ROYAL HUNT  История охотничьего клуба

Двадцать лет музыкальной деятельности Андрея Андерсена - чем не повод для выпуска очередного этапного концертного альбома его группы и чем не повод вспомнить историю команды?

Двадцать лет музыкальной деятельности Андрея Андерсена (Andre Andersen) - чем не повод для выпуска очередного этапного концертного альбома его группы? Резвая пробежка нынешнего состава Royal Hunt по своему старому репертуару на альбоме "2006" - чем не повод вспомнить историю команды?

В 1986 году Андерсен, музыкант датско-грузинского происхождения, входил в концертный состав Линка Рэя (Link Wray) - одного из столпов блюзовой туэнг-гитары. Уже тогда он проявлял интерес к более тяжелой музыке, однако и сотрудничество с хэви-группой Witchcross не доставляло особого удовольствия. Тянуло к более сложным музыкальным формам. Прошедшее в Москве детство и дефицитные, на грани запрещенной реальности, виниловые диски группы Автограф, просто так не забыть. В континенальной же Европе попсовых 80-х арт-рок был еще большей экзотикой - просто потому, что его мало кто играл. Андерсен решил восполнить сей пробел. Его первый состав Trace (1987) канул в Лету, оставив после себя студию "Mirand": с самого начала Андрей стремился быть хозяином положения. А таковым музыкант может быть лишь в собственной студии.

Пробным выстрелом стал сингл, записанный новой группой Андрея - Apart (1988). Этот состав тоже долго не протянул. Однако уже в 1989 году Андерсен вывел на сцену группу, названную им Royal Hunt. Его первыми коллегами стали басист Стин Могенсен (Steen Mogensen) и барабанщик Кеннет Ольсен (Kenneth Olsen). Чуть позже к группе присоединились гитарист Якоб Кьёр (Jacob Kjaer) и вокалист Хэнрик Брокманн (Henrik Brokmann). Сам Андрей играл на клавишах и второй гитаре. На полную катушку используя святой у панков, но почему-то не прижившийся у серьезных рокеров принцип "сделай сам", музыканты самостоятельно вели свои дела как в области звукозаписи, так и на ниве концертной деятельности.

К 1992 году им удалось достичь первых успехов. Альбом "Land Of Broken Hearts", с материалом которого группа выступала по скандинавским странам в паре с канадцами Saga, неожиданно "хорошо пошел". Сперва в Швеции, потом в США - то, что там в годы господства гранджа вообще кто-то покупал арт-роковые альбомы, уже само по себе было здорово. Через год диск возглавил хит-парад японского рок-журнала "Burrn!". Известно, что любому рокеру, раз прогремевшему на японской рок-сцене, в дальнейшем гарантировано как минимум стабильное внимание. Поэтому Royal Hunt тут же отправились на Дальний Восток.

По какой-то причине первые два японских турне группы были акустическими. Таким был и первый концертный мини-альбом группы, опять-таки вышедший только в Японии. К моменту выхода второго студийного релиза "Clown In The Mirror" (1994) Брокманна сменил американец Ди Си Купер (D. C. Cooper). С ним группа отыграла полноценный электрический тур. Баллада "Far Away", срезонировавшая с трагедией землетрясения в Кобе, на пару месяцев застряла в японских чартах, а "Burrn!" объявил Андерсена лучшим клавишником 1995 года.

В 1996 году группа провела европейский тур в паре с Gotthard и проложила вторую японскую трассу. Записанный тогда материал лег в основу концертного альбома "1996". К тому времени "Far Away" добралась и до Европы, а в Японии Андерсен во второй раз стал клавишником года.

В 1997 году во время записи альбома "Paradox" группу покинул Ольсен. Заменил его Алан Серенсен (Allan Sorensen). Песня "Message To God" стала европейским хитом и одно время крутилась по MTV. Правда, процесс съемки клипа оставил у Андерсена тягостные ощущения: "В день съемок ты ждешь три часа, пока эти киношники настроятся, съемка 15 секунд, снова ждешь, пока они поменяют свет, съемка 15 секунд и так далее. В конце дня ты готов убить каждого, кто держит в руках камеру или говорит "мотор". Через пару недель получаешь клип, который выглядит, как полный бред, и совершенно никакой связи не имеет с песней. И платишь за это кучу денег..." С тех пор и производство промо-видео группа взяла в свои руки.

К 1997 году "Paradox" добрался и до России, став лучшим альбомом сентября-октября по оценке журнала "Rock City". Тогда же российская общественность и узнала о том, что как минимум один из "бывших наших" сумел сделать приличную музыкальную карьеру (причем без приставки "поп") в Европе.

1998 год ознаменовался выходом полуконцертного сборника "Closing The Chapter" и строительством новой студии Андерсена "North Point". Весной следующего года из группы ушел Ди Си Купер, чьи отношения с остальными музыкантами за время совместной работы так и не сложились. Его заменил Джон Уэст (John West). Карьера этого певца началась еще в составе Badlands - группы, прославившейся не столько собственными достижениями, сколько музыкантами, позднее находившими работу в более известных рок-составах, вроде Black Sabbath и Kiss. Как и Ди Си, Джон был американцем, причем этническим индейцем, частенько использовавшим мотивы родного народа в сольном творчестве и в составе группы Artension (забавно, но Линк Рэй, в команде которого начинал свою карьеру сам Андерсен, тоже был индейцем).

