ЗВУКИ РУ  Мы говорим - поехали!

На пресс-конференции, посвященной открытию системы SoundKey, ее изобретатели объясняли: Это не Интернет-магазин. Это не дистрибьютор. Это система, которая потенциально способна объединить бесконечное количество игроков. Это бензиновый двигатель продаж легальной цифровой музыки, противопоставленный конной тяге технологий, который были до "SoundKey".

Если позаимствовать у Олега Нестерова (главы лейбла "Снегири", лидера группы Мегаполис и просто умного человека) его фигуральное выражение, 12-го октября в одном из залов агентства РИА Новости проходила "пресс-конференция изобретателей бензинового двигателя", популярно объяснявших журналистам, как он действует и почему он лучше, чем конная тяга и даже паровой двигатель. Если не заимствовать фигуральных выражений: главный редактор Звуков.Ру Соня Соколова и ее партнеры представляли новый проект SoundKey, работа которого основывается на принципиально новом подходе к дистрибуции легального цифрового аудио. Действительно новом.

В этой пресс-конференции, которую я бы назвала скорее образовательной беседой, участвовали представители всех сфер, могущих быть заинтересованными в легальных продажах музыки через Интернет:

Соня Соколова - автор идеи Soundkey и генеральный директор Soundkey;
Денис Калинин - президент Рамблера;
Алексей Угринович - глава Национальной Федерации Производителей Фонограмм;
Олег Нестеров - генеральный директор лейбла "Снегири" и лидер группы "Мегаполис";
Леонид Агронов - глава отдела цифровых продах Sony BMG Russia;
Виталий Леонтьев - специалист в области цифровых продаж, представлявший RMG Records;
Феликс Мучник - глава "SoftKey", совладелец и партнер "SoundKey"

и могущих внятно ответить на касающийся их деятельности вопрос, благодаря чему дискуссия получилась весьма живой и познавательной. Такой характер беседа приобрела очень быстро, поскольку главным обсуждаемым вопросом после презентации "SoundKey" стала сама возможность нормальной, прозрачной дистрибуции цифрового аудио в России. Ведь практически каждый из присутствовавших (думаю, даже те, кто сидел в президиуме) хотя бы раз в жизни скачивал из сети музыку, клипы, программы и фильмы. Так что темы поднимались весьма животрепещущие: разумно ли плодить онлайн-магазины цифровой музыки в рунете, если стремление русской души к халяве неискоренимо (равно как вряд ли искоренимы файлообменные системы) и лазейки к "шаре" всегда найдутся? Да еще и в условиях переполненности пиратского рынка вкупе с тотальной растерянностью правообладателей музыки?

Разговор то и дело заходил в сферу социальной психологии, логики, маркетинга, права и прочих "общеобразовательных предметов". В итоге - как показалось - у всех присутствовавших создалась достаточно отчетливая картина того, что на самом деле происходит, что можно сделать, на правильном ли мы пути.

Все участники пресс-конференции единогласно сошлись на том, что день запуска портала "SoundKey" можно считать переломным в истории развития цифровой музыки в России. Ибо предложенная "SoundKey" уникальная схема дистрибьюции дает практически неограниченные возможности как правообладателям и отдельным распространителям аудио, так и конечным потребителям.

Это не просто локальный, пусть и сколь угодно масштабный Интернет-магазин, продающий аудио, а автоматизированная система интеграции бесконечного количества торговых площадок-"витрин", продающих бесконечное количество музыки. Каждый из сегментов этой системы гибок, легко управляем и - что главное - абсолютно открыт, легален и прозрачен. Музыканты и правообладатели сами отслеживают динамику продаж и влияют на нее; сами выставляют цену своей интеллектуальной собственности.

Иными словами, "SoundKey" раздает правообладателям технологию, по которой они сами формируют максимально контролируемую процедуру дистрибьюции своей музыки в Интернете. Для пользователя же немаловажным фактором в пользу "SoundKey" является доступная цена аудио-продукции, возможность выбора несжатого формата и осознание того, что его любимый музыкант гарантированно получит вознаграждение за плоды своего творчества.
 

Соня Соколова рассказывает о своей разработке:
- Буквально любой музыкант, имеющий доступ в сеть Интернет, любой лейбл может заключить с нами договор - сначала сделав это на сайте, а потом переслав нам его по факсу либо в конверте по почте - и загрузить на наш сервер свою музыку, причем установить за нее цену сам. В результате он получает 60 процентов от всех продаж.

