Terra NAOMI  Сам себе артист

Терра Наоми для нас - терра инкогнита, загадка. Звезда с одним хитом или новое имя на карте музыкального мира? Имя мало изученное, но уже манящее истинных романтиков. Сказ про то, как Золушка попала на большой бал мировой сцены и оказалась на гастролях в Москве.

История Терры Наоми (Terra Naomi) похожа на сказку о Золушке. Малоизвестная американская певица, выступающая по придорожным кабакам, в декабре 2006 года выложила любительский клип на песню "Say It's Possible" на сервере YouTube. Спустя всего полгода Терра Наоми пела перед стотысячником "Уэмбли" в рамках серии концертов Live Earth, на одной сцене с Мадонной (Madonna) и Metallica. Исполнила Терра ту самую "Say It's Possible", и сделала это так проникновенно, что сомнений не оставалось - пробил её звездный час. Какие ещё успехи готовит ей судьба, неизвестно, но уже ясно, что потенциально - это новая Эми Уайнхаус (Amy Winehouse).

11 декабря Терра посетила Москву, естественно - впервые, о чем с искренней радостью сообщала поклонникам со страниц своего сайта. На этот раз тоже не обошлось без YouTube, именно они пригласили певицу выступить на презентации русской версии сервера. В ожидании темноглазой Наоми зрителям предстояло дегустировать спиртные напитки и наблюдать мини-фестиваль русских артистов, тоже, якобы, получивших известность благодаря "Трубе" - именно так видео-сервер любя окрестил Костя Чалых.

Первой вышла певица Сабинка. Хорошее музыкальное образование, голос есть, аккомпанирует на клавишных, но собственного стиля нет и не предвидится. Едва ли больше надежд можно возложить на группу Greenwich Village из Нижнего Новгорода (эдакий нижегородский французский). Рафинированный брит-рок, в целом приличный саунд, но вокал на уровне студенческих посиделок у костра.

Выступавшие следом Pompeya показали, как нужно играть брит-рок. Что неудивительно, москвичи куда как опытнее, чего стоит, например, выступление на разогреве перед Stereophonics. Да и состав у группы серьезный, почти супербэнд: Наири Симонян, бывший ударник Silence Kit, басист Денис Агафонов, ранее игравший в A Rifle Surprise, и вокалист Даниил Брод, известный по выступлениям за Мои Любимые Игры. Брит-рок в исполнении Pompeya звучит весьма специфически, с уклоном в инди и даже немного в пост-панк. Акцента на вокал не делается, хотя он у Даниила достойный. Немного испортил впечатление слишком громкий звук (проблема эта будет у всех артистов), но в том "заслуга" организаторов - звукорежиссерский пульт расположен очень далеко от сцены, в глубине зала, длинного и узкого, как коридор. Звук сводят туда, на камчатку, а перед сценой "каша", хотя именно там располагаются все те, кто интересуются собственно музыкой.

Загадочная Masha Era выступала в полной темноте, отделенная от зрителей сеткой, и казалась неизвестным науке диким зверем, которого опасно подпускать близко к публике. Нимфеточный вокал и минималистичный электронный бит, напоминающий Kraftwerk. Маша - одно из ярких открытий этого года, слава бежит впереди неё, но любые слова померкнут, когда вы услышите её вживую.

В продолжение банкета - Мои Ракеты Вверх, которые уже давно не открытие, но "отцы" независимой сцены. Недавно выпустили новый альбом "Humanaut" и находятся в прекрасной концертной форме. Критиковать их не приходится, только и остается, что наслаждаться их выступлением. Вокалист Константин Чалых перед началом сета не упустил возможности подшутить над виновниками торжества, предложив оригинальную расшифровку названия YouTube: "ТыТруба".

Самые хипповые зрители рассаживаются полукругом перед сценой, остальные пафосно стоят поодаль с бокальчиком вина. Ослепительно улыбаясь, на сцену поднимается Терра и уже собранный для неё небольшой бэнд - барабаны, бас, гитара. Сама Наоми играет на акустике и клавишных. И поет, разумеется: голос, некогда поставленный в детском хоре, теперь с гранджевой хрипотцой. Чувствует себя на сцене Терра очень естественно, как будто уже сто лет колесит по миру. Ни намека на волнение и лишь секундный взгляд, брошенный в зал после первых нот, выдает удивление: "на меня пришли, даже на краю света слушают". Уже в первой части концерта Наоми играет самые узнаваемые песни: балладу "Say It's Possible" и хард-роковую "Up Here", на которую уже снят профессиональный клип.

Акустический блок из нескольких песен производит не слишком сильное впечатление, похоже, что пока не хватает сильного материала для большого концерта, но это дело наживное. Не вызывают восхищения и музыканты группы, они подыгрывают, но не играют. Талант Наоми требует от продюсеров ручной обработки, а от музыкантов - самодостаточной, яркой игры. Иначе получится Терра Наоми в собственном соку. Это может быть и хорошо для пресного радиоформата, но не очень - для артиста, который сделал себе имя вопреки формату. Ведь история её клипа, выложенного на YouTube, - это история про то, как клип пошел в обход музыкальным телеканалам, напрямую к зрителю. Конечно, не стоит надеяться, что телеканалы задрожат от ярости и лопнут, но поразмыслить есть над чем. Теперь любой независимый артист имеет возможность донести своё творчество зрителю. Альбом будет скачан в формате mp3, клип посмотрен на YouTube... Остается только придумать, как самому себе организовать концерт.

Выступление закончилось, и после долгих переговоров с охраной мне попадает в руки сет-лист, любопытный артефакт. Там между названиями песен вписаны фразы, которые должно произнести со сцены в перерывах между песнями. Как вы думаете, что значит, например: "Me rod-ney e grat-le-vas"? Только с утра, на свежую голову я догадался.

14.12.2007, Яша ВЕТКИН (ЗВУКИ РУ)