Lester YOUNG  Портреты знаменитых джазменов: Лестер Янг

Однажды знаменитая певица Билли Холидей заявила, что раз в США главным лицом является Рузвельт, то величайший музыкант Лестер Уиллис Янг достоин звания "Президент". Это прозвище закрепилось за Янгом на долгие годы. С рассказа о Президенте мы начинаем новый цикл - "Портреты знаменитых джазовых музыкантов" пера известного филофониста Марка Нейшуллера.

Лестер Уиллис Янг (Lester Willis Young) - музыкант планетарного масштаба. Как и многие выдающиеся джазмены он получил своё прозвище, "През", которое ему присвоила знаменитая певица джаза Билли Холидей (Billie Holiday). Она по праву заявила, что раз в США главным лицом является Ф.Д. Рузвельт, то величайший музыкант Янг достоин звания "Президент". Это прозвище закрепилось за Лестером в привычном для американцев сокращённом виде.
Янг первым среди джазовых саксофонистов предложил свой несколько расслабленный (релаксивный) стиль игры, обращённый к напевной мелодичности, сочетающейся с творческой импровизацией, необычной вариативностью, пульсирующей лёгкостью. В отличии от другого гиганта тенорового саксофона Коулмана Хокинса (Coleman Hawkins), Янг не увлекался "вибрато", его стиль мягкий, лёгкий - "легато", характеризующийся плавной фразировкой, ритмические новшества и особенно его тон как бы отражают характерные черты личности Лестера. Импровизации мастера отличались необыкновенной изобретательностью.

Композиторский талант Янга выразился в нескольких десятках созданных им произведений, из которых наиболее известными, на мой взгляд, являются: "Lester Leaps In", "Jumpin" With Symphony Sid", "D.В. Blues", "Вlue Lester", "Jamp Lester Jamp" и многие другие. Известный французский композитор и музыкальный критик А. Одер подчёркивал, что Л. Янг "стал безусловно великим человеком , ответственным за возникновение новой концепции джаза". Лестер своим творчеством способствовал Чарли Паркеру (Charlie Parker) и Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) в их создании нового джазового направления, каким и явился бибоп. Л. Фезер, автор джазовой энциклопедии, писал в своей "Книге о джазе" изданной в Нью-Йорке в 1961 г.(русский перевод городского джаз-клуба в Ростове на Дону в 1964 г.): "През"... стал пионером на пути к достижению полного и ясного звука и 16-ти и 8-ми счётной ритмики. Он стал любимым за то, что внёс лаконичность при отличной фразировке восьмых с использованием длительных пассажей"(с. 63).

Последователями Янга были Стен Гетц (Stan Getz), Зут Симс (Zoot Sims), Уордел Грей (Wardel Gray) , многие тенористы West Coast в 1940-х гг. и, наконец, Пол Квинчетт (Paul Quinichette), которого подчас на записях трудно отличить от самого Лестера. Огромное влияние Янг оказал и на поколение гигантов тенорового саксофона 1950-х и последующих годов, классическими представителями которых являлись Джон Колтрейн (John Coltrane) и Сонни Ролинс (Sonny Rollins), неоднократно публично заявлявшие о своем почтении к мастеру.

Говоря о личности Лестера, джазовый критик Нет Хентов замечал: "Вне сцены, когда в его руках не было инструмента, непринужденность и лёгкость часто превращалась в совершенную свободу и независимость во всём - в словах, в делах, в поступках, одежде. Он был несколько застенчив и в то же время самостоятелен".
Замечательный пианист, создатель и руководитель "Современного джазового квартета" (MJQ). Джон Льюис (John Lewis), который некоторое время был пианистом Янга говорил: "Основное впечатление, которое вы получаете от личности Лестера, заключается в том, что он всегда кажется вам молодым - он остаётся молодым в своей игре и в своих личных качествах. Некоторые люди постоянно требуют к себе доброты, внимания и защиты, но Лестер не таков. Способ, в котором он видит своё существование, заключается в следующем: "А вот и мы. Давайте поиграем и приятно проведём время" - в этом вся его жизнь".
Я, не зная ещё этого высказывания Льюиса, догадался об этой черте характера "Преза", когда стремился перевести название его пьесы "Lester Leaps In". Если попробовать перевести её дословно, то получится бессмыслица: Лестер выпрыгивает, или с радостью ухватывается. Наконец я сообразил, что имелось в виду: "А вот и я - Лестер собственной персоной!".

