Этим летом Rolling Stones так и не добрались до наших земель. Остается лишь вспоминать о том, каким было их выступление на российской земле восемь лет назад... 11 августа 1998 года. 21. 30. Стадион "Лужники", БСА. Rolling Stones.
Москву лихорадило. В самом начале лета газеты сообщили о том, что Кита
Ричардса угораздило сломать пару ребер. Через месяц ураган сорвал и повалил
рекламные щиты с афишами турне "Bridges To Babylon". Потом грянул
кризис, в ходе которого обесценились все имевшиеся у граждан ценные бумаги
кроме зелёных билетов, на которых был изображен приготовишийся к нападению лев.
Как насчет симпатии к дьяволу?
Однако ветераны рока добрались-таки до
Москвы. И слухи об их приключениях в
городе разносились по миру со страшной силой. Интересно, каково было
"роллингам", когда во время прогулки по городу они наткнулись на парня, одетого
и причесанного так же, как и они тридцать лет назад, да ещё и протягивавшего
для подписи виниловый сборник "Big Hits: High Tide And Green Grass"?
Говорят, этот стиляга в вельветовом пиджачке, ожидая появления кумиров, пару
часов проспал в обнимку с ценным винилом ни где-нибудь, а прямо на Лобном
месте. Другой любитель автографов, некий блюзмен, бросившись за подписью к
Чарли Уоттсу, подрался с негром-секьюрити. Разнимал их, гнусно бормоча
под нос: "Никакого толка от охраны, всё - самому..." непосредственно
Мик Джаггер. Говорили также, что, прибыв в гостиницу, Ричардс тут же
вывесил в форточку свою "пиратскую" бандану - дескать, парни, мы здесь! А затем
к вящей радости столпившихся внизу выкинул из окна забытую прежним постояльцем
новогоднюю елку.
А потом наступили день и час, указанные в зеленых билетах.
...Первую проверку я миновал сравнительно легко: открыл портфель, и
продемонстрировав его содержимое, был пропущен за ограду. Со вторым барьером,
непосредственно у входа на стадион, оказалось сложнее: двойные кордоны с
магнитоискателями. Я малость стреманулся, но виду не подал. Писк
магнитоискателя проверяющие свалили на кодовый замочек портфеля, и я
благополучно ступил под свежевозведённый над стадионом купол. Хрустящие
подушечки с шоколадной начинкой в буфетах стадиона не продавались, а потому
изъяты не были. Присыпанный сверху оными, в коробке покоился диктофон. Да
здравствует Brown Sugar!
Позже я узнал, что какой-то мужик воткнул в диктофон наушники и выдал его за
плейер. Но перестраховаться никогда не помешает... Тем более, что цифровые
методы записи в 1998 году еще не были особенно распространены в Москве.
Ассортимент продаваемого в кулуарах радовал глаз. Такого изобилия мерчандайза
Москва еще не видела. Полное переиздание всех альбомов героев дня на CD
(Virgin), кое-какие видео (я тут же прихватил "Rock`N`Roll Circus"),
майки со львами (белые и чёрные), с языками всех типов: классическими,
шипастыми (нераспроданными, очевидно, в ходе предыдущего турне "Voodoo
Lounge"), и шоколадными. "Brown Sugar", подумал я, и как оказалось, не
ошибся...
Около восьми на сцене нарисовался разогрев. Роботоподобно выхромав на сцену,
вокалист в белых штанах сообщил:
- Привьет! Как дьела? Ве а Сплин!
Неясно, было ли это намерением спародировать грядущий выход хэдлайнеров или же
просто попыткой жителей Петрограда с их жёстким произношением утрированно
воспроизвести мягкое московское.
Все песни предгруппы относительно студийных оригиналов были сыграны раза в два
быстрее и тяжелее, за исключением "Выхода Нет", которая, будучи снабжена
сверхдлинным клавишным интро на самых леденящих звуках и замедлена до предела,
стала жутко смахивать на творения загибающейся невесты. Кроме того, света на
сцене было явно в одну пятую силы. По окончании сей звуковой пытки музыканты
сообщили: "Они приехали..." - и шустро покинули сцену, не желая,
очевидно, проверять на себе слухи о той дедовщине, которую "роллинги" применяют
по отношению к разогревающим командам.
