11 августа: Концерт про терроризм, танцующие ножницы, что может быть лучше Coldcut, быстрый Геморрой и пляски до утра.
"Sziget - великолепное событие. Я нигде
не встречал ничего подобного. Обычно
музыкальные фестивали состоят преимущественно из зон сцены и backstage, в то
время как Сигет представляет собой нечто вроде отдельного городка. Ты всегда
можешь найти себе занятие по душе, даже если в какой-то момент нет выступления,
которое было бы тебе интересно. После окончания своего выстуления мы устроили
всей группой небольшую прогулку по острову, останавливаясь у палаток и тентов,
где обнаружили кучу интересного; конечно, и бары мы своим внманием не оставили.
Честно, это просто отличное место. Я был бы рад сюда вернуться," - поведал
на следующий день после своего выступления на Сигете басист Therapy?.
Более точного определения происходящему на острове Obudaj трудно придумать: в
этом году организаторы предлагают более 200 выступлений и развлечений на 66
объектах. Например, на фото справа мы запечатлели двух купальщиков в шоколаде -
есть на Сигете даже такой вид спорта! Тем не менее, трудно переоценить
музыкальную составляющую фестиваля -
а она в этом году пребывает на высоте. С нетерпением ожидаем концерта
Radiohead, читая нерадостные сводки новостей CNN: лондонские террористы
уже стали причиной отмены концерта британских электронщиков Coldcut, и
мы заметно нервничаем, поскольку аэропорт Хитроу работает в закрытом режиме, и
самые интересные группы могут просто не доехать до острова.
Проблема терроризма беспокоит и Les Boukakes, выступающих на world-сцене. В этот раз обычно пестрая тусовка французских иммигрантов вырядилась в черные рубашки, почти убрала из программы ска и фанк и сделала упор на резкий, агрессивный азиатский этно-рок. Свою программу музыканты посвятили событиям, происходящим в Ливане - это при том, что в состав команды входят иммигранты из Туниса, Албании и Турции. Можете вообразить, сколь яркий этнический коктейль способен выдать такой коллектив! Основной упор Les Boukakes делают на разнообразные перкуссии - от тамтамов до кастаньет, а ведущие партии с явными элементами фри-джаза отданы раздолбанному, замотанному изолентой электрооргану Roland. Устроив в середине концерта великолепную "перестрелку" на перкуссиях и ударной установке, группа заслужила овации всего поля.
В этот день нас больше других интересует сцена Wan2: здесь радует слух Bootsie Quartet под управлением похожего на Брюса Уиллиса DJ Bootsie. Венгры обожают интеллектуальные миксы на основе транса и lounge, исполняемые странным набором музыкантов: в этот раз в составе команды - dj, виолончель, синтезатор, бас. В результате получаем плывущий электроный саунд с явно читаемой подложкой drum'n'bass и красивыми струнными пассажами. Bootsie виртуозно работает с бэк-сэмплами и умеет держать толпу в состоянии изумленного расколбаса. Однако нам пора бежать - сегодня сразу на двух противоположных по жанру сценах острова поисходят концерты, ни один из которых мы не дослушаем до конца...
Scissor Sisters, гламурные любители арт-ретро из Нью-Йорка, в прошлом
году отменили свое выступление на Сигете; в этом году они берут яркий реванш.
Скоро у этих товарищей ожидается выход нового альбома, часть песен с которого
они презентуют на главной сцене.
"Сестры-Ножницы" тонко балансируют на грани поп-рока, рок-н-ролла, нью-вейв,
диско и самого
разбитного кабаре, не отдавая предпочтения ни одному из стилей; их выступление
привлекает на поле огромную толпу фриков - можно долго всматриваться в
очередную стильную даму, с облегчением обнаруживая в ней травести. Впрочем, то,
что происходит сегодня на главной сцене, тоже хочется назвать фрик-шоу.
Солистка Ана Матроник (Ana Matronic) перемещается по сцене в нарочито
эстрадном платье, усыпанном блестками и стразами, из которого выпрыгивает при
каждой возможности ее пышный бюст; скачет на высоченных шпильках и корчит
рожицы. Ей вторят остальные, размалеванные как уастники Love Parade. Особенно
хорош Джейк Ширз (Jake Shears), лидер группы, вертлявый, как оса.
Публика с
удовольствием отплясывает, поднимая столбы пыли. Буквально в самом начале шоу
звучит первый хит SS с дебютногй пластинки - "Laura", и далее программа
движется по накатанной к
всеобщему веселью.
Однако тем временем на Hammer World выступает Gamma Ray, а это,
согласитесь, весомый аргумент за посещение этой серьезной сцены. Нам достается
примерно половина концерта. Мы с изумлением обнаруживаем, что аншлага не
наблюдается. Большое количество людей покидает ангар, в котором расположена
сцена. Однако те, кто остались, уже мокры и счастливы, поскольку исполняются
быстрые и мощные хиты. Группа, которую в России любовно называют "Геморрой",
сегодня отжигает, а ее вокалист Кай Хансен просто в ударе!
