НАГРАДА  Земфира, Фантомас и все-все-все

14-15 июня состоялась церемония вручения первой "правильной" премии отечественной музыкальной индустрии имени Троицкого - "Степной волк". Лауреаты были известны заранее: НОМ, Мумий Тролль, Дельфин, Ляпис Трубецкой и Земфира с Ренатой Литвиновой.

Вручение премии "Степной Волк" - ЦДХ, 2008

Как-то раз погожим вечером 2008 года патриарх отечественной музыкальной журналистики Артемий Кивович Троицкий сидел дома и продумывал музыкальную программу очередного Московского международного открытого книжного фестиваля. Себастьян Телье (Sebastian Tellier) и Джон Купер Кларк (John Cooper Clark), Under Byen и Гудрун Гут (Gudrun Gut)... паззл упорно не желал складываться. Ко всей этой петрушке не хватало общественного события - мощной акции, которая затронет не только узкий круг ценителей "другой музыки", но и гораздо большее количество людей; чего-то, что позволит отличить лучших отечественных сочинителей, композиторов, поэтов. Появилась идея премии. Чуть погодя - название, отсылающее к произведению Германа Гессе. Еще чуть позже - 13 номинаций и основные "фигуранты дела". И вот, 14-15 июня, на открытой площадке ЦДХ состоялась церемония вручения первой правильной премии отечественной музыкальной индустрии.

Действие началось с легкой заминки. Владислав Мамышев-Монро, изначально заявленный соведущим, не смог составить компанию Артемию Кивовичу. На подмогу была вызвана Верочка Полозкова, поэтесса эры web 2.0, популярная блоггерша и студентка профессора Троицкого. Вера справилась c задачей достойно: сценария шоу не планировалось, так что ведущие шутили и объявляли номинантов абсолютно не по графику, но тем и лучше: всё самое замечательно случается спонтанно.

Приз за лучшую книгу в виде большого дизайнерского блокнота получил Олег Нестеров ("Юбка", художественный опус о зарождении рок'н'ролла в Германии конца 30-х годов), опередив Бориса Барабанова ("Асса. Книга перемен") и Максима Семеляка ("Музыка для мужика"). Небольшой концерт Мегаполиса в подарок всем собравшимся состоял из пары немецких песенок из саундтрека к книге, а вот заключительным номером стало яркое "криминал танго", когда место вокалиста занял уже сам Троицкий. Вышло довольно симпатично, надо сказать, не в пример лучше, чем редкие перформансы мэтра с Отзвукми Му.

Вторая номинация, лучший диск - Земфира. Вышла получать премию сама, к огромной радости невесть откуда взявшегося фан-клуба певицы в белых майках с надписью "Спасибо". Достаточно, пожалуй, одной цитаты от лауреата: "8 лет я добивалась, чтобы Троицкий похвалил мою работу. И случилось это ровно в тот момент, когда все остальные её обоср**и". Земфира этим своим появлением и выходом, по сути, обеспечила мощный старт премии, став главным ньюсмейкером церемонии - Земфира выступит, Земфира не выступит, Земфира приехала, Земфира послала подальше всех критиков, etc. Кто еще может так мощно выйти, если не она.

Группа НОМ продолжила веселье исполнением темы для своего трэш-проекта "Фантомас снимает маску". Фантомас на сцене появился, однако после снятия маски выяснилось, что все эти годы под ней скрывался вездесущий Артемий Кивович. Он же, не откладывая дел в долгий ящик, вызвал на сцену датчан Under Byen, отыгравших на ММКФ днём ранее и удостоившихся "блокнотика" как лучшие иностранные артисты. Вайнхаус (Amy Winehouse), говорите? Ответ Троицкого: "Эми недавно получила два миллиона евро от Абрамовича. Ей хватит".
Зрители же тем временем ждали, споёт всё-таки всеобщая любимица и главная гостья первого дня церемонии... Вот отыграли бодрейший сет "советского серфа" обладатели "Волка" за лучший дизайн диска, Gulag Tunes. Рродись Тарантино в СССР, в его фильмах играла бы именно такая музыка. Вот папарацци неустанно щёлкают затворами. Вот Земфира морщится, уходит и возвращается... И - наконец-то! - "Лучший концерт". Вне конкуренции, 1 апреля с.г., "Олимпийский". На радость фан-зоне Земфира исполняет "Алюминиевые огурцы" Цоя. Волшебно, под гитару, прониклись все, до самого последнего зрителя в самом последнем ряду. Восторженная публика не отпускает певицу "на футбол" (на самом деле, идёт каждодневная работа над новой пластинкой), хором затягивает "Аривидерчи", но тщетно - Земфира уже по пути из ЦДХ, и не услышит финального выступления лучших дебютантов по версии "Степного Волка" - группы Барто. Может оно и к лучшему - цитаты вроде "Свободная касса - х**вая жизнь для рабочего класса" не очень вяжутся с тем нежным настроением, которое создала Земфира своим неожиданным трибьютом. Ибо, как ни крути, именно этот момент и стал кульминацией первой части "Степного Волка", и, в общем-то, оправдал всю церемонию в глазах широких масс, не сильно симпатизирующих тем же "Барто" и Gulag Tunes.