Наступила сорокаминутная пауза, заставившая усомниться в необходимости
разогрева вообще. Хотя... Надо же было на ком-то звук отстроить! Да и потом,
Rolling Stones собирались выйти на сцену ровно в 21.30: не начинать же
концерт в полдесятого. А им, согласно утверждённому райдеру, непременно
требовался закат солнца. Сие было бы эффектно - если бы не пасмурная погода и
дождь, нещадно заливающий незакрытый свежепостроенным козырьком танцпол.
Ровно в 21.30 из динамиков донеслось нечто
инфразвуковое и располагающее
волноваться. Тряпку на заднике сцены раздёрнули, и показался круглый экран,
аналогичный знаменитому "пинкфлойдовскому". На экране всплеснул псевдоподиями и
смачно перекувырнулся тройной виртуальный ёксель-моксель. Что-то дымно рвануло.
Сквозь дым до дружно возопивших трибун загадочно донеслись до изумления
знакомые, но меньше всего ожидаемые в этот миг риффы.
Примерно через пять секунд, к началу первого куплета до публики дошло, что это
"Satisfaction", непривычно утяжелённая и снабжённая безалаберным
гитарным соло с атлетической духовой подкладкой. Вопли на трибунах приобрели
удивлённую окраску. А не фига удивляться - похоже, браткам просто надоело
приберегать сию песню на финал. Да и пора уже было приучать публику к тому, что
кроме этого "сникерса" есть у них кое-что ещё...
На сцене смутно мельтешили некие фигурки. Положение спасал видеоэкран, на
обеспечение коего работало операторов пять, не меньше. Причём работали они
столь грамотно и синхронно, окрашивая изображение компьютерной графикой,
ураганно перебрасывая кадр с одного музыканта на другого и периодически
впаривая знакомые гопнической части зрителей по MTV-эфиру, и встречавшиеся
потому бурными и продолжительными охами фрагменты видеоклипов, что впору было
заподозрить кручение фильма-концерта. Однако наблюдаемая в бинокль синхронность
в движении фигурок на сцене и их изображений на экране, несколько успокаивала.
Вторым номером шла "Let`s Spend The Night Together Now". После этого
блока вполне удовлетворённый Джаггер безо всякой питерской имитации мягкого
московского говора (учитесь, Сплин!) констатировал:
- Наконец-то мы здесь...
Восторгу публики не было предела.
"Gimme Shelter" меж тем прозвучала несколько вяло (лишь мощный
бэк-граунд подпевающих девушек-растаманок спас дело). А в "Anybody Seen My
Baby" Джаггер откровенно подхалтурил, фактически прочитав текст, чем
показал, что сам от этого горе-хита не в восторге. Впрочем, на экране
транслировался клип, так что публика осталась довольна. А быть может, он всё
еще был оскорблён обвинениями журнала "Spiegel" в использовании
фонограммы... Затем Мик со много большим энтузиазмом и снова по-русски объявил:
"А теперь - новая песня!", после чего техники сцены вручили ему гитару.
Ричардс, кстати, уже к моменту распросов: "Не видали ль вы (львы?) мою
бабу?", сменил белый "Telecaster" на чёрный рогатый "Gibson". "Saint On
Me" - вполне стандартный, кстати стадионный гимн - впечатлила куда больше.
"Pаint In Black" исполнялась по требованию Его Величества
Форума-На-Сайте. Свежая "Out On Control", под которую народ спалил все
зажигалки, выгодно отличалась от студийного оригинала проигрышами трубы с
сурдинкой. А потом были до боли родная "It`s Only Rock`N`Roll" и оргия в
стиле диско-фанк "Miss You" - растянутая невесть на сколько и с
целованием рук и ног одной из подпевающих растаманок (бурные аплодисменты,
переходящие в овацию). Особо отрывался по части фанковых штучек-дрючек новый
негритянистый басист.
Представив публике всех музыкантов сопровождения, включая басиста Дэрилла Джонса, клавишника Чака Ливелла и облизанную растаманку Лизу Фишер, Джаггер передал микрофон Ричардсу и ненадолго покинул сцену.
