Три совместных концерта Аквариума и Fairport convention стали самым красивым эпизодом наступающей осени. Странным образом, собрав перед сценой внушительные толпы, они представляли реальный интерес для довольно узкого круга людей. Как признал в беседе со Звуками Борис Гребенщиков, он сам давно мечтал услышать Fairport Convention живьем на российской сцене, но не представлялось случая. Никто не спешил привезти легенд фолк-рока в Россию. Ибо злодей Зорг в фильме "Пятый элемент" совершенно прав: "Если хочешь, чтобы дело было сделано - сделай его сам"; очевидным решением было приглашение британцев к совместному выступлению под эгидой "Аквариума".
Правду сказать, удивительно, что
никто не привозил FC в Россию раньше: в
одной Москве существует огромное число фолк-сообществ, которые регулярно
проводят разнообразные фестивали, празднества и встречи при участии звезд
"островного" фолка. Не меньше их и в Питере, и во всех крупных городах
России... однако никому до БГ эта светлая идея в голову почему-то не приходила.
Между тем, "Fairport Convention" -
явление, с которым считаются все
"обработчики" фолка: будучи образован аж в 1967 году, состав непрерывно
изменяется, следуя духу времени, служит "кузницей кадров" для многих известных
составов, непрерывно генерит новый материал и занимается плодотворными
исследованиями. В минувшем году группа отпраздновала сорокалетие, а число
студийных альбомов группы перевалило за
30 - выпущен крайне интересный "Sense Occashion". Лидер-вокалист группы
Саймон Никол (Simon Nicol) считает, что нынешний состав команды еще
будет меняться не раз: сам он в свое время перенял искусство у отца - тоже
гитариста и тоже Саймона. Конечно, многие знатоки будут утверждать, что
"классический" состав команды предполагает женский вокал (Джуди Дайбл, с которой был записан дебютный альбом, либо Сэнди Дэнни (Sandy Denny), которая сменила Джуди), но я могу вас
уверить, что это отнюдь не обязательно. Помимо Саймона, который отвечает в
группе за вокал и гитару, сейчас в составе постоянных участников FC числятся
Дэйв Пегг
(Dave Pegg - бэк-вокал, бас-гитара, мандолина), Рик Сандерс (Ric
Sanders) - скрипка,
Крис Лесли (Khris Leslie - вокал, скрипка, бузуки, мандолина), Генри
Конвей (henry Conwey - перкуссия и
ударные). От записи к записи состав может меняться и привлекать сессионных
участников, однако славу команде принесли именно концерты, и они достойны
отдельного восхищения. Саймон Никол не случайно говорит: "В течение всей
своей жизни группа считала себя, в
первую очередь, концертной, и только потом студийной. Мы не будем сами собой,
если в нашем концерте не будут присутствовать элементы цирка или ещё
чего-нибудь такого же веселого и непредсказуемого!"
"Аквариум" в этом мини-туре выступает в расширенном составе: число западных
музыкантов в группе уже преобладало над русскими участниками. На сцене
присутствовали недавно вернувшийся в группу Александр Титов -
бас-гитарист, игравший в "Аквариуме" с 1983 по 1989 и с 1992 по 1996 г.г., Брайан
Финнеган (Brian Finnegan) - флейтист из группы Flook, Бэки Тэйлор
(Becky Taylor) - иллеанская волынка, Алон Верма (Alon Verma) -
таблист из Индии... Вся эта разношерстная компания совсем недавно выступала в
Лондонском Королевском Альберт Холле. Этот концерт даже вышел на DVD, и сейчас
его можно найти не только в сети, но и в магазинах.
Московский концерт начали хозяева вечера. После вежливого "Как приятно
спустя все эти годы опять здесь оказаться" Борис Борисович сходу начал
"Центр Циклона" - и сразу становится очевидно, что все аранжировки песен
сегодня будут носить отчетливый "кельтский" характер, чему немало способствует
очень "характерный" флейтст и дуэт "альт - волынка". Иногда это звучит
органично ("Стаканы", "Анютины глазки", "Великая
железнодорожная симфония"), иногда - странно и
непривычно ("Туман над Янцзы", "Моей звезде" - она в итоге
оставила самое сильное впечатление). В программе
преобладают раздумчивые лирические композиции, БГ поет тихим голосом, в
очередной раз
удивляя и радуя тем, как молодо звучит его голос и с какой легкостью он берет
высокие ноты; под конец "Аквариум" неожиданным
образом выдает совершенно другую по окраске "Мы стояли на плоскости"...
- и это
энергетический центр
всего концерта, здесь сосредоточена вся "огневая мощь" группы. Здесь стройно
поет скрипка и очень красиво читается бас.