С новым вокалистом группа записала альбом в 1999 году альбом "Fear". Весь следующий год прошел в гастролях. Помимо Джона Уэста вокальные партии в этом турне исполняли ненадолго вернувшийся в группу Хэнрик Брокманн, а также Мария МакТарк (Maria McTurk). Гастрольная трасса пролегала и по России. Увы, первый визит Royal Hunt в Москву 28 июня 2000 года был несколько сумбурным - аппаратура группы тогда застряла на таможне, концерт начался с трехчасовым опозданием и завершился далеко за полночь. Несколько утешил поклонников выпущенный по итогам турне EP "Intervention". Наступление нового века группа ознаменовала выходом альбома "The Mission", а 11 мая 2002 года снова выступила в Москве. К этому моменту в составе ее уже был новый барабанщик - Алан Чикайа (Alan Tschicaja).

Однако, несмотря на такую бурную деятельность, Royal Hunt по-прежнему оставались лишь крепкой группой второго эшелона, играющей умеренный полухард-полупрогрессив, обожаемой в Японии, умеренно популярной в Европе и известной лишь специалистам в США. Все изменилось с выходом в 2003 году альбома "Eye Witness". Во-первых, существенно изменилось общее звучание. Потеплел и стал более старообразным звук - во время записи музыканты отдавали предпочтение ламповым усилителям и гитарным педалям, а также аналоговым синтезаторам. Во-вторых, сами новые песни вызывали теперь у старых меломанов приятные ассоциации с зототыми деньками Deep Purple, ELP и Queen. Третьим же сюрпризом стала лирика. В принципе, содержание песен группы и раньше не отличалось модным у арт-рокеров и металлистов эскапизмом. Но в этот раз Андерсен неожиданно разродился концептуальным произведением в жанре социальной сатиры, в сравнении с которым даже "Radio K.A.O.S" и "Amused To Death" Роджера Уотерса (Roger Waters) могли показаться всего лишь старческим брюзжанием в очереди за пенсией.

Это был настоящий успех. Увы, иногда успех оказывает на группу разрушительное действие. Так случилось с Pink Floyd после турне в поддержку "The Wall" и с Alice Cooper - после выпуска "Billion Dollar Babies". Состав Royal Hunt снова раскололся. Стин Могенсен сделал выбор в пользу Cornerstone - своего проекта с Дуги Уайтом, бывшим вокалистом Rainbow. Якоб Кьер перешел на продюсерскую работу. К этому моменту Джон Уэст пожинал плоды успеха своего актуального проекта "Earth Maker", удачно соединившего нью-металлическую тяжесть с индейскими народными мотивами. Да и опыт самого Андерсена с выдержанным в русле кроссовер-классики альбомом "Ocean View" оказался более чем удачным и вывел известность композитора за пределы рок-тусовки. Казалось, тут-то история группы и завершится. Однако, уже в 2005 году группа выпустила новый альбом "Paper Blood". Теперь в состав помимо Андрея и Джона входили двое шведов - гитарист Маркус Джиделл (Marcus Jidell) и басист Пер Шеландер (Per Schelander). Партии ударных вновь записал Алан Серенсен, но в турне с группой поехал ветеран Кеннет Ольсен. Здесь надо учесть, что взгляды Андерсена на роль ударных в рок-группе мягко говоря, своеобразны: "Дело в том, что барабанщику в группе и делать особенно нечего, как в социальном плане, так и с точки зрения промоушна... Барабанщик нужен только для того, чтобы писать пластинки и ездить в туры..." Кстати, во время записи "The Mission" группа вовсю использовала программированные ударные.

Впрочем, к этому моменту Royal Hunt уже были не столько группой, сколько неким конгломератом единомышленников, и деление на "штатных" и "бывших" его музыкантов стало чисто условным. Так, в новых песнях группе потребовался женский вокал и в составе вновь оказалась Мария МакТарк. "Мы проводим вместе времени даже больше, чем, скажем так, друзья, живущие в одном городе, - рассказывает Андрей, - Мария, Хенрик, Ян, Стин, оба Алана и бог знает, кто еще, постоянно ходят туда-сюда в моем доме. Так что в этих стенах образуется такой вот рок-н-ролл-отель..."

2 ноября 2005 года обновленная группа выступила в зале петроградского Мюзик-Холла. Записанный тогда материал лег в основу двойного концертного альбома "2006". Это не просто дежурный тур-альбом, а скорее, концертный вариант "Best Of Royal Hunt". Программа была подчинена той же цели, что и, скажем, "From The Cradle To The Stage" Rage - представить полный набор хитов группы в живом исполнении нынешнего состава. Кризис миновал. Угроза перемещения группы в "страну вечной охоты" отступила.

Новое пришествие великолепной команды королевских охотников на российскую землю ожидается на исходе зимы 2007 года. 23 февраля группа отыграет в Петрограде на фестивале "Герои Мирового Рока". А 25 февраля даст полноценный концерт в московском клубе Апельсин.

09.02.2007, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)