Цикличность музыкальных тенденций - поразительная вещь. Ни один сколько-нибудь
заметный тренд не исчезает бесследно, любую ветвь, зашедшую в тупик, ждет
возвращение. Еще недавно, человека, в приличном обществе признавшегося в любви
к группе Tangerine Dream, немедленно били, а сейчас консервативные
немецкие электронщики нежданно-негаданно оказались властителями умов.
Современная электроника если на что-то из семидесятых и ориентировалась, то уж
никак не на первых "синтезаторных волшебников" вроде TD или Клауса Шульца
(Klaus Schulze). Да, в семидесятые были еще и Kraftwerk, но в
отличие от других немецких первопроходцев, у Ральфа (Ralf Hutter) и
Флориана (Florian Schneider) в голове был
фанк, который продолжал увлекать одно поколение продюсеров за другим.
Первая волна вылилась в несколько культовых пластинок (Tangerine Dream
"Rubycon", "Phaedra", Klaus Schulze "Timewind" и
относящийся сюда с некой натяжкой саундтрек грека Вангелиса (Vangelis) к
"Бегущему по лезвию бритвы"), но как-то незаметно сошла на нет.
Всплеск возврата к этой истории случился в начале девяностых, когда эмбиент
потихоньку начал развиваться своей дорогой, отойдя от заветов Брайана Ино
(Brian Eno), и постепенно оброс четкой структурой и даже мелодикой. Тут
можно вспомнить и Global Communication, и Irresistible Force и
чуть ли не весь лейбл FAX, и даже Banco De Gaia - все они любили подолгу
крутить бесконечные синтезаторные арпеджио, накручивая эту паутину на медленные
пассажи аналоговых струнных. Тут надо добавить, что вся эта музыкальная история
совершенно неотделима от культа "винтажных" синтезаторов - не обставив спальню
"мугами", "профетами", "арпами" и прочим антиквариатом, в последователи
электронного классицизма можно даже не соваться.
Самым плодовитым для любителей "электронных психоделических сказок" стал 94-й,
а потом тенденция стала потихоньку угасать, и долгие десять лет музыкальное
развитие шло в диаметрально противоположном направлении. Жирный аналоговый звук
сменялся суховатой "цифрой", а витиеватому максимализму, нагруженному деталями
приходил на смену минимал. Дело дошло до того, что мэтры вроде Жана-Мишеля
Жарра (Jean-Michel André Jarre) гордо заявляли что позабросили свои
громоздкие машины, купили ноутбуки и теперь в их жизни наступила новая эра. На
качестве звука все это сказалось далеко не лучшим образом - "программные"
синтезаторы звучат чисто, но совершенно выхолощено - ни тепла, ни жира, ни
пространства. Чтобы почувствовать разницу, сравните два альбома, идущих в
жарровской дискографии один за другим - "Oxygene 7-13" и
"Metamorphoses". Очень хорошо слышна эта разница в подходе и на
поп-пластинках - с одной стороны у нас есть теплые и пространственные
Depeche Mode "Ultra" и Madonna "Ray of Light", с
другой - нарочито высушенные и цифровые "Exciter" и "Music" тех
же артистов.
В общем, когда казалось, что от компьютеров нет никакого спасенья, помощь
пришла оттуда, где ее совсем не ждали. Немец Энтони Ротер (Anthony
Rother) выпустил удивительный альбом "Art Is A Technolohy". Ротер,
надо сказать, совсем не из тех, кто идtт поперек "актуальных тенденций" - он
водит дружбу с DJ Hell, Эриком Морилло (Erick Morillo) и вообще
слывет конъюнктурщиком. Пластинка не снискала решительно никаких лавров в
коммерческом плане (что, впрочем, и так крайне редко случается с
эмбиент-альбомами), но в музыкальной среде получила некоторый резонанс. Ротер
записал диск, насквозь пропитанный влиянием Tangerine Dream и электронных
саундтреков к horror movies семидесятых. Бесконечные синтезаторные арпеджио,
тревожные басовые линии и романтические соло в духе "космос зовет" - в общем,
ретро-футуризм во всей его первозданной красоте.
Подкрепление подоспело из подполья - давний любитель "докомпьютерной
электроники" Danny "Legowent" Wolfers открыл собственный лейбл
Strange Life Records, где выпускал лимитированные издания дисков с той
самой, "vintage-style" электроникой под семидесятые. Вдобавок к лейблу, Дэнни
открыл на интернет-радиостанции cbs.nu собственную программу, героями которой
были все те же Джон Карпентер (John Carpenter), Tangerine Dream,
Эдуард Артемьев и прочие "корневые" электронщики. Добавьте к этому
съемку для видеожурнала Slices, где Вольферс рассказывал о своей
коллекции синтезаторов, называя их собственными именами, и у нас перед глазами
новый культ.