Теперь немного о семье и творческом пути музыканта. Вскоре после рождения Лестера его семья переехала в Новый Орлеан - колыбель джаза. Там Янг оставался до того как ему исполнилось 10 лет. Отец его, Уильям Янг, был, по словам джазмена, "простым кузнецом, учившимся в школе и пытавшимся научить меня всему, что он знал сам. Он играл на скрипке и был учителем в местном хоре, мог играть и на многих других инструментах, особо предпочитая трубу. Отец участвовал в музыкальных карнавалах Нового Орлеана, иногда ездил с "министрел шоу", всё время он учил людей музыке до самой своей смерти в 1940-х гг.". Поэтому с детства Лестер стал частью музыкальной жизни Нового Орлеана. Джаз, что называется, вошел в его кровь и плоть. С 10 лет Лестер вместе со своим братом Ли (ставшим впоследствии заметным джазовым барабанщиком) и сестрой Ирмой выехали из Нового Орлеана в Миннеаполис, где дети стали посещать школу и во время карнавального сезона путешествовали по стране с "ministrel show". Тогда Лестер выступал как ударник. Это продолжалось года три, но потом, как он вспоминал, он бросил барабаны. "Я договаривался встретиться с девочками после шоу, но пока я возился со своей установкой, они уже все уходили с другими... Бросив ударные, я сперва переключился на альт-саксофон. Моим идолом был Фрэнки Трамбауер (Frankie Trumbauer, белый саксофонист чикагского стиля в 1920-начала 1930-х гг. - примечание автора). Я скупал все его записи, воображая, что смогу играть все эти соло вслед за записями. Он играл на саксофоне тональности до, а когда я перешёл на тенор, то попытался получить то же звучание альта на своём теноре. Поэтому у меня получается другой звук, нежели у остальных музыкантов. Трамбауер всегда в своих соло как бы рассказывал короткие истории. Мне очень нравилась его манера игры, то, как он эффектно смазывает ноты. Вначале он обычно играл мелодию, а после продолжал играть вокруг неё".

В основном Янг был самоучкой, за исключением лишь нескольких уроков, полученных от отца, заставившего парня бегло читать ноты под угрозой исключения из семейного оркестра. К 16 годам Лестер мог уже и других учить читать ноты. В 18 лет музыкант ушёл из семейного состава, так как не хотел вместе с семьей возвращаться на юг. Лестер вначале стал играть в оркестре Bostonians на баритоне, позднее - на теноре. Потом играл в бэнде прославленного, но уже престарелого Кинга Оливера (King Oliver) в течение двух лет. Затем играл год с коллективом Blue Devils Уолтера Пейджа (Walter Page) в Миннеаполисе. Это были трудные годы экономического кризиса конца 1920 - начала 1930-х гг. Янгу пришлось осесть в Канзас-Сити. Там он последовательно переходил от Blue Devils к оркестру Бенни Мотена (Bennie Moten), а затем и к Каунту Бейси (Count Basie). В 1934 г., когда из лучшего в то время оркестра Флетчера Хендерсона (Fletcher Henderson) уехал в Европу К. Хокинс, Лестера позвали в Нью-Йорк, где выступал тогда этот оркестр. Однако у Янга не сложились отношения с оркестрантами, ожидавшими от него игру в стиле Хокинса, чего тот не хотел - да и не мог, так как его слишком мягкий и деликатный тон заметно отличался от неуёмной энергии предшественника.
Пришлось Лестеру через полгода возвратиться в Канзас Сити: вначале в состав Энди Кирка (Andy Kirk), а затем к Бейси, у которого он играл до начала 1940-х годов и позже иногда приглашался на отдельные концертные турне и участие в фестивалях. Одна из наиболее известных конертных записей этого состава - выступление в Ньюпорте 7 июня 1957 г..

