Алекс ПОЛЯКОВ  Homo Ludens

Алекс Поляков - группа одного музыканта и театр одного актера. Он - один из тех авторов-исполнителей (singer-songwriter), которых слышно за пределами узкого круга почитателей авторской песни. Один...

Алекс Поляков - группа одного музыканта и театр одного актера. Он - один из тех авторов-исполнителей (singer-songwriter), которых слышно за пределами узкого круга почитателей авторской песни. Один из тех артистов, которые смогли вернуть гитаре в руках барда ее первоначальную музыкальность.
Его альбом "Сны Серебряного Века" стал маленькой сенсацией 90-х. В этой программе песни имели практически арт-роковые сложность и насыщенность, а вокальные и гитарные партии разили наповал. При записи альбома и на последовавших за ее выходом в свет концертах Поляков использовал 9-струнную электроакустическую гитару собственной конструкции, а всеми подкрашивающими звучание и создающими в нужных местах "объем" эхо-эффектами управлял лично в процессе музицирования. С тех пор на обложке каждого нового релиза музыканта помещается строка "запись осуществлена в реальном времени, без наложений".
Альбом "Homo Ludens" не стал повторением пройденного на новый лад. "Сны Серебряного Века" можно было слушать на полной громкости и даже рубиться под некоторые из песен в сугубо рокерском угаре. Новый альбом - более камерный и задумчивый, а его лирическую составляющую просто невозможно усваивать, слушая эти песни, к примеру, за завтраком. Или смысл пройдет мимо ушей и мозгов, или еда комом в горле встанет.
Уже по прослушивании песни "Это Все, Что Мы Можем" многие зададутся вопросом: сколько здесь инструментов? Слышны две гитары (акустическая и слайд), бас и даже какая-то перкуссия. В номере "Переулками Лимба" гитару тенями сопровождают призрачные скрипичные пассажи. А в заглавной "Homo Ludens" звучит электроорган. Так вот, это та самая девятиструнная гитара. Одна, в один прием записанная. Плюс умение играть и правильно использовать пару-тройку гитарных педалей. На концертах, когда Поляков с гитарой на коленях усядется перед микрофоном, мы услышим то же самое.
В предыдущих работах Полякова песни серьезные и песни шуточные были более-менее разделены. Здесь же никогда не знаешь - хохотать ли над удачным каламбуром или же ужасаться нарисованным автором мрачным картинам. Как минимум две песни на альбоме - "Мертвые Воды Фонтанки" и "Триста Лет На Болоте" - живоописуют видение уходящего под воду Петрограда, родного города музыканта. Еще один номер, "Корабль Дураков", рассказывает о злоключениях чудом выживших. Даже казалось бы стебный по определению рок-н-ролл "Старпер-Рок" и гротесковая ла-бамба "Либидовая Песня" по прослушивании оставляют слушателя в несколько угнетенном состоянии духа. Чем-то настроение альбома похоже на настроение многих произведений Н.В. Гоголя. И смех над той или иной абсурдной деталькой здесь возможен лишь сквозь осознание трагической абсурдности всего сущего. "То мы не верим в бога. То он в нас. А когда мы совпадаем по фазе - наступает конец света".
Программа "Homo Ludens" - это совершенно новый этап в творчестве как Полякова-гитариста, так и Полякова-сочинителя. Рискованный прыжок в тревожную темноту. Не боитесь? Следуйте за своими белыми кроликами...

19.01.2007, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)