Цикл концертов Гарика Осипова в Cool Train Club начался два года назад, но толком об этом никто не знает до сих пор, и даже сам Осипов отшучивается тем, что он "широко известен в узкий кругах" и не поменяет вдохновение на ремесленничество, пусть это и принесет ему большую аудиторию. В каком-то смысле этим Осипов подвел черту под всем своим обширным творчеством - он пишет стихи, рассказы, записывает альбомы, является культурным проводником в сферу необычной и забытой популярной музыки - но, судя по всему, число людей, которые по достоинствам оценивают значение фигуры Осипова, (в предыдущей творческой реинкарнации - Граф Хортица), с годами не слишком растет. Впрочем, Осипов к тому и не стремится. Эрудит, полиглот, интеллектуал с хитрым бесовским прищуром, большой ценитель восточноевропейской эстрадной поп-музыки, вдохновляющийся гаражными группами шестидесятых, серфом и оккультной литературой; человек, умеющий подать обычную советскую полублатную песню, так что она заблестит всеми огнями, потускневшими от однообразных и прямолинейных перепевок. На сегодняшний день Осипов - это фактически отечественный Скотт Уокер (Scott Walker) - только вывернутый наизнанку, идущий не от поп-шлягеров к мистическим авангардным экспериментам, а от темной эзотерики и духовного Аненербе к Аркадию Северному и Константину Беляеву.
Акустический концерт 28 февраля в Cool Train Club - один из тех аргументов, которым можно взрывать все башни из слоновой кости, выстроенные недальновидными псевдоэстетами вокруг утверждения, что интересная музыка в России - это лишь слабая тень и калька с музыки западной. Более необычное ощущение, чем на концертах Осипова, испытать сложно: в голове рушатся все устои относительно того музыкального явления, которое в России стыдливо окрестили "шансоном", наружу выходит потрясающее ощущение сопричастности эпохе, воспеваемой артистом - на западе подобное делал в начале своей карьеры Том Уэйтс (Tom Waits), но именно лингвистический барьер оказывается здесь решающим - Осипов и ближе, и актуальнее, да и бэкграунд у него поинтереснее будет.
Выходя на сцену, Гарик извинился, объяснив, что сегодня он будет выступать
сольно, без сына, обычно сопровождающего концерты отца виртуозным
аккомпанементом на балалайке. Начав с собственной песни "Бакинские огни",
Осипов пел, подыгрывая себе на акустической гитаре, играл нарочито неровно и
шероховато, но от этого еще более выразительно.
В исполнении Осипова ресторанная классика 70х годов, итальянские и испанские
эстрадные песни, английские радиохиты времен биг-бита звучат настолько
аутентично, что может показаться, что перед тобой не обшитые кожей столы
вальяжного Cool Train Club, а скромная клееночка придорожной "стекляшки", где
вместо куриного фрикасе - слабосоленая селедка на развернутой газете а публика
в зале - сплошь стиляги да коллекционеры-фарцовщики. Но удивительно то, как
романтично и с каким превосходным вкусом Осипов обставляет это путешествие во
времени. Тонкое чутье поэтики той эпохи не подводит его даже в тех случаях,
когда опасные ассоциации могут отбить у неопытного слушателя понимание
первоисточника, замыленное отвратительными интерпретациями.
Потрясающе сочным, глубоким голосом Осипов так тонко интонирует повествование,
что песням не просто возвращается второе дыхание, они обретают совершенно иной,
подспудный и таинственный смысл. Как говорит сам артист, "в тихом омуте черти
водятся", и это утверждение - основной лейтмотив его творчества.
Местами между гладких итальянских шлягеров и юмористических бардовских
зарисовок про советские реалии проглядывали такие мучительно щемящие номера,
как "Ромео и Джульетта" - немногословная история о двух подростках,
погибших по
неосмотрительности в открытом море от винта мимоидущего судна. Вот уж где
действительно дрожь берет! Впрочем, эмоциональности Осипову хватает на всю
программу: он вскрикивает, шепчет, исторгает совершенно невообразимые вокализы,
но при этом исполняет песни четко, без лишнего кривлянья и пост-модернистких
штучек, обогащая их эмоциями, ровно настолько, насколько диктует это сам
материал, который он чувствует в превосходной степени. И в этом проявляется
фантастическая внутренняя свобода, которая заметна в каждом слове, в каждом
движении Осипова, который просто лучится удовольствием, не скрывая того, как
ему нравятся те песни, что он играет.
Во второй половине программы, когда к гитаре присоединился незамысловатый аккомпанемент на пианино, стали звучать хорошо знакомые песни, с электрической пластинки "Еще раз о чорте", записанной вместе с составом Запрещенных Барабанщиков. Впрочем, даже такие вещи, как "Куплеты про Садко", в оригинале пропитанные американской психоделикой 60-ых, "раздетые" акустикой, звучали не хуже, чем на записи. Особенно уморительной была изобретательная цензура, которой подверг полную отборной матершины песню о бедоватом Садко Гарик. Прозвучали также ставшие уже классическими в его исполнении песни "Фотография" и "Маленькая девочка".
По залу в то время плыл дым, люди выпивали - в общем, делали все то, что делали бы и сорок лет назад, и в этой атмосфере Осипов чувствовал себя как рыба в воде. Излишне пытливый слушатель был бы некомфортен ему: снобство и дотошность плохо сочетаются с той иронией, которой, как наточенной шпагой, Осипов постоянно жалит окружающую его действительность.
Отыграв около тридцати песен, артист встал, чтобы попрощаться. В бурных аплодисментах и свете прожекторов стал виден его слушатель - темнокожие иностранцы, татуированные рокеры, радикальная молодежь, предприниматели средних лет и свободные художники всех мастей. И казалось, что за их спинами ходит тот самый рогатый, но бесконечно добрый и обаятельный чорт.
1956 – Восходящая звезда Элвис Пресли дал свой первый концерт в Лас-Вегасе. На широкую ногу карьеру певца поставил его менеджер - полковник Том Паркер, предприимчивый нелегальный иммигрант из Голландии »»
1964 – Образована фирма граммофонных пластинок "Мелодия", впоследствии ставшая государственным монополистом в области записи и распространения музыки в СССР. Одна из звукозаписывающих студий "Мелодии" находилась в здании англиканской церкви в Вознесенском переулке в Москве »»
2000 – Умер Александр Косорунин («Неприкасаемые») »»
Maria CALLAS (1923)
Calvin OWENS (1929)
Roy ORBISON (1936)
Ray PETERSON (1939)
Alan BROADBENT (1947)
John MILES (1949)
Narada Michael WALDEN (1952)
ARASH (1977)
Taio CRUZ (1983)