Индустриальный английский город Бирмингем - настоящая кузница Большого Рока. В бирмингемских рок-клубах делали свои первые музыкальные шаги Роберт Плант и Джон Бонэм, которым позже предстояло прославиться на весь мир в составе Led Zeppelin. Бирмингем подарил тяжелому року Black Sabbath и Judas Priest. Несколько меньше известна роль этого города в становлении британского симфо-бита. Это, разумеется, совершенно не означает, что она действительно столь мала. Хотя бы потому, что одним из столпов этого благородного жанра, чьей бледной тенью является сейчас брит-поп, был и остается уроженец Бирмингема Рой Вуд (Roy Wood, родился 8 ноября 1946 года).
Карьера Вуда началась в 1964 году в составе команды Mike Sheridan & The Nightriders. Оттуда Рой ушёл в 1966 году, создав собственный, при жизни недооцененный, а сейчас легендарный, состав The Move. В The Nightriders его заменил некий Джефф Линн (Jeffrey Lynne) из группы The Chads.
Поначалу The Move исполняли стандартный для тех времен биг-бит ("I Can Hear
The Grass Grow"). Но вскоре группа занялась психоделическими экспериментами
на базе несколько утрированного рок-н-ролла и англо-ирландского фолка. На сцене
музыканты нередко откалывали экстравагантные номера вроде крушения топорами
старых телевизоров. А сам Вуд, помимо пения и игры на гитаре периодически
брался за любой инструмент, из которого мог извлечь хотя бы пару связных нот -
если они украшали аранжировку. Например, в песне "Curly" он исполняет
партии двух блок-флейт, причем на одном дыхании. Менеджер группы Тони Секунда
(Tony Secunda), впроследствии воспетый Марком Боланом в
"Telegram Sam", всячески поддерживал экстравагантные выходки подопечных.
Одна из заказанных им концертных афиш группы включала изображение Гарольда
Уилсона, тогдашнего премьер-министра Британской Империи, моющегося в душе.
В 1967 году Вуд сочинил для Idle Race, новой группы Джеффа Линна, песню "(Here We Go Round) The Lemon Tree". Увы, его лейбл заставил его выпустить этот номер в составе The Move, и Idle Race отказались записывать песню по второму разу. Однако год спустя Джефф Линн помог Вуду в сочинении и записи песни The Move "Blackberry Way", поднявшийся на первое место в британском хит-параде. К сожалению, это был самый яркий эпизод в карьере группы. В пору активной деятельности The Move находились где-то во втором эшелоне британского бита. Да и сейчас - слыша в очередной раз где-нибудь на волнах "Ретро FM" вступление к "Don't Play Your Rock'N'Roll To Me" Smokie, многие ли понимают, что это лишь цитата из "Tonight" The Move? Музыкальными причинами это вряд ли может быть объяснено - если бы лишь качество музыки определяло успех группы, каким-нибудь The Kinks местя на страницах рок-энциклопедий не было бы вообще. Однако The Kinks имеются в каждой энциклопедии в качестве легенд рока, а The Move - лишь в каждой третьей, да к тому же на правах "еще одних из..." Но это - обычная история. Можно даже сказать, что The Move еще повезло: их земляков, соратников и духовных побратимов Idle Race успех вообще обошел стороной. А ведь с музыкальной точки зрения коллектив был как минимум, равновелик команде Вуда.
В 1968 году Вуд позвал продолжающего прозябать в Idle Race Джеффа Линна в The Move - на место выбывшего гитариста Тревора Бартона. Однако Линн отказался. Именно в сокращенном до квартета составе The Move записали такие свои шлягеры, как "Flowers Flowers In The Rain" и "Fire Brigade". Кстати, с характерными манерой пения и внешним видом Вуда того периода связана одна забавная загадка. Похоже, знакомый нам всем образ Михаила Боярского (кстати, большого поклонника рока 60-х) в свое время сформировался не без оглядки на британского музыканта.
В начале 1970 года в состав The Move, потерявший ещё и вокалиста Карла
Уэйна вошел-таки Джефф Линн, так и не сумевший заявить о себе с Idle Race.
Почему первые десять лет карьера этого талантливого музыканта хромала на обе
ноги и с хрипом дышала на ладан - история отдельная. Интересно, что два
последних релиза The Move - "Looking On" вышедший в конце ноября 1970
года, и "Message From The Country" (1971) не имели большого успеха в
хит-парадах, словно бы неудача продолжала преследовать Джеффа и на новом месте
работы. Тем не менее, эти диски - едва ли не самые интересные из всех работ The Move.
"Looking On" наметил довольно интересную, и до сих пор никем, кроме Cheap
Trick и отчасти Uriah Heep не хоженную по настоящему дорогу в
хард-рок - не через привычный блюз, а через биг-бит. А отвязно-водевильный
"Message From The Country", на котором басиста Рика Прайса (Rick Price)
сменил Дэнни Корделл (Denny Cordell), не зазорно и поставить в один ряд
с битловским "белым альбомом" 1968 года. В абсурдной "I Wasn't My Idea To
Dance" верный себе Вуд сыграл, мягко говоря, странное соло на гобое
продолжительностью минут в пять. В "Ben Crawley Steel Company" он довел
до абсурда все штампы кантри-музыки, которые только смог вспомнить. А в
финальной "My Marge" - на пару с Линном не по-джентльменски поглумился
над славными традициями британского мюзик-холла. Cправедливости ради следует
отметить, что у Beatles в "You Know My Name" это получилось
несколько веселее. Но, так то Beatles...
