Три совместных концерта Аквариума и Fairport convention стали самым красивым эпизодом наступающей осени. Странным образом, собрав перед сценой внушительные толпы, они представляли реальный интерес для довольно узкого круга людей. Как признал в беседе со Звуками Борис Гребенщиков, он сам давно мечтал услышать Fairport Convention живьем на российской сцене, но не представлялось случая. Никто не спешил привезти легенд фолк-рока в Россию. Ибо злодей Зорг в фильме "Пятый элемент" совершенно прав: "Если хочешь, чтобы дело было сделано - сделай его сам"; очевидным решением было приглашение британцев к совместному выступлению под эгидой "Аквариума".
Правду сказать, удивительно, что
никто не привозил FC в Россию раньше: в
одной Москве существует огромное число фолк-сообществ, которые регулярно
проводят разнообразные фестивали, празднества и встречи при участии звезд
"островного" фолка. Не меньше их и в Питере, и во всех крупных городах
России... однако никому до БГ эта светлая идея в голову почему-то не приходила.
Между тем, "Fairport Convention" -
явление, с которым считаются все
"обработчики" фолка: будучи образован аж в 1967 году, состав непрерывно
изменяется, следуя духу времени, служит "кузницей кадров" для многих известных
составов, непрерывно генерит новый материал и занимается плодотворными
исследованиями. В минувшем году группа отпраздновала сорокалетие, а число
студийных альбомов группы перевалило за
30 - выпущен крайне интересный "Sense Occashion". Лидер-вокалист группы
Саймон Никол (Simon Nicol) считает, что нынешний состав команды еще
будет меняться не раз: сам он в свое время перенял искусство у отца - тоже
гитариста и тоже Саймона. Конечно, многие знатоки будут утверждать, что
"классический" состав команды предполагает женский вокал (Джуди Дайбл, с которой был записан дебютный альбом, либо Сэнди Дэнни (Sandy Denny), которая сменила Джуди), но я могу вас
уверить, что это отнюдь не обязательно. Помимо Саймона, который отвечает в
группе за вокал и гитару, сейчас в составе постоянных участников FC числятся
Дэйв Пегг
(Dave Pegg - бэк-вокал, бас-гитара, мандолина), Рик Сандерс (Ric
Sanders) - скрипка,
Крис Лесли (Khris Leslie - вокал, скрипка, бузуки, мандолина), Генри
Конвей (henry Conwey - перкуссия и
ударные). От записи к записи состав может меняться и привлекать сессионных
участников, однако славу команде принесли именно концерты, и они достойны
отдельного восхищения. Саймон Никол не случайно говорит: "В течение всей
своей жизни группа считала себя, в
первую очередь, концертной, и только потом студийной. Мы не будем сами собой,
если в нашем концерте не будут присутствовать элементы цирка или ещё
чего-нибудь такого же веселого и непредсказуемого!"
"Аквариум" в этом мини-туре выступает в расширенном составе: число западных
музыкантов в группе уже преобладало над русскими участниками. На сцене
присутствовали недавно вернувшийся в группу Александр Титов -
бас-гитарист, игравший в "Аквариуме" с 1983 по 1989 и с 1992 по 1996 г.г., Брайан
Финнеган (Brian Finnegan) - флейтист из группы Flook, Бэки Тэйлор
(Becky Taylor) - иллеанская волынка, Алон Верма (Alon Verma) -
таблист из Индии... Вся эта разношерстная компания совсем недавно выступала в
Лондонском Королевском Альберт Холле. Этот концерт даже вышел на DVD, и сейчас
его можно найти не только в сети, но и в магазинах.
Московский концерт начали хозяева вечера. После вежливого "Как приятно
спустя все эти годы опять здесь оказаться" Борис Борисович сходу начал
"Центр Циклона" - и сразу становится очевидно, что все аранжировки песен
сегодня будут носить отчетливый "кельтский" характер, чему немало способствует
очень "характерный" флейтст и дуэт "альт - волынка". Иногда это звучит
органично ("Стаканы", "Анютины глазки", "Великая
железнодорожная симфония"), иногда - странно и
непривычно ("Туман над Янцзы", "Моей звезде" - она в итоге
оставила самое сильное впечатление). В программе
преобладают раздумчивые лирические композиции, БГ поет тихим голосом, в
очередной раз
удивляя и радуя тем, как молодо звучит его голос и с какой легкостью он берет
высокие ноты; под конец "Аквариум" неожиданным
образом выдает совершенно другую по окраске "Мы стояли на плоскости"...
