенно все усложняло, но я бы не сказал, что это очень повлияло на мое решение. А трения между мной и Флетчем - они были, чего уж скрывать - значили не слишком много, потому что не затрагивали важных вопросов вроде записи и исполнения музыки".
Гор указал на то, что привело к возникновению этих "трений" между Флетчером и Уайлдером: "Алан тогда ощущал, что он очень значим в создании музыки. Думаю, ему казалось неправильным, что он получает столько же денег, сколько Энди, который вообще ничего не делает в студии. Думаю, что это стало камнем преткновения - хотя мне он никогда такого не говорил. Но я готов поверить, что это было одной из причин, по которым он не любил Энди - помимо того, что их характеры плохо сочетаются".
Учитывая, что на всех альбомах Depeche Mode, в создании которых активно участвовал Уайлдер - с "Construction Time Again" в 1983-м до "Songs Of Faith And Devotion" в 1993-м - в качестве создателей была указана вся группа, не могло ли это его задевать?
Алан Уайлдер: Не думаю, что выходные данные записей Depeche Mode сообщали правду о том, кто их создал, но, если честно, в то время мне было не до того, чтобы влезать в дискуссии по этому поводу. Я был счастлив работать, потому что это приносило мне удовольствие, и это то, в чем я хорош.

Основная же проблема, по словам Уайлдера, была в другом. "На самом деле никогда не были особо хороши мои взаимоотношения с Мартином. Я чувствовал, что он недооценивает мой вклад, и это меня разочаровывало, потому что обычно мы хорошо уживались, и я ценю его талант сочинителя. Предполагаю, что это интровертная натура Мартина делала его скупым на похвалу".
Дэниел Миллер: Depeche Mode всегда работали так, что не совсем понятно, кто за что отвечает. Март пишет песни, и он также вовлечен в студийную работу, но он не слишком любит сидеть в студии. Алан выполняет большую часть работы в студии, а Флетч, который на инструментах практически не играет, встряхивает остальных время от времени, задавая затруднительные вопросы или комментируя происходящее, что заставляет всех задуматься - он не то что бы катализатор, но кто-то вроде наблюдателя или случайного человека, очень практичного: "Ты слишком долго ковыряешься с этим треком, давай уже, продвигайся". И это действительно срабатывало, так или иначе.
Все это было частью "химии" Depeche Mode, но Алана такие вещи все сильнее раздражали, и он ощущал, что, возможно, остальные недостаточно ценят его работу.
Дэйв Гэан: Это дошло до того момента, когда превратилось в фабричную работу. Есть один наш снимок, сделанный во время записи "Songs Of Faith And Devotion", когда мы были в мадридской студии. Мы там все - ненамеренно - сидим рядом, а смотрим в совершенно разные стороны. Это отлично передавало суть.
Дэниел Миллер: Я не знаю, был ли достаточно обоснован уход из группы, но думаю, что Уайлдер обоснованно считал свой вклад недооцененным другими участниками. Он проделывал очень большой объем работы, а я не знаю, ценили ли они это вообще.
Алан Уайлдер: Я думаю, Дэниел предчувствовал, что я уйду, и был, вероятно, расстроен, но остался очень понимающим и всегда поддерживал.
Пожалел ли Уайлдер о своем решении? "Бессмертные слова великой женщины Эдит Пиаф - "Je ne regrette rien" <"Я ни о чем не жалею" - фр.>. Мое участие в "депешах" принесло мне многое, я рад, что увидел мир и получил столько вознаграждений, находясь в составе группы - немногим удается столько пережить или достичь. Были некоторые разочаровывающие вещи, но я не конфликтую с остальными участниками группы. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на злобу, и мое достоинство никогда не даст мне прибегнуть к мелочным ссорам на людях. В основном я получал удовольствие. Были, очевидно, скучные моменты вроде сидения в аэропортах, что напоминает мне о такой истории: когда у Чарли Уоттса (Charlie Watts) спросили, каково быть участником Rolling Stones столько времени, он ответил: "На самом деле я провел в группе только пять лет, а остальные двадцать болтался где-то рядом". Отлично сказано".