Если группа состоит из нескольких человек и существует несколько структур, владеющих правами на композиции, распределение финансов происходит в установленных самими участниками сделки долях. Мы предусматриваем это в нашей системе. Музыкант может определить, на каких площадках ему продавать свою музыку и более того - создать собственную площадку (скажем, на своем сайте). В этом случае отчисления ему производятся по двум категориям - как Правообладателю и Площадке.

Он абсолютно гибко может наблюдать, что происходит с его продажами - какие произведения лучше покупаются, он может корректировать цены, может договариваться с площадками об эксклюзивных продажах, ограничивать продажи по территории и даже времени распространения - то есть, обладает всем инструментарием, который обычно доступен маркетинговому отделу среднего звукозаписывающего лейбла. С той лишь разницей, что мы не приобретаем никаких эксклюзивных прав. Музыканты вправе отказать нам в любой момент либо, наоборот, загрузить новые произведения. Ведь ежемесячно записывается такое количество пластинок, что, если мы затрудним технологическую процедуру размещения аудио, то просто потеряем хиты. Иными словами, мы строим гипермаркет со множеством витрин, со множеством дополнительных возможностей и приглашаем правообладателей к посильному совершенствованию нашей системы.

"SoundKey" - это не Интернет-магазин. Это система, которая потенциально способна объединить бесконечное количество игроков с обеих сторон - как со стороны дистрибьюции, так и со стороны правообладателей. До нас существовали исключительно магазины, ориентированные на легальные продажи. И Audiofind, и Yanga! Размещают отдельные каталоги; кроме того, небольшие локальные лейблы пытались также заниматься распространением мп3 на своих сайтах, принимая платежи в Yandex-деньгах и Webmoney. Но это были маленькие локальные попытки. Мы же ставим себе задачей интеграцию, систему business-to-business. Любой музыкант с помощью нашей технологии может создать на своем сайте собственную витрину и продавать только свои диски. И получать деньги не только как правообладатель, а и как площадка дистрибьюции. Таким образом, ему будет принадлежать 80% от всей суммы продажи. За вычетом платежей самому "SoundKey" и платежным системам.

Олег Нестеров: Мы - лейбл 'Снегири' - долго ломали голову над вопросом онлайн-продаж аудио, поскольку уже давно поняли, что ситуация зашла в тупик, и поняли, куда девается музыка, если падение продаж пластиковых кружочков в мире составляет до 30% в год. Мы лишались почвы под ногами: как записывать музыку, как ее издавать и продавать, если на том конце - пропасть? Долго мы не понимали, что делать, пытались экспериментировать, и тут появился "SoundKey".
Мы спросили Соню: наверное, нужно оформлять какие-то эксклюзивные права, все нужно тебе отдавать? Она нам говорит: да нет, просто ты создаешь свою витрину, а нам идут отчисления уже с реальных продаж. То есть она предложила очень хорошую, очень изящную и, я бы сказал, революционную схему. Мы прочитали ее описание и сразу поняли: да, конечно же, мы согласны. Сегодняшний день и сегодняшнюю пресс-конференцию можно сравнить с тем днем, когда журналистам впервые показали бензиновый мотор и рассказали, вот это мотор, это бензин. Сегодняшний день не то, чтобы направит развитие по новому направлению, но: вектор-то задан. И музыка будет другая, и продаваться она будет по-другому. Нас ждут очень серьезные изменении в сознании.

Виталий Леонтьев: Сегодня действительно происходят некие психологические изменения - такие же, как во время перехода с парового двигателя на бензиновый. Но самое главное - в нашем сознании происходит крушение мифов. В крушении этих мифов поучаствовала в свое время и наша компания. Совсем недавно считалось, что цифровая музыка, Интернет-музыка - это сфера исключительно пиратская. Уходит в прошлое миф о том, что наши российские слушатели не готовы покупать цифровую музыку, честно платить за нее.