Бешеный темп игры, hard-n-heavy и power metal, острые яркие соло на слайде и
сильный вокал, переходящий в
фальцет - меня всегда интересовало, почему столь профессиональные музыканты,
которым по силам играть что угодно, отдают предпочтение таким неинтересным
композициям. Возможно, они просто плохие мелодисты - но почему бы им не
заказывать музыку кому-нибудь другому?.. Впрочем, сет все равно подкупает своей
энергичностью и вызывает весьма позитивные эмоции.
Из-за отмены Coldcut выступления на Wan2 сдвинулись на час, и мы попадаем на эту сцену прямехонько к выступлению одного из интереснейших венгерских музыкантов - Yonderboi. Со своей новой группой The Kings Of Oblivion он записал новый альбом, совершенно не похожий по характеру на все предыдущие работы. Во-первых, теперь Yonderboi поет дуэтом с незнакомой нам певицей. Во-вторых, в его музыке стало особенно отчетливо проявляться стремление к пограничным состояниям. Больше ни одной "доходчивой" поп-мелодии: даже кавер на песню Dire Straits "Follow Me Home" выглядит так, будто его пропустили через прачечную транса, смазав привычный ритм. Четкие, структурно выверенные композиции по-прежнему полны электронного холода, однако в них стало отчетливо слышно веселье разгрома и хаоса. Рекордную аудиторию в этот день собирает именно выступление Yonderboi - люди, пришедшие на Coldcut, совершенно не разочарованы.
На дворе - ночь, но душа настойчиво просит танцев. Мы обходим остров, заглядывая во все павильоны Party Area. Здесь предлагают танцы на все вкусы: брейкбит от DJ Storm, ретро-поп, хаус, техно... На сцене Magic Mirror два дня подряд собирает аплодисменты шотландская команда Hot Legs. Ноги уже отказывают, завтра предстоит ответственный день...
12 августа: Экстрим и еще раз экстрим, ничьи дети, больше слушайте Laibach, караоке и концерт Radiohead.
Погода портится: над островом проходит
небольшой дождик, примявший пыль. Перед
главной сценой резко посвежело и стало можно дышать. День открыли на главной
сцене Sons And Daughters, уже дважды выступавшие в Москве.
Бодрый
молодежный рок-состав, подбирающий крошки со стола мэтров 70-х. Два чистеньких
мальчика и две стервозных девочки, чьи песни так легко растащить на
составляющие: вот рифф из Чингиз-Хан, вот кусочек из Clash...
скоро игра "Угадай мелодию" захватывает все наше коммьюнити - да так, что мы
даже не сразу слышим, как со сцены объявляется: "Это была песня Джонни
Кэша". Занавес.
Как я уже неоднократно рассказывала, Сигет дает всем посетителям возможность
попробовать себя в самых странных видах деятельности. Лепка глиняных свистулек,
танцы живота и раскрашивание коров - лишь немногая часть того, чем можно
заняться на острове в перерывах между выступлениями. Но есть один вид
развлечений, который мне особенно близок: экстрим-стенды и тарзанка. Попасть на
стенд несложно - надо собрать пять оберток от творожных батончиков. А вот
тарзанка требует, помимо прочего, изрядной силы духа. Я лет пять примеривалась
к этому снаряду - и все-таки совершила героический прыжок, обеспечив себя
адреналином на добрую неделю вперед.
Пока я ожидаю своей очереди на подвиг, на главной сцене начинает выступать
dEUS - очень четкая и плотная гитарная группа с простыми мелодичными
песнями. Intro, с которого бельгийцы начинают сет, выдает в них тайных
поклонников Laibach. В слаженное пение гитар то и дело вплетаются сэмплы явно
неорганического происхождения. Бодро, агрессивно и... совершенно не тянет
расслушать повнимательнее.
Тем временем кабина уже передо мной. Когда меня поднимают на подъемном кране над островом, в ушах свистит ветер и уверенность в собственнывх силах стремительно меня покидает, но по старой журналистской привычке я примериваюсь: вот здесь мы еще не были, а здесь надо обязательно побывать перед закрытием, а сюда мы уже ходили... Прыг! - и все эти мысли затмевает мощнейшее ощущение счастья и ужаса. Рекомендую всем, кому в этот отпуск не хватило острых ощущений.
Второй адреналиновый всплеск переживает один из членов нашей тусовки - Дима Степкин. Еще утром он записался в число желающих спеть караоке в специальной "караоке-деревне". Набор песен в этом месте исключительно хорош: все поют преимущественно западные рок-хиты. И вот мы бежим туда со всех ног, чтобы Дима успел исполнить перед взыскательной публикой Сигета песню "Jeremy" группы Pearl Jam. Дима справляется с задачей блестяще и срывает аплодисменты.
Близится ночь, подходит время Radiohead. Нервы на пределе: многие, как и
я, принимали решение о поездке на Сигет, увидев в программе это название. Том
Йорк (Thom Yorke) и компания выходят на сцену, оформленную в "фирменном"
синем свете - и в толпе начинается полнейшее безумие. Правда, справедливости
ради стоит отметить, что первые две песни звукорежиссер запарывает: вокал Йорка
не слышен, а басы чудовищно долбятся в мозг. Интересно, что программа
тура лучшей группы мира во многом использует хиты с раннего альбома "The
Bends", к репертуару с которого группа не возвращалась довольно давно.