Как выяснилось, Уайлдер был не единственным, кто покидал стан группы. Женившись на сестре Джо (бывшей жены Дэйва Гэана), Дэрил Бамонт - который за эти годы сделал рядом с Depeche Mode целую карьеру - ушел от них, чтобы присоединиться к своему брату-клавишнику Перри, став гастрольным менеджером The Cure. Чуть позже Бамонт предложил оставшемуся в одиночестве Алану Уайлдеру присоединиться к Роберту Смиту (Robert Smith) с компанией.
Алан Уайлдер: Это было высказано как сомнение, а не прямой вопрос. Я подумал сначала, что это было шуткой, но меня убедили, что это серьезно. Дэрил Бамонт, который раньше работал на DM, а теперь перешел к The Cure, спросил меня, не хочу ли я этого. Последним, чего бы мне тогда хотелось, было участие в группе. Я никогда не хотел провести в группе всю свою жизнь - это выглядит немного наивным, быть замкнутым в поп-мире, когда тебе почти сорок. По мере того, как взрослеешь, пропадает желание быть связанным с одной группой людей и одним видом деятельности.
А вот еще более неожиданный поворот: Винс Кларк (Vince Clark) связался с Мартином Гором и предложил восстановить оригинальный состав Depeche Mode. "Он действительно сказал, что хотел бы заменить Алана и вернуть оригинальный состав, и мы посмеялись над этим первые пятнадцать минут, - сказал Гор. - Но затем он говорил это при каждой встрече, и это заставило нас подумать: "А может, он это серьезно?"
Так было ли это серьезно? "Я не знаю, - продолжил Гор. - Я ни разу не говорил ему: "Как насчет вернуться на одну запись?" Не знаю. Возможно, он бы это и сделал. Но я думаю, что музыкально мы с ним разошлись в разные стороны. Вряд ли что что-то получилось бы. Я не думаю, что мы теперь совместимы".
В то время Кларк мог страдать от того, что продажи нового альбома Erasure впервые оказались разочаровывающими. На этом альбоме (названном так же, как и сама группа) дуэт отошел от стандартных синти-трехминуток в сторону более сложных вещей, и Энди Белл (Andy Bell) называл его "Наш "Dark Side Of The Moon".
Когда у Кларка спросили напрямую, предлагал ли он Гору восстановить старый состав, он подтвердил это, но в не слишком серьезном ключе: "Возможно, я пошутил об этом - вероятно, когда встретил его на какой-нибудь пьянке!"

Книга Джонатана Миллера "Depeche Mode. Подлинная история" выпущена издательством "Амфора".

05.11.2008, Евгений ТРИФОНОВ (ЗВУКИ РУ)

DEPECHE MODE - свежие публикации:

Сайт: www.depechemode.com

DEPECHE MODE

Depeche Mode - британский синти-поп коллектив, на протяжении трех десятилетий остающийся одной из самых популярных и влиятельных групп планеты.

Подробности из жизни:

Depeche Mode - британская группа.
Жанры: синти-поп, рок.

Состав:
Мартин Гор (Martin Gore) - вокал, клавишные, гитара
Дейв Гаан (Dave Gahan) - вокал
Энди Флетчер (Andy Fletcher) - клавишные
Алан Уайлдер (Alan Wilder) - клавишные, ударные (1982-1994)
Винс Кларк (Vince Clarke) - клавишные (1980-1982)

Группа была образована в 1979 году школьными друзьями из провинциального английского городка Бэзилдон. Коллектив, названный поначалу Composition of Sound, играл характерную для тех времен новую романтику, однако к 1980-му, обретя нового вокалиста Дейва Гаана и принесенное им новое название Depeche Mode, группа полностью перешла на синтезаторы. Выступая на разогреве у Fad Gadget, молодая группа приглянулась хозяину независимого лейбла Mute Дэниелу Миллеру (Daniel Miller), и вскоре под его чутким руководством записывала альбом для Mute Records. Альбом "Speak & Spell" поднялся на 10 место британского чарта, что было выдающимся результатом для совсем еще молодой группы,…

Далее... →