Настоящую известность талант Янга получил во время его работы в оркестре Каунта Бейси. Там в середине 1930-х годов собралось созвездие замечательных оркестрантов, каждый из которых мог быть украшением любого бэнда США. А в это время как раз была эра оркестров, когда джазовые составы существовали чуть ли не в каждом классе каждой школы этой страны - не говоря уже о несколько тысячах профессиональных бэндов. Это была эра свинга.
Участие в оркестре Бейси для Лестера, по его собственному выражению, "стало подобно школе". Именно здесь расцвёл талант Янга как выдающегося музыканта. Янг первым показал после отъезда Хокинса в Европу, что существует другой способ игры на теноре по сравнению со стилем Хокинса. К возвращению "старшего товарища" в США в 1939 г. Лестер стал самым выдающимся тенористом. Этому также способствовал тот факт, что в оркестре играл ещё один замечательный тенор-саксофонист Хершел Эванс (Herschel Evans), игравший, в отличие от Лестера, в стиле Хокинса. Между ними возникли отношения дружбы и соперничества. Никто из музыкантов не скрывал своих "секретов" друг от друга, но в то же время стремился каждый раз доказать другому, что он играет лучше, интереснее.
Подобное "соревнование" между двумя выдающимися тенористами в Канзас Сити стало традицией и собирало большое количество слушателей, поскольку представляло не только музыкальный, но и зрительский интерес, превращалось в шоу, "каттинг-контекст", собиравший заинтересованную публику. В наше время мы можем убедиться в этом, посмотрев фильм Роберта Олтмена "Канзас Сити", где довольно достоверно воссоздаётся обстановка джазовой сцены, подобной той, что наблюдала публика в 1930-е гг. во время сессий бэнда Каунта Бейси. При этом особенно запоминается сцена яростного соревнования двух ведущих тенористов. В итоге таких соревнований выигрывали сами музыканты: их игра становилась более изысканной, творчески изобретательной. Выигрывала и публика, получавшая бездну удовольствия от шоу, а также и радиослушатели, покупатели пластинок, если подобные сессии записывались - в конечном итоге выигрывал в своём развитии джаз как музыкальный жанр.

Именно в это время один из концертов оркестра Бейси услышал по радио Джон Хэммонд (John Hammond) - продюсер, поддержавший в своё время Бенни Гудмена (Benny Goodman) при создании его оркестра. Ему очень понравилось звучание оркестра Бейси и он, приехав в Канзаc в 1936 г., организовал первую запись Бейси и Янга на пластинки - в Чикаго, на фирме "Vocalion".
Особенно большое впечатление на меня производит соло Лестера в пьесе Гершвина "Oh, Lady Be Good". Слушая её позже, можно было подумать, что так играет на теноре музыкант в 1950-е годы - настолько изобретательно и по ходам, и по тону звучала импровизация Янга на основную тему пьесы, как будто это происходило после возникновения бибопа и кула. Этот пример служит весомым доказательством не только технического мастерства Лестера, но и его гениальности, сумевшей опередить время и проложить путь к новым открытиям в джазовой музыке.

Приобретя широкую известность, оркестр Бейси в конце 1930-х гг. перебирается в тогдашнюю столицу джаза - Нью-Йорк. Там, одновременно сотрудничая с оркестром Бейси, Янг в 1940 году вместе со своим братом Ли организует секстет, успешно выступающий на джем-сессиях в знаменитом клубе "Minton Playhous", где после выступлений музыканты играли для себя. Именно здесь и при участии Лестера Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи, Телониус Монк (Thelonious Monk), Чарли Крисчиен (Charlie Christian) Кенни Кларк (Kenny Clarke) на своих "джемах" создавали новый стиль джаза, получивший название "бибоп". Затем последовала гастрольная поездка с секстетом в Калифорнию, где Янг записывает также и пластинки, а в 1943 годну он снова возвращается в оркестр Бейси.