Поначалу "Лега" неспешно искал себя, выпуская под разными именами диски,
подающие надежды, но не шедевральные. Однако в 2007-м, наконец, раскрылся -
Smackos "Computer Day" и Phalangius "The Cambridge
Library Murders" можно смело демонстрировать всем, кто продолжает
утверждать, что "электроника закончилась году в семьдесят седьмом". Это даже не
эмбиент, а "электронная музыка" в ее первозданном смысле - та, какой ее видели
те же Шульц, Эдгар Фрозе (Edgar Froeze)и молодой Артемьев. Эти пластинки
вполне вписались бы в
дискографию Tangerine Dream где-нибудь перед "Рубиконом". Волферс, что
называется, верен духу и букве - мало того, что играет на древнем "железе", так
еще и пишется зачастую на пленки, совершенно не стесняясь ни шума, ни легкой
"ватности" звучания.
В общем, даже при том, что Волферс - немножко фрик, ярлычок "No computers, no
MIDI" к середине 2007-го стал для электронной пластинки знаком качества, а
влияние семидесятых стало появляться у совсем уж неожиданных людей.
FSOL, которые, казалось, растут корнями из совершенно иной традиции,
неожиданно выдали серию "танжериновских" пассажей на альбоме
"Environments", который, пусть и старый, а официально вышел только в
2007-м. Даже сама структура пластинки (два трека по 25 минут) выглядит ужасным
семидесятничеством. "Танцы в стиле винтаж" пропагандирует молодой лейбл
Aube - их второй релиз (Roland Sebastian Faber "A Hommage An
Die Jugend Europas") отдает Жарром в его лучшие годы, а на третьем
(Starcluster "Starcluster EP") поет сам Марк Алмонд (Mark Almond).
Поет, разумеется, под диско-аранжировки, ничем не уступающие молодым Soft Cell.
Но все это цветочки - в ретрограды публично записался сам Алан УАйлдер (Alan
Wilder) из Recoil. При записи нового альбома "Subhuman"
Уайлдер решил полностью воссоздать техническую цепочку сорокалетней давности -
антикварные микрофоны, запись на пленку и так далее. Однако самый интересный
момент этой пластинки (заключительные три минуты трека "Allelujah") при
ближайшем рассмотрении оказывается: сэмплом из Tangerine Dream!
Жан-Мишель Жарр, еще недавно восхищавшийся ноутбуком, реанимирует свою старую
студию и, подключив к делу трех сессионных музыкантов, записывает живое
исполнение альбома "Oxygene" тридцатилетней давности. DVD под названием
"Oxygene Live in Your Living-Room" - праздник души и именины сердца для
тех, кто не равнодушен к старой "машинерии" - в прелюдии Жарр ходит по студии и
с горящими глазами вдохновенно рассказывает про каждый синтезатор - точь-в-точь
как Леговельт 2 года назад.
В общем, для полноты картины, электронике осталось дождаться своей Вашти Буньян
(Vashti Bunyan), т.е. артиста, чей альбом пролежал бы на полке тридцать
с хвостиком лет, после чего был триумфально издан в двадцать первом веке. Пока
флаг возвращенцев-триумфаторов с честью несет французский диско-дуэт Black
Devil Disco Club - их альбом 78-го года был переиздан Ричардом Джеймсом
(Richard James) он же Aphex Twin на его Rephlex Records,
после чего старцы стерли пыль с синтезаторов, записали новых песен и даже
отправились в тур - летом они лихо зажигали перед многотысячным танцполом
фестиваля "Sonar". И, надо сказать, звучит их новый материал на редкость
убедительно.
Единственные, кого весь этот ревайвал пока не затронул - сами Tangerine Dream.
Но: вдруг все-таки случится чудо и мы вдруг получим новый "Рубинон" или "Фэдру"?
1981 – Группа Yes ушла в бессрочный творческий отпуск. Тревор Хорн занялся продюсерством, его коллеги — Алан Уайт и Крис Сквайр задумали создать совместно с Джимми Пейджем супер-группу под названием XYZ (сокращение от ex-Yes-and-Zeppelin). Спустя 2 года, наигравшись, Yes вновь собрались вместе в… »»
Leo PARKER (1925)
Bob ANDERSON (1934)
Paul ROTHCHILD (1935)
Glen D. HARDIN (1939)
Mike VICKERS (1941)
Стабблфилд КЛАЙД (1943)
Andy NARELL (1954)
Майк НАУМЕНКО (1955)
Todd TERRY (1967)