- и это
энергетический центр
всего концерта, здесь сосредоточена вся "огневая мощь" группы. Здесь стройно
поет скрипка и очень красиво читается бас.
Завершив свою часть, БГ пообещал представить британских коллег, но вместо этого
просто
поднялся на балкон и устроился слушать Fairport
Сonvention.
"Я ждал 32 года, чтобы сказать эти слова. Спасибо, что и вы дождались. Добрый вечер, Москва!" - с этими словами начал сет Саймон Никол. "The Happyman" посвятил БГ - "to our friend Boris". А после заиграли великолепную пьесу, посвященную Стефану Граппелли (Stephane Grapelli) и Джанго Райнхарту (Django Reinhart), большим поклонником которых является скрипач Рик Сандерс. Он не замедлил продемонстрировать схожесть своих творчестких приемов с интонациями мастеров. Певучая, томная, его скрипка в какой-то момент разразилась отчаянным плясовым весельем, словно сдержанный профессор, который весело расхохотался прямо посреди урока. После чего последовали баллады-рассказки: об арктической экспедиции, затертой во льдах, о девушке, нарушившей обещание возлюбленому, о "повседневной жизни", о побеге лисы от охотников. Стили композиций могут варьироваться от рила до тяжелого блюза, однако обязательным элементом каждой из них будет инструментальное соло или дуэт. Особенно яркие инструментальные блоки - в "Take Me Away", красивой давней песне, неоднократно "менявшей свое лицо" для разных составов FC и наконец разлившейся скрипичными и гитарными партиями с бэк-сэмплами.
Отличный "вкусный" эпизод - Крис Лесли берет вторую скрипку и они с Сандерсом выдают искрометный дуэт, состоящий из каскадов и исполненный какой-то особой хрупкой красоты. Потрясает мастерство барабанщика - Конвей умеет звучать так, что его инструменты угадываются где-то на грани слышимости, а может - так, что стены дрожат, но в каждом случае он подбирает для солирующего инструмента самое правильное "обрамление". Я слушала и понимала, что лет 15 назад с такими же эмоциями мы слушали "Аквариум" - тяготея к кельтике, музыканты давали себе волю много и плотно заниматься аранжировками на стыке жанров. Это звучало интересно и не "канонически" - и именно так звучат сейчас их старшие коллеги, для которых британский фолк - база для собственных экспериментов и игр. Fairport Сonvention свойственна некая молодость души, потеряв которую, сразу приобретаешь полный клуб "зажигалочников", но стремительно становишься неинтересен самому себе. Возможно, именно в этом и кроется причина того, что две настолько мощные группы вызывают такой умеренный интерес у публики: им - интересно, публике - непонятно.
После концерта я не выдержала и спросила Гребенщикова:
- Борис Борисович, у Fairport Сonvention каждая вторая песня - с
инструментальны соло. У вас их тоже раньше было довольно много, а теперь почти
нет. Почему?
- У нас же новый состав, - сказал БГ. - Он еще не устоялся. Мы работаем над
этим, скоро все будет.
Ждем с нетерпением.
Трудно найти русского человека, который ни разу бы не слышал о легендарной русской группе Аквариум и ее лидере, Борисе Гребенщикове. Со времен первого альбома в 1972 году, Борис выпустил уже более 70 альбомов.
Дата образования:
1 июля 1972
Подробности из жизни:
Трудно найти русского человека, который ни разу бы не слышал о легендарной
русской группе Аквариум и ее лидере, Борисе Гребенщикове. Со времен первого альбома в 1972 году, Борис выпустил уже более 70 альбомов. В 70-х и 80-х годах,
Аквариум создал совершенно новую и уникальную музыкальную и социальную
эстетику. Навеянный великим множеством музыкальных стилей и культур специфичный
звук группы продолжает оставаться легко узнаваемым и в тихих балладах о любви,
и в легких танцевальных номерах в стиле реггей и в буйных рок-н-роллах, даже
несмотря на то, что состав группы почти полностью менялся от альбома к альбому.
Музыкальное пиршество Бориса и его группы затронула самые разные музыкальные
стили и направления, и сейчас трудно поверить в то, что такие разноплановые
альбомы как Акустика, Треугольник и Электричество были
записаны почти в одно время. Затем был период долгих домашних концертов
принесший нам Ихтиологию и, наконец, Аквариум выпустил День
Серебра и Дети Декабря по…
Lou ADLER (1933)
Ted NUGENT (1948)
Lurrie BELL (1958)
Hideto MATSUMOTO (1964)
Nick MCCARTHY (1974)
Марина ДЕВЯТОВА (1983)
Taylor SWIFT (1989)