Завершив свою часть, БГ пообещал представить британских коллег, но вместо этого
просто
поднялся на балкон и устроился слушать Fairport
Сonvention.
"Я ждал 32 года, чтобы сказать эти слова. Спасибо, что и вы дождались. Добрый вечер, Москва!" - с этими словами начал сет Саймон Никол. "The Happyman" посвятил БГ - "to our friend Boris". А после заиграли великолепную пьесу, посвященную Стефану Граппелли (Stephane Grapelli) и Джанго Райнхарту (Django Reinhart), большим поклонником которых является скрипач Рик Сандерс. Он не замедлил продемонстрировать схожесть своих творчестких приемов с интонациями мастеров. Певучая, томная, его скрипка в какой-то момент разразилась отчаянным плясовым весельем, словно сдержанный профессор, который весело расхохотался прямо посреди урока. После чего последовали баллады-рассказки: об арктической экспедиции, затертой во льдах, о девушке, нарушившей обещание возлюбленому, о "повседневной жизни", о побеге лисы от охотников. Стили композиций могут варьироваться от рила до тяжелого блюза, однако обязательным элементом каждой из них будет инструментальное соло или дуэт. Особенно яркие инструментальные блоки - в "Take Me Away", красивой давней песне, неоднократно "менявшей свое лицо" для разных составов FC и наконец разлившейся скрипичными и гитарными партиями с бэк-сэмплами.
Отличный "вкусный" эпизод - Крис Лесли берет вторую скрипку и они с Сандерсом выдают искрометный дуэт, состоящий из каскадов и исполненный какой-то особой хрупкой красоты. Потрясает мастерство барабанщика - Конвей умеет звучать так, что его инструменты угадываются где-то на грани слышимости, а может - так, что стены дрожат, но в каждом случае он подбирает для солирующего инструмента самое правильное "обрамление". Я слушала и понимала, что лет 15 назад с такими же эмоциями мы слушали "Аквариум" - тяготея к кельтике, музыканты давали себе волю много и плотно заниматься аранжировками на стыке жанров. Это звучало интересно и не "канонически" - и именно так звучат сейчас их старшие коллеги, для которых британский фолк - база для собственных экспериментов и игр. Fairport Сonvention свойственна некая молодость души, потеряв которую, сразу приобретаешь полный клуб "зажигалочников", но стремительно становишься неинтересен самому себе. Возможно, именно в этом и кроется причина того, что две настолько мощные группы вызывают такой умеренный интерес у публики: им - интересно, публике - непонятно.
После концерта я не выдержала и спросила Гребенщикова:
- Борис Борисович, у Fairport Сonvention каждая вторая песня - с
инструментальны соло. У вас их тоже раньше было довольно много, а теперь почти
нет. Почему?
- У нас же новый состав, - сказал БГ. - Он еще не устоялся. Мы работаем над
этим, скоро все будет.
Ждем с нетерпением.
Трудно найти русского человека, который ни разу бы не слышал о легендарной русской группе Аквариум и ее лидере, Борисе Гребенщикове. Со времен первого альбома в 1972 году, Борис выпустил уже более 70 альбомов.
Дата образования:
1 июля 1972
Подробности из жизни:
Трудно найти русского человека, который ни разу бы не слышал о легендарной
русской группе Аквариум и ее лидере, Борисе Гребенщикове. Со времен первого альбома в 1972 году, Борис выпустил уже более 70 альбомов. В 70-х и 80-х годах,
Аквариум создал совершенно новую и уникальную музыкальную и социальную
эстетику. Навеянный великим множеством музыкальных стилей и культур специфичный
звук группы продолжает оставаться легко узнаваемым и в тихих балладах о любви,
и в легких танцевальных номерах в стиле реггей и в буйных рок-н-роллах, даже
несмотря на то, что состав группы почти полностью менялся от альбома к альбому.
Музыкальное пиршество Бориса и его группы затронула самые разные музыкальные
стили и направления, и сейчас трудно поверить в то, что такие разноплановые
альбомы как Акустика, Треугольник и Электричество были
записаны почти в одно время. Затем был период долгих домашних концертов
принесший нам Ихтиологию и, наконец, Аквариум выпустил День
Серебра и Дети Декабря по…
1970 – Пол Маккартни выпустил свой первый сольник - "McCartney", записанный полностью самим музыкантом - от ударных до финального сведения »»
Paul SMITH (1922)
James LAST (1929)
Chris BARBER (1930)
Joe ROMANO (1932)
Jan HAMMER (1948)
Michael SEMBELLO (1954)
Maynard James KEENAN (1964)
Акакий Назарыч ЗИРНБИРНШТЕЙН (1964)
Liz PHAIR (1967)
REDMAN (1970)