В 1944 г. Янга призывают в армию. Его пребывание там превратилось в какой-то кошмар. Лестер не преступил ни одного требования к солдатской жизни, хотя ему приходилось делать многое, что ему не нравилось - он ведь только и хотел играть свою музыку, но его не взяли в военный оркестр,- возможно, из-за расовых предрассудков. Позднее один майор, расист южанин, обвинил Янга в наркомании, найдя у него выданные после госпитального лечения обезболивающие пилюли. Во время обыска этот майор обнаружил в вещах Янга и фотографию белой женщины. На вопрос о том, кто это, Лестер ответил, что это его жена. Тогда майор на глазах Лесьтера демонстративно порвал фото и передал "дело о наркотиках" в трибунал.
Разбирательство окончилось для Янга заключением на 1 год в штате Джорджия. Один из друзей Лестера рассказывал, что тот никогда не говорил об этом. Несправедливость его сильно угнетала, но в конце концов ему удалось воспарять духом. Однако в его душе осталось много горечи и недоверие к белым.
Отбыв срок, Лестер Янг уехал в Лос-Анджелес, начал там играть и вскоре возглавил свою группу, в которую входили тромбонист Вик Дикенсон (Vic Dickenson), пианист Додо Мармароза (Dodo Marmarosa), гитарист Фредди Грин (Freddie Green), басист Ред Каллендер (Red Callender). С ними он записывался на пластинки фирмы "Аladin", а в 1946 году был приглашён Гренцем гастролировать по США и миру в рамках его "Джаз-филармонии", одновременно записываясь на пластинки вышеупомянутой фирмы, а впоследсвие - на фирме Гренца "Verve".

В 1950-е годы Лестер Янг - уже признанный мэтр джаза: он играет с самыми знаменитыми музыкантами, выступает на концертной сцене в Карнеги холл, на джазовых фестивалях, став живым классиком, примером для подражания для молодых джазовых музыкантов.
Не избежав в конце концов соблазнов ночной артистической жизни, а именно марихуаны и спиртного, Янг попадает в 1955 году в госпиталь. Его здоровье подорвано. Осознание своей болезненности сказывается на исполнительском мастерстве музыканта: он уже не может играть так долго и интенсивно, как это было раньше. Тем не менее, его выступления по-прежнему отличаются необыкновенной проникновенностью и искренностью, изяществом и изобретательностью. Именно в это время Билли Холлидей писала: "Лестер пел на своём инструменте. Слушая его музыку, вы одновременно можете слушать слова". А сам Лестер советовал молодым музыкантам, исполняющим песню на своём инструменте, обязательно знать её слова. Янг считал это необходимым для искреннего исполнения музыки.

Его голос остался по-прежнему мягким. У него было много других интересов помимо музыки. Выдающийся ударник Джо Джонс (Joe Jones), игравший с Янгом в оркестре Бейси, рассказывал: "Лестер - очень глубокая натура. Он обычно читает много художественной литературы... Практически он может с вами говорить на любую тему". Как личность его характеризуют современники как чистого и ясного, бесхитростного и добросердечного человека.
Однако силы великого джазмена были не безграничны. В марте 1959 г. он был на гастролях в Париже и, почувствовав себя плохо, вернулся в Нью-Йорк, где утром 15 марта скончался, встретив смертный час в столице джаза.

13.10.2007, Марк Миронович НЕЙШУЛЛЕР (ЗВУКИ РУ)

Lester YOUNG - свежие публикации:

Lester YOUNG

Дата рождения:

27 августа 1909