T-Bone WALKER  The Hustle Is On

Электрогитара не ворвалась в популярную музыку на белом коне. И вообще электрификация этого инструмента была вынужденным шагом. В начале ХХ века, на волне триумфа "низовой" культуры, гитара вслед...

Электрогитара не ворвалась в популярную музыку на белом коне. И вообще электрификация этого инструмента была вынужденным шагом. В начале ХХ века, на волне триумфа "низовой" культуры, гитара вслед за незатейливыми песенками, под нее исполнявшимися, проникла в эстрадные ансамбли. Правда, среди струнных и духовых ее было еле-еле слышно. Гитарные мастера бросились решать возникшую проблему.
Сперва появился арк-топ - инструмент с объемистой декой, изготовленной по тем же принципам, что и деки инструментов скрипичного ряда. Громкость возросла, но не слишком - все-таки, иной принцип звукоизвлечения. Микрофоны? Но к чему им мембраны, если в роли таковых могут выступать непосредственно струны? Первые звукосниматели имели характер внешних довесков, и крепились на арк-топ вместе с накладкой. Позже электричество стали монтировать прямиком в корпуса. И лишь после этого к некоторым гитаристам пришло понимание того, что электрогитара - это не просто гитара с усиленным звуком, а нечто большее. Одним из первых был Аарон Уокер (Aaron Walker, 1910 - 1975) по прозвищу T-Bone.
Уокер - один из тех, чью жизнь изменило знакомство с легендарным Blind Lemon Jefferson. Если ты жил в начале века в Североамериканских Соединенных Штатах, хоть немного интересовался музыкой и встретил этого музыканта - ты никогда уже не мог избавиться от наваждения его игры. Уже в 1929 году Аарон Уокер записал на "Columbia" под именем Oak Cliff T-Bone две песни - "Wichita Falls Blues" и "Trinity River Blues". Сейчас эта тяжеленная пластинка на 78 об/мин - раритет из раритетов.
Предполагается, что именно тогда музыкант впервые познакомился с усиленным звуком акустической гитары. Вскоре он осознал, что электрическая подзвучка дает кое-какие нюансы, которых с обычной гитарой вряд ли достичь. Годы ушли на то, чтобы изучить новый инструмент должным образом. Да, гитара с толстой декой, скрипичными "эфами" и блестящими коробочками под струнами действительно не терялась среди атлетических джазовых духовых (см., например, "Come Back To Me Baby"), но было в ее звуке и что-то еще. Ты умело подтягиваешь пальцем струну - и она неожиданно произносит твою фамилию. "Уоки, уоки, уоки..." - то на сильную, то на слабую долю ("I Got A Break, Baby"). Интересно...
Наступил 1942 год. Старый Свет был охвачен пожаром войны, а в Новом Свете произошла небольшая революция - электрогитара впервые запела в полный голос, заявив о себе, как о полноценном и самодостаточном инструменте. Место: студия "Capitol". Песня: "Mean Old World". Автор: Аарон "T-Bone" Уокер. В 1947 году биение стальных струн в магнитном поле окончательно вошло в свои права: блюз "Call It Stormy Monday (But Tuesday Is Just As Bad)" с его перекличкой солирующей электрогитары и инструментов духовой секции сразил всех наповал. B. B. King позже утверждал, что именно услышав "Call It Stormy Monday", он решил серьезно заниматься музыкой. Эта же песня стала любимым концертным номером у героев американских байкеров из Allman Brothers Band.
В 50-х годах T-Bone очень много работал с оркестром Дейва Бартоломью (Dave Bartholomew), коллеги и соавтора Fats Domino. В 60-х - вместе с Memphis Slim стал звездой Американского Фестиваля Фолка и Блюза (1962) и обрел смышленого ученика в лице некоего Джимми Хендрикса. В 1971 году его альбом "Good Feelin'" (Polydor) удостоился "Grammy".
А в 1975 году музыканта не стало. Но к этому моменту мир уже знал, для чего нужны настоящему музыканту эти красивые серебристые коробочки под гитарными струнами. Впрочем, обращение к первоисточнику еще никому не вредило. Так что можно смело рекомендовать настоящий сборник как всем любителям джаза и блюза, так и любому начинающему гитаристу.

15.03.2007, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

T-Bone WALKER

Дата рождения:

28 мая 1910