Впервые в жизни (после десятка отличных и даже двух-трех легендарных) я побывал на волшебном, магическом концерте. Играл Суфьян Стивенс ( Sufjan Stevens).
Примерно со второй песни весьма немаленький зал на тысячи-четыре мест
погрузился в транс; овации после совершенно "нехитовых" вещей сменялись
моментальной тишиной на пару минут, в которой не раздавалось даже кашля -
было такое впечатление, что народ все эти минуты просто не выдыхал воздух.
На сцене - десять музыкантов с крыльями (буквальными), девятеро - полукругом вокруг Суфьяна (пять человек духовой секции, две гитары, бас, ударные - все музыканты периодически сменяют друг друга у инструментов) и находятся ровно в таком же трансе, но уже прямо с первой песни. При этом все очень спокойно, коммуникация какая-то поразительная - с одной стороны доброжелательная-открытая (и вовсе даже не интровертная, как у Джека Джонсона (Jack Johnson)), с другой стороны - внутренняя сосредоточенность, просто нереальная, парадоксально сочетающаяся с жестами вроде разбрасывания в публику надвуных суперменов и санта-клаусов, крыльями-костюмами и тому подобным.
Среди особенно сильных впечатлений:
- мощнейшее исполнение "Seven Swans" - эмоциональная кульминация
концерта с овацией на пять минут (и эта вещь не с хитового "Иллинойса",
уверен, что половина зала слышала ее впервые);
- перед ней - "настройка" инструментов с элементами голосолалия;
- впервые вижу, когда человек вообще не представляет публике музыкантов из
группы - при этом это не выглядит неуважением: ведь дирижер симфонического
оркестра тоже не представляет всех музыкантов - иногда лишь первую скрипку.
В общем, концерт меня застал в совершеннейший расплох. Я понимал Суфьяна как
такого сингер-сонграйтера - типа Iron & Wine: красивый голос,
симпатичная гитара, любопытные аранжировки - ну и какие-то странные музыкальные
вставки, которые, вообще-то, мешают и время отнимают - перемотать хочется.
Оказалось же, что на самом деле это все про композиторство, что основное как
раз-таки - эти вот вставки и именно эта музыка, типа Гласса/Райли,
короткие минималистические музыкальные фразы, наслаивающиеся в звучание, в
очень сложный полифонический минимализм с сильным эмоциональным зарядом. Каждая
вещь исполняется предельно серьезно и выверенно - как готовая сюита, причем
очень сложная; никаких импровизаций - ноты, звук - все полностью
контролируется. И сам Суфьян - этакий человек с миссией; максимальная
сосредоточенность, идеи, голоса в голове. Очень серьезный. Вводя музыкой
фактически в гипнотический транс сам остается вне урагана - в отличие от
Лени Федорова, который сперва должен сам себя в транс ввести; Стивенсу
этого не надо - он сразу там.
Совершенно магический экспириенс получился; причем такой, когда долго даже не понимаешь толком, как у них это получается - и потом несколько дней мысли разбегаются и отказываются собираться обратно. Типичное "только не мой мозг!".
1881 – Родился Бела Барток - венгерский композитор, пианист и музыковед-фольклорист. Представитель экспрессионизма в музыке. В честь Белы Бартока назван кратер на Меркурии »»
1942 – Родилась Арета Франклин - американская певица в стилях ритм-энд-блюз, соул и госпел. Она стала первой женщиной, чьё имя было занесено в Зал славы рок-н-ролла. В ноябре 2008 года журнал Rolling Stone объявил её величайшей вокалисткой эпохи рок-н-ролла »»
1947 – Родился Сэр Элтон Джон - популярный британский рок-певец, композитор и пианист. Рыцарь-бакалавр и кавалер ордена Британской империи. Элтон Джон, введённый в Зал славы рок-н-ролла в 1994 году, до сих пор остается одним из самых успешных поп-исполнителей Великобритании »»
1988 – Начался Арт—Рок—Парад в честь премьеры фильма «АССА» в Москве. Участники: «Аквариум», «Кино», «Звуки Му», «Зоопарк», «Браво», «Наутилус Помпилиус», «Центр», «Калинов Мост», «Лига Блюза» и… »»
Hoyt AXTON (1938)
Aretha FRANKLIN (1942)
Elton JOHN (1947)
Nick LOWE (1949)
Владимир БЕГУНОВ (1959)
Makoto OZONE (1961)
Jeff HEALEY (1966)
Jonas "Joker" BERGGREN (1967)
Cathy DENNIS (1969)