LATERNA MAGICA  Предпоследние могикане

Прослушивание средневековой музыки не требует от аудитории ни специальных знаний, ни особой склонности. Эта музыка способна с каждым пообщаться на равных", - считают музыканты Laterna Magica.

Чтобы понять, что такое средневековая музыка XXI века, стоит вживую послушать Laterna Magica, один из самых известных в этой сфере российских ансамблей. Играют они только на изготовленных на заказ инструментах, а художественный руководитель коллектива, Ольга Комок самостоятельно освоила портативный орган и колесную лиру.

Звуки.Ru: Насколько актуальна средневековая музыка сегодня?

Laterna Magica: Средневековая музыка нынче актуальна ровно настолько, насколько любая сколько-нибудь нестандартная, хоть чем-то экзотичная музыка. Средневековые концерты нигде в мире не транслируют по телевидению, как какие-нибудь "евровидения" и "золотые граммофоны", но аудитория у любой "музыки для продвинутых" есть, она весьма заметна, и она растет.

Звуки.Ru: Как вы считаете, аудитория Laterna Magica - это в основном ценители средневековой музыки или люди не слишком в ней просвещенные, но любящие конкретно ваше звучание?

Laterna Magica: Практика показывает, что средневековую музыку слушает, что называется, кто ни попадя. Хиппи и им сочувствующие, всевозможные неформалы, дети от 3-х до 17-ти, типичные филармонические меломаны, случайные любопытствующие, офисные работники, компьютерщики: и так далее. На собственных концертах и выступлениях "коллег по средневековому цеху" мы убедились в том, что прослушивание средневековой музыки не требует от аудитории ни специальных знаний, ни особой склонности. Эта музыка способна с каждым пообщаться на равных. Ансамбль Laterna Magica здесь ни при чем: мы лишь пытаемся транслировать то, что заложено в самой музыке.

Звуки.Ru: Не чувствуете ли вы конкуренции со стороны других питерских ансамблей, ориентированных на средневековую музыку? Или наоборот дружите, обмениваетесь опытом, материалом и т.д.?

Laterna Magica: Конкуренции в музыкальной области, которую следует всячески развивать, да и попросту поддерживать на плаву, быть не может. О чем говорить, если во всей России не наберется и десятка ансамблей средневековой музыки, многие из них - пока только начинающие, "зубры" устают от борьбы за существование и отходят от дел, а активно действующие коллективы по множеству причин развиваются медленно и с превеликими трудами. Мы все - не конкуренты, а могикане, пусть не последние, но предпоследние уж точно.

Звуки.Ru: Исполнение средневековой музыки в Европе более развито, чем у нас, или все-таки нет?

Laterna Magica: Безусловно, догонять и перегонять Европу и по исполнительскому уровню, и по количеству средневековых концертов на душу населения нам еще рано. Впрочем, в Европе средневековое исполнительство тоже так и не стало мейнстримом, как случилось с аутентистами, которые играют музыку 17-18 веков. И все же, если в Голландии, Англии, Швейцарии, Франции средневековой музыкальной практикой плотно, серьезно и успешно занимаются более 30 лет, то у нас до сих пор средневековье остается маргинальным ответвлением движения "исторически информированного исполнительства".

Звуки.Ru: Музыка какого исторического периода вам лично ближе всего? Почему?

Laterna Magica: Laterna Magica, в основном, играет музыку 13-14 веков. Мы "залезали" и в 15-16 века, и в 12-й, и в 20-й, и в 21-й. Думаю, эти эскапады участятся в будущем. Но 13-14 век - наша, так сказать, первая любовь. А она, как известно, зла - почему ты любишь то, а не это, словами выразить почти невозможно. И не буду.

Звуки.Ru: В музыке Laterna Magica больше экспериментов или аутентичного средневекового звучания?

Laterna Magica: Всего понемножку. Поиск аутентичного средневекового звучания в наше время - это и есть мега-ультра-эксперимент, согласны?

Звуки.Ru: Состав Laterna Magica периодически меняется. Меняется ли вместе с этим манера исполнения, и сколько времени, усилий обычно требуется, чтобы совместить старый материал и новых людей, новые инструменты?

Laterna Magica: Меняется не просто состав, инструменты - манера исполнения одних и тех же композиций, их аранжировки и т.п. меняются с периодичностью где-то раз в полгода вне зависимости от того, появляются ли в ансамбле новые музыканты. Мы же растем, а постоянное изменение - и есть признак здорового роста.

Звуки.Ru: Вы играете как в Капелле, в Филармонии, так и в клубах. Какая же программа должна быть, чтобы она органично звучала в настолько разных местах?

Laterna Magica: Программы для филармонических и клубных площадок, разумеется, должны быть разными. Зато исполнительский драйв - одинаковым. В этом духе и стараемся действовать.

Ближайший концерт:
Петербург
9 июня

Музей А.Ахматовой в Фонтанном доме

08.06.2007, Наталья ГЕРАЩЕНКО (ЗВУКИ РУ)