Ах да, был же ещё и Дельфин, установивший рекорд по самому короткому выступлению на каких-либо награждениях. Принимая награду за "Поэзию в музыке", Андрей Лысиков был убийственно лаконичен: "Спасибо!".
Краткость списали на сестру таланта и на то, что в тот же день Дельфин отыграл полноценный сет на Maxidrom в "Олимпийском".

Во второй день проведения церемонии, в воскресенье, также случилось немало интересного. Места Земфиры, Фантомаса и "Огурцов" заняли Рената, Ляпис и "Капитал". Одним из главных героев также стал Noize MC, ранее незаявленный в программе: новый рэп-герой современности, "русский Эминем" по версии русского же отделения Universal, он начал заводить публику ещё на саунд-чеке - но обо всём по порядку.

Троицкий и Верочка провели шоу всё в том же ключе - то есть без сценария, полная импровизация от начала и до конца. В номинации "Сайт/Блог" лауреатами стали питерские экспериментаторы жанра "холодной волны", ну или cold wave - выбирайте язык по вкусу - Theodor Bastard, они же "Федор Сволочь" (перевод всего хорошо звучащего in English на родной язык вообще стал одной из главных тем для шуток). Далее группа ещё и выступила живьём, доказав, что "не сайтом единым" и став одним из главных открытий всего ММОКФ.
В следующих категориях, "Нечто особенное" и "Аудиокнига", призы за победителей (Илья Лагутенко в дуэте с Ка4 и Сергей Шнуров соответственно). В случае с Лагутенко, огорошившего общественность незабвенным бэк-вокалом в песне про Витю Дробыша на прошлогодней церемонии Fuzz, публике прямо с мобильника Троицкого было зачитано SMS от императора рокопопса со светлой картиной всеобщего музыкального будущего страны: "Желаю, чтобы в скором времени мы все услышали долгожданный сольный рок-альбом Дробыша, а "Ка4" выступили на конкурсе "Евровидение". "Мумий Тролль", не получившие нигде и ничего за блестящую "Амбу", отыгрались таким странным образом.
После обнародования SMS-переписки случилось вполне ожидаемое двухкратное чествование Ренаты Литвиновой. Лучший музыкальный фильм года ("Зеленый театр в Земфире"), и, что более интересно - лучшая песня, коей были признаны... душераздирающие крики в "1000 лет" с последней пластинки той же Земфиры. Последняя, таким образом, унесла бы со сцены уже третьего "Волка" как автор, став первым и пока единственным рекордсменом по количеству полученных "блокнотиков".

Специальные награды от "Новой газеты" и канала A-One получили уже упомянутый Noize MC и Ундервуд. Первый был не знаком Троицкому как артист, о чём ведущий сам честно предупредил, но приятно удивил как Артемия Кивовича, так и всех пришедших. Так вот, Noize MC - это истинный дух как хип-хопа, так и рока: быстрый, меткий, острый, смешной речитатив в живом сопровождении настоящей рок-банды - абсолютный анти-формат, наглый пинок и внушительная зуботычина в адрес Первого канала, однообразного FM-диапазона, серой массы потребителей, вкушающих шлаки и отбросы отечественного медиа-пространства. Цитировать бесполезно, нужно слушать, причём, лучше на концертах: ведь тексты у парня порой рождаются прямо на сцене. Ну, а что касается дуэта Ткаченко/Кучеренко, то ребята порадовали парочкой главных хитов "Ундервуда". "Гагарин" - "Это судьба": то, за что их больше всего любят и ценят массы. Заслуженно любят и ценят, надо заметить.

Финальным же аккордом стало совершенно феерическое действо от Ляписа Трубецкого ("Волк" за лучшее видео - "Капитал"). Сергей Михалок сотоварищи явили присутствующим "Золотую антилопу" и тот же "Капитал", сопровождаемый блистательными видеоработами, и ввергли публику в состояние лёгкого катарсиса.
Идеолог и инициатор всего этого, Троицкий в финале выразил надежду, что "Степной Волк" состоится и в следующем году. Одного победителя, кстати, мы уже почти знаем. По секрету всему свету: в процессе вручения награды за фильм родилась чудесная идея нового творения Ренаты Литвиновой, экранизации "нестеровской" "Юбки" с Ренатой же в роли Лени Рифеншталь.
Если всё сложится хорошо, грядёт кинематографическая бомба, друзья. Ну а если всё сложится отлично, то ровно через год в ЦДХ мы все, но уже чуть большим составом соберёмся на церемонии вручения наград "Степной Волк 2009".
Возможно, то, что начинается на наших глазах как интеллигентный междусобойчик во главе с Артемием Кивовичем, Земфирой и Ренатой, действительно перерастёт в самую значимую и влиятельную музыкальную премию страны - а все привычные гламурные шоу задохнутся от собственной заурядности.
Вы готовы на это поставить?..

16.06.2008, Максим КОРОЛЬКОВ (ЗВУКИ РУ)