Анонсируя выступление электронного дуэта SWOD в Москве, Ник Завриев заметил, что главная интрига вечера будет состоять в том, как музыкантам "удастся перенести свой органический, но все же "генетически модифицированный" продукт на сцену и адаптировать его к живому исполнению". Побывав на концерте, могу с радостью отметить, что SWOD выступили на высшем уровне, дважды выходили на "бис" и сорвали стоячие аплодисменты. Однако людям, пришедшим в субботу, 22 марта, в культурный центр "ДОМ" послушать немецкий дуэт, пришлось преодолеть не одно препятствие.
Для многих слушателей неожиданностью стал тот факт, что выступление
дуэта проходит в рамках музыкальной поддержки фотофестиваля "Ночь
мертвой фотографии", организованного агентством Music Intelligence. На
практике это вылилось в очередь на входе, необыкновенно малое
количество заранее подготовленных сидячих мест (дополнительные стулья
организаторы расставляли в процессе мероприятия) и огромное количество
людей, которые вообще не представляли, что за музыканты являются
хедлайнерами мероприятия.
При заявленном начале в 19:30 мероприятие фактически открылось в девятом
часу - сравнительно небольшое для Москвы опоздание; однако к этому
времени зал "ДОМа" уже был переполнен, причем значительное количество
зрителей стояло у бара и в проходах. В своей пространной вступительной
речи организаторы фестиваля, к сожалению, не последовали уже устоявшейся
местной традиции и не уделили должного внимания ни представлению
музыкантов, ни элементарным правилам поведения в зале - в результате в
течение всего концерта посетители фестиваля менялись местами, курили,
пили и беседовали на повышенных тонах. Что, впрочем, не сильно отвлекало
от музыки первых двух коллективов.
Открыл выступление московский
индастриал-проект Hypnoz - люди, кажется, более привыкшие к студийной
работе, нежели к публичным выступлениям, и оттого чувствовавшие себя на
сцене несколько растерянно. Гораздо более уверенно смотрелись уже
принимавшие участие в прошлогодней "Ночи..." питерские
ветераны электронной сцены Bardoseneticcube, помимо заготовленных
семплов использовавшие в выступлении незамысловатые живые шумы (хруст
фольги, звук падения металлического предмета на деревянный стол), а
также живой рояль. В результате получился интересный, плотный дарк
эмбиент и нойз, особенно ценный своей сиюминутностью, как утверждает
основатель проекта Игорь Поцукайло. Правдой оказалось и то, что каждое
выступление и каждая запись Bardoseneticcube фактически является полной импровизацией.
Что касается самих SWOD, то они появились на публике еще до начала всего мероприятия - сидя на мини-балконе в зрительном зале "ДОМа", Оливер Дорель (Oliver Doerell) и Штефан Ворман (Stefan Wohrmann) общались со зрителями и раздавали автографы. Так же свободно и непринужденно они выглядели, когда спустя два с лишним часа, около десяти вечера, вышли на сцену. Их подход к звуку разительно отличался от всего, что прозвучало до этого - деликатный, выдержанный и тонкий саунд, близкий больше неоклассике и минимализму, чем эмбиенту и idm, звучал необыкновенно свежо. И вот тут, к великому сожалению той части публики, которая пришла именно на SWOD, сказались все недостатки организации. Большая часть зрителей уже разговаривала в полный голос, дым в зале стоял хоть топор вешай, наблюдалось постоянное брожение и откровенный гвалт у бара и в задних рядах. С музыкой, построенной на тишине, паузах, интервалах, это было совершенно несовместимо, но организаторов это вряд ли волновало. Просматривая блоги, можно увидеть, что реакция слушателей SWOD на положение вещей резко отрицательная, а реакция посетителей фестиваля - растерянная: они искренне удивляются, что их просили помолчать во время выступления музыкантов. Отсюда вывод - организаторам следует два раза думать, прежде чем объединять такую разную публику на одном мероприятии; тем более, что SWOD могли бы собрать не меньший зал безо всякого фестиваля.
Само выступление SWOD было выше всяких похвал. Улыбчивый долговязый блондин Оливер Дорель оказался не только талантливым композитором-электронщиком, каким мы его знали по записям, но и великолепным шоуменом: ему удалось, сидя на стуле, вращая ручки на приборах и нажимая клавиши на лэптопе, приковать к себе внимание всего зала: все свои нехитрые манипуляции он проделывал с отдачей и драйвом, которым позавидовал бы иной рок-гитарист. Оливер раскачивался под биты, прислушивался к шорохам и скретчам, на его лице отражался каждый звук, извлекаемый из аппаратуры. В перерывах между композициями он общался с залом, курил тонкие сигариллы и несколько раз просил виски (организаторы в результате принесли ему не стакан, а целую бутылку, причем закрытую, из которой он так ни разу и не отхлебнул). Невозмутимый пианист Штефан Ворман, находившийся несколько на заднем плане за роялем, будто склеивал распадающиеся шумы Дореля своими цикличными, сериалистскими фортепианными партиями; он в процессе концерта был немногословен, но, выходя на "бис", искренне аплодировал залу.
Перед выступлением SWOD организаторы особо отметили, что то, насколько долго музыканты пробудут на сцене, зависит напрямую от того, насколько тепло их встретит зал. В этом плане зрители не подкачали. После окончания композиции "Ja" аплодисменты музыкантам, скрывшимся за кулисами, очень быстро переросли в ритмичную овацию, и SWOD снова поднялись на сцену. Приятно удивил необычный выбор композиций для encore: прозвучали не ударные upbeat-вещи, а наоборот, две медитативные, вдумчивые, полные пауз пьесы, заставившие наконец-то замолчать даже самых шумных посетителей концерта. Это был настоящий восторг. "Вы очень хорошо нас принимаете", - поблагодарил Оливер, выходя на "бис" во второй раз. "Мы не хотели играть эту вещь, но вы нас заставили!", - с улыбкой заметил Ворман, садясь за рояль. Выступление завершила композиция "Fugitif 1" с альбома "Gehen", прозвучавшая, правда, в несколько сокращенном варианте.
Концерт, безусловно, удался, вопреки всем недоработкам и неурядицам - положительные впечатления решительно перевесили отрицательные, что очевидно и по стоячей овации зала по окончании концерта, и по восторженным отчетам в блогах. Надеюсь, SWOD после дебюта в полевых условиях не откажутся приехать в Москву еще раз, и нам удастся услышать их в более подходящей обстановке.
1970 – В этот день в 1970 году погибла непревзойдённая королева белого блюза и пионер женского рока Дженис Джоплин. Официальной причиной смерти специалисты называют передозировку опиатами »»
Torben ULRICH (1928)
Lloyd GREEN (1937)
Leon THOMAS (1937)
Bernice Johnson REAGON (1942)
Eddie GOMEZ (1944)
Nona HENDRYX (1944)
Duke ROBILLARD (1948)
Евгений ОСИН (1964)
Лена КАТИНА (1984)