ПИРАМИДА МАСЛОУ  Музыка для обезьян

Выбор между "форматным" русским роком и рокапопсом для многих рокеров современной генерации оказался не по силам. А умище-то куда девать? Наиболее интересных музыкантов из числа более-менее молодых и...

Выбор между "форматным" русским роком и рокапопсом для многих рокеров современной генерации оказался не по силам. А умище-то куда девать? Наиболее интересных музыкантов из числа более-менее молодых и раскрученных сейчас можно опознать по изящным прогибам под господствующие стандарты с фигой в кармане. Или по старательной сдержанности с нечаянными проблесками неподдельного драйва. И если в качестве представителей первой категории уже утвердились Город 312, то вторую воплощает команда с мудреным социологическим названием Пирамида Маслоу.
Первые треки альбома "Музыка Для Обезьян" - вроде бы типичные случаи ученичества с оглядкой на наследие русского рока. И одновременно - основные ступени той самой пирамиды, в честь которой группа себя именует. Программные "Обезьяны", музыкально схожие с балладами Чайфа, справедливо уравнивают приматов из зоопарка с пришедшими на них поглазеть обывателями. Этих персонажей объединяет лишь превалирование простейших физиологических потребностей. Не случайно в финале композиции мартышки, глядя на людей, грустно размышляют: ну эволюционируем так же, как эти - а что изменится? Герой тревожной и неустроенной "Ветер В Поле" одержим потребностью второго уровня - в безопасности и стабильности. Здесь, кстати, тоже не обошлось без заимствований - на сей раз из Агаты Кристи. Только непонятно, какого периода - пронзительные клавиши "strings" в духе "Коварство И Любовь" соседствуют здесь с натужно-гниловатыми вокалами а-ля "Триллер". Звук более камерный, а струнные сэмплы, разумеется, поживее, чем в конце 80-х. В третьем номере "Надежда" - никаких стилистических заимствований. Не будем притягивать за уши Воскресенье, ладно? Просто неплохой образчик акустического полу-кантри-полу-регги. И ярко выраженная потребность лирического героя в любви и дружбе. Еще ступенькой выше. "Не Хочу" - тот случай, когда уважение и самоуважение уже важнее любви. Песня могла бы сойти за рокапопс, если бы не обилие электронных восьмидесятнических клавиш и ритмически усложненные проигрыши ближе к финалу.
И вот мы на той самой вершине пирамиды, где, по идее, должна начинаться самореализация личности. Однако, самореализовывать себя тоже можно по-разному. Подобно тому, как "те, кто без очереди, образуют новую очередь", верхушка сей логической конструкции - отдельная пирамида со своими слоями. Низший слой представляет "Клоун", чье творчество - лишь апелляция ко все тем же низовым инстинктам толпы. Это еще один привет Агате Кристи, низводящий сюжет "Вива, Кальман!" до "рыжий-рыжий, конопатый, убил девушку лопатой". Ничуть не лучше - "Панки": простейший способ ощутить себя в борьбе с буржуйскми мордами. Номер без особого толку, зато очень затягивающий. "И вы пойдете с ними гулять - опять и опять". Разумеется, к панку эта мелодичная софт-роковая вещица никоим образом не относится. "Тишина" - борьба между стремлением к стабильности и безопасности и намерениями рухнуть грудью на амбразуру во имя абстрактных идеалистических целей. Эту песню вполне можно распевать всем миром на средней руки рок-фестивалях в стиле "camp". Слой бытового героизма - "Водолазы", вещичка чуть-чуть умнее рокапопса, хотя и с соблюдением всех его внешних атрибутов. Самореализация в научной работе, результаты которой вряд ли удастся наблюдать при жизни - тема еще одной акустической баллады "Хромосомы". Гонка за скоропортящимся "contemporary art" - в псевдопопсовой "Я Делаю Рэп". Попытка отрешиться от всего земного, каким бы пугающим и кровавым оно не было - в балладе "Один", которую вполне мог бы исполнить и Вячеслав Бутусов в своем нынешнем состоянии. И финал - "Томск", гимн родному городу музыкантов. Город реализует себя в своих жителях, а они - в преумножении его славы. Неожиданный, но убедительный финал. Правда, судя по обилию стихотворных строф в буклете, альбом содержит укороченную версию песни.
"Музыка Для Обезьян" - сыроватый альбом, и материал его разнороден до крайности. Но у сибирских музыкантов есть шанс найти путь на верхушку пирамиды и избрать правильный способ самореализации. Осталось лишь воспользоваться этим шансом.

20.11.2006, Арсений ДМИТРИЕВ (ЗВУКИ РУ)