Первые пиратские диски начали появляться в 1995-м году. И тогда же, в 95-м, наша компания выпустила первый легальный мп3-диск. Нам говорили, что это сумасшествие, что конкурировать с пиратами невозможно, но мы всегда отвечали: наша задача - не бороться с нелегальным контентом. Наша задача - приучать людей покупать легально. Нам это удалось. За 10 лет существования мы создали каталог, в который включено около тысячи дисков. Однако наша задача - это не только представить какие-то свои разработки, и открыть двери в мир цифровой музыки. С 1995-го года мы работаем с десятками крупнейших российских компаний. И сейчас мы дошли до той стадии, когда каждый день у нас появляется новая позиция, новый диск. Как компания с 10-летним опытом специализации на сжатой, цифровой музыке, мы сейчас не можем сосредоточиваться исключительно на CD.

Наш выход в Интернет, который сейчас осуществляется благодаря компании "SoundKey", был подготовлен очень давно. Но мы были озабочены вопросом прозрачности отношений между всеми участниками процесса онлайн-продаж, и не торопились. Миф о том, что торговля мп3-треками, равно как и любыми другими файлами, в Интернете прозрачной быть не может, рушится на наших глазах. Ведь не у всех компаний есть силы выйти на этот рынок самостоятельно. Поэтому мы видим нашу задачу не только в том, чтобы заключить договор с правообладателями и оцифровать музыку - это может сделать любой на своем компьютере - а представить музыку в новом качестве.

Чтобы ни у кого из участников рынка не возникало вопросов - у покупателя, в частности, не возникало ощущения, что он переплачивает за контент: мы утверждаем, что музыка, даже легальная, может продаваться по доступной цене, уже сейчас можно убедиться, что наши диски, которые вы видите на прилавках, продаются по очень конкурентоспособной цене. И правообладатель, соответственно, должен быть доволен. Нам нужно достичь, что называется, полного автоматизма в отношениях. Должна быть система полного отчета. И в этой системе правообладатель должен видеть все наглядно.

Алексей Угринович: Я очень рад тому, что запускается проект "SoundKey". Радость моя заключается в том, что создатели проекта верят в то, что он будет действенен уже сейчас, уже сегодня - иначе он бы не запускался. Как представителю интересов всех правообладателей России, мне крайне приятен тот факт, что в Интернете появляются абсолютно прозрачные, абсолютно легальные ресурсы, которые должны привлекать как инвесторов, так и правообладателей.

Леонид Агронов: Хочу лишь коротко сказать, что ведущие лейблы, в том числе и SonyBMG, с нетерпением ждали возможности реализации своих огромных музыкальных каталогов в русском Интернете. Поскольку в большинстве стран такие возможности уже давно были реализованы, мы немного отставали. Мы с огромным удовлетворением отмечаем, что появляются такие проекты, которые, в конечном итоге, помогают нам реализовывать музыку, выпускаемую на нашем лейбле. А выпускается ее огромное количество. То, что издается в России на дисках - лишь небольшая часть, лишь наиболее популярные издания или рассчитанные на усредненного потребителя. А ведь весь каталог включает как международные релизы, так и локальные релизы, изданные в отдельной стране, но могущие быть интересными российскому потребителю.

Общее изменение ситуации в России - и на правовом поле, и на технологическом - кажется нам очень благоприятным. Обстановка вполне способствует тому, чтобы мы могли начинать пробовать легально реализовывать наш каталог. В первую очередь, в данный момент - с помощью проекта "SoundKey".

Отдельные вопросы:

О цензуре на SoundKey

Соня Соколова: Она, если и будет производиться, то на уровне площадок. Редакция каждого конкретного сайта сама решает, какую музыку ей размещать. Продажа композиций, пропагандирующих насилие и наркотики, согласно гражданскому кодексу РФ, производиться не будут. И если даже в системе треки и будут висеть, то музыкант скоро убедится, что они никому не нужны.
Кроме того, никто не может запретить музыкантам продавать на витрине своего сайта то, что они сами пожелают продавать.

О защите прав потребителей, гарантии качества загруженной музыки и возможности не платить дважды за трек, который был утерян

Соня Соколова: Есть help-desk и есть support, куда можно в любое время обратиться, - Вам ответят на этот вопрос и проблема решится. Если покупка зарегистрирована, Вам постараются помочь.

Денис Калинин: Мы живем в настолько замечательном государстве, что подобные инциденты предусмотрены законодательством. Если Вы совершили покупку, заплатили, то имеете право получить товар в надлежащем виде.

Феликс Мучник: Все зависит от того, как поставщик-правообладатель поставил условие продажи. Если правообладатель музыки решает, что пользователь может получить трек один раз или может получать его бесконечно - так и будет.

О риске взлома и защите системы

Соня Соколова: Хостинг системы осуществляется очень серьезной компанией-провайдером, мы тщательно выбирали, кому доверить SoundKey, искали серьезного игрока на этом поле. Мы стремились к тому, чтобы поддержка была не просто выносливой, не просто надежной, а могущей создать максимально комфортные условия для всех участников. Система сама по себе тоже серьезно защищена.

Денис Калинин: SoftKey работает по этой системе уже многие годы, а контент по своей стоимости там значительно выше, чем музыкальные треки. Вроде бы, пока что обходилось без взломов.

Феликс Мучник: Попытки были, а случаев не было.

О борьбе с пиратством

Феликс Мучник: Положительный опыт компании SoftKey отчасти является ответом на вопрос. Легальная продажа софта совершенно спокойно вытесняет 'варез'. Некоторые сайты с нелегальным контентом 5 лет тому назад были очень известны. Сейчас молодые, новые пользователи даже не знают об их существовании. В поисковике надо хорошо порыться, чтобы найти адреса этих ресурсов. Обычный пользователь, не-сисадмин, не знает, где искать варез. Он пойдет честно покупать софт. Если с лотков убрать ворованное, будут покупать честные версии. Кстати, продажи Microsoft с каждым годом в России удваиваются. Идет пропаганда и улучшение версий программ - это нормальный процесс.

Денис Калинин: Это вопрос цивилизации человека. Как повлияет SoundKey на пиратский рынок? Как появление современного гипермаркета повлияет на стихийный рынок, который находится поблизости? Человеку все равно, где покупать. Но некоторые отдадут предпочтение сервису, гарантиям качества и удобству.

Виталий Леонтьев: Постановка вопроса не совсем верна. Почему мы должны заботиться о пиратах? Нас не интересует пиратский рынок, мы должны сделать так, чтобы тот рынок, который мы представляем, был самым удобным, самым доступным, и чтобы покупатели руководствовались не тем, что мы им сказали, что мы хорошие, а они, пираты, плохие. Это изжившая себя практика. Мы должны дать такие условия, которые их устроят. Этим мы и занимаемся. А судьба пиратского рынка нас не интересует.

О качестве сжаых форматов

Олег Нестеров: Когда мп3 только появились на рынке, многие были предубеждены против цифровой музыки, и я был в их числе. Однако ведь музыкальные носители развивались - от винила к ленте, от ленты к CD. И каждый раз переход с одного носителя на другой вызывал спор меломанов: стоит ли его осуществлять. Переходить ли на кассетные деки или оставаться на бобинах? И так далее. Как музыкант, как функционирующий музыкальный продюсер, который много времени проводит в студии, разницу между мп3 и не-мп3 я чувствую, но не чувствую фатализма в использовании разных форматов. Я даже скажу, что некоторой музыке идет быть сжатой. В моей практике существует ряд примеров, когда артисты присылали по электронной почте композицию в мп3, а затем привозили ее же в несжатом виде. И я пришел к выводу, что в мп3 эта синти-поп вещь звучит гораздо лучше, и мастеринг мы выстраивали, исходя из звуковой картины именно мп3-трека.
Музыка к нам из эфира пришла и в эфир уходит. И... мы с Вами живем на изломе времени - скоро понятия о потреблении и производстве коренным образом изменятся.

Соня Соколова: Если уж говорить о качестве аудио-трека, то в нашей системе предусмотрено то, что файл загружается в исходном виде. И пользователь сам выбирает качество, в котором он хочет его получить. Это качество может быть достаточно высоким.

Иными словами, друзья, мы с Вами становимся свидетелями воплощения принципиально нового и прогрессивного подхода к распространению цифровой музыки в сети. Виталий Леонтьев сказал в этом отношении очень правильную вещь: "Мы с вами находимся в очень преимущественном положении. Ведь, в отличие от западных участников шоу-бизнеса, мы умеем договариваться. На Западе есть некий груз стереотипов: люди привыкли покупать музыку по определенной цене; правообладатели имеют свою определенную таксу. И я думаю, что система "SoundKey" не только обеспечит достойный сбыт цифровой музыке, а еще и даст фору западным системам. Поскольку ставит себе целью обеспечить консенсус, договоренность всех участников."

Мы говорим - поехали!

13.10.2006, Татьяна БАЛАКИРСКАЯ (ЗВУКИ РУ)