Не в последнюю очередь этот альбом интересен выпуклыми, упругими, подчас просто
безумными басовыми партиями Дэнни Корделла. К сожалению, ничего столь же
запоминающегося, как музыкант, Корделл более не создал. Основной его работой
была продюсерская. Еще до пересечения с The Move он успел поработать с
Tyrannosaurus Rex. Позже он переключился на продюсерскую работу, открыв
помимо всего прочего, в 1991 году ирландскую команду Cranberries. В 1995
году Дэнни Корделл скончался.
Скромный успех последних двух альбомов не задел самолюбия музыкантов. Тем
более, что альбомы эти, были, по сути, записаны во исполнение старого
контракта. К этому моменту Вуд и Линн уже вовсю работали над концепцией
"рок-оркестра". Параллельно с легковесным "Message From The Country" шла запись
экспериментальных номеров "10538 Overture" и "The Battle At The
Marston Moore". Ни Прайс, ни Корделл в записи этих странных номеров
участвовать не захотели, а барабанщик Бив Бивен (Bev Bevan) только диву
давался, глядя на то, как его коллеги проводят время после окончания базовой
записи. Линн, намертво приросший к пульту, и Вуд, накладывающий на "болванку"
очередной струнный пассаж при посредстве дешевой виолончели китайского
производства - неизменность этой картины могла вывести из терпения кого угодно.
Работа над первым альбомом проекта, получившего название Electric Light
Orchestra, затянулась надолго. Диск вышел лишь в конце 1971 года. Сингл с
песней "10538 Overture" попал в рождественскую "десятку". Сам же альбом -
очередной парадокс! - собрал букет восторженных критических отзывов, и
благополучно сгинул где-то на задворках хит-парадов. При этом в американских
"списках" диск обретался хотя и на 196 месте, но несколько дольше - да к тому
же, безо всякой раскрутки! Безымянный на родине, альбом вышел в Штатах под
названием "No Answer" - и все потому, что секретарша не смогла в пятницу
вечером дозвониться через океан до офиса "Harvest", о чем честно уведомила
начальство в записке.
Собрать концертный состав ELO оказалось еще сложнее. Традиций привлекать
музыкантов с классическими инструментами в постоянный состав рок-групп
тогда не было. Кто сейчас вспомнит британскую Nirvana конца 60-х?
Участвовавшего в записи валторниста Билла Ханта (Bill Hunt) вскоре
дополнил виолончелист Хьюго МакДауэлл (Hugh McDowell). Первые концерты
по воспоминаниям очевидцев, отличало ужасное звучание - никто толком не знал,
как следует микшировать концертный звук, да и технологии озвучки струнных и
духовых в начале 70-х были далеки от совершенства. В конечном счете именно
многострадальному первому составу ELO следует сказать "спасибо" за
производящиеся сейчас электроскрипки и электровиолончели, а также за дешевые
универсальные пьезодатчики. Без их поисков в этой области производители
музыкальных инструментов раскачивались бы на нечто подобное гораздо дольше.
Как назло, именно в момент старта ELO у британской публики проснулся запоздалый интерес к творчеству The Move, которые формально продолжали существовать, и даже выпускать синглы. Песенки "Tonight" и "Do Ya" украшали хит-парады. А с идиотским рок-н-роллом "California Man" затыкавшем контрактную дыру, но неожиданно попавшем в "списки" на 7 место, старая-новая группа даже была приглашена 3 мая 1972 года выступать в телепередаче "Top Of The Pops" - честь, которой "10538 Overture" почему-то удостоена не была. В конце того же месяца у Вуда сдали нервы, и он покинул состав ELO. К тому же теперь его новым увлечением был стиль соул. А с возраставшей тягой Линна к невесомым струнным аранжировкам а-ля Моцарт это увлечение сочеталось из рук вон плохо...
продолжение следует
Дата рождения:
8 ноября 1946
1947 – Родилась Лори Андерсон - американская певица, композитор и авангардная скрипачка, знаменитая своими электронными перформансами и суперсинглом "Superman". Лори - не только самобытный музыкант, но и жена великого Лу Рида »»
1956 – Родился самый раздражающий саксофонист в мире Кеннет Брюс Горелик. Он входит в список 25 самых продаваемых американских музыкантов всех времён под именем Kenny G. Общее число проданных им дисков составляет более 30 млн. копий! »»
Tom EVANS (1947)
Laurie ANDERSON (1947)
Jerry GONZALEZ (1949)
Peter ERSKINE (1954)
Richard BUTLER (1956)
Валдис ПЕЛЬШ (1967)
Brian MCKNIGHT (1969)
Lucia PEREZ (1985)