Ричардс, честно говоря, разочаровал. Нет, с голосом у старого уголовника всё в
порядке, со слухом - тоже, но вот репертуар... Ни "Happy", ни "Memory
Motel" мы от него не услышали. А "Wanna Hold You" c не слишком
удачного "Undercover" (1983)- вещь решительно не стадионная, и оттого
ощутимо пробуксовывавшая. Зато потом началось форменное светопреставление.
Вновь упала темнота. Вновь загремели инфразвуковые воздухомешалки. Из
окутавшего сцену дыма к неясного пока что назначения пятачку посреди залитого
дождём стоячего партера сэрегировал раздвижной мост.
В Вавилон? Не знаю, но в вавилонское столпотворение - уж точно!
Под джазовый импровиз оставшихся на сцене сессионщиков Джаггер, Ричардс, Рон
Вуд (сменивший по такому случаю гитару на бас) и Уоттс ступили на мост. А
добравшись до открывшейся среди толпы маленькой эстрады под зонтиком - учинили
там панковский угар, ибо теперь гитара Дикого Цыгана и бас Сумасшедшего
Художника звучали так, что Техасская Резня Бензопилой позеленела бы от зависти
и ржавчины.
В центре поля были сыграны "Little Quenny" Чака Берри, недавний хит
"You Got Me Rocking" и диланова "Like A Rolling Stone". А что?
Ramones вот тоже поют хит "R.A.M.O.N.E.S.", которую им посвятили
Motorhead. После чего наша гоп-команда уже без моста, и чуть ли не по
головам публики вернулась на сцену, где тут же урезала вдохновлённую Булгаковым
"Sympathy For The Devil". Жаль, что ее логического продолжения её в виде
"Чего Не Хватишься - Ничего Нет" ("You Can't Always Get What You Want")
так и не последовало.
Ещё парочка хитов, "Start Me Up" и "Honky Tonk Womаn", прозвучали
в новых аранжировках и со смачным духовым подспорьем. После чего о характере
двух последних - на бис - вещей можно было заранее догадаться по экранным
подсказкам. Завертелся фирменный язык в центре мишени - "Jumping Jack
Flash". Тот же язык, но на сей раз шоколадных цветов - "Brown
Sugar"!!! Фейерверк и всеобщее ликование. Уже удалившаяся со сцены четвёрка
застыла над стадионом в виде огромного, во весь видеоэкран, стоп-кадра.
На том и кончилась сказка. Под проливным дождем расходились мы со стадиона. В моём кармане лежал свежезаписанный "Moscow Bootleg `98"...
P.S. Таким было пришествие Rolling Stones в Москву в далеком 1998 году. В те дни я еще не занимался профессионально рок-журналистикой, и этот текст взят мною из дневниковых заметок, написанных удовольствия ради. Это всего лишь рок-н-ролл. Не видел ли кто-нибудь из вас Rolling Stones после этого? Расскажите, как это было...
В 2012 году команда The Rolling Stones отметит свое 50-летие. За полвека они продали более 250 млн пластинок.
Подробности из жизни:
“Василий Иваныч, ты за Beatles или за Rolling Stones?” – вопрошал в советском анекдоте Петька, на что находчивый комдив Чапаев отвечал: “А в которой Леннон!”. В общем, вы поняли. В той системе координат, где “битлам” отводится №1, “роллинги” были вторыми. Хотя правильнее сказать – другими.
Там, где у Beatles звучал мелодичный поп-рок, Rolling Stones предпочитали бунтарский ритм-энд-блюз (не путать с ар-эн-би). “Битлы” очаровывали девушек, “роллинги” пугали родителей очаровавшихся ими девушек. “Битлы” гладили, “роллинги” щекотали и покалывали, “битлы” (некоторые из них) были красавчиками, “роллинги” – нет (но харизматичности им было не занимать). При этом музыканты отнюдь не враждовали, как их карикатурные “потомки” Blur и Oasis – наоборот, очень дружили. И, в отличие от Beatles, Rolling Stones сохранили группу и довольно…
1967 – В 1967 году родился московский клавишник Серге́й Серге́евич Чекрыжо́в, участник группы Несчастный случай »»
Z.Z. HILL (1935)
Frankie LYMON (1942)
Moses DILLARD (1946)
Sister Sarah BROWN (1951)
Анатолий "Джордж" ГУНИЦКИЙ (1953)
Patrice RUSHEN (1954)
Frankie KENNEDY (1955)
Marty STUART (1958)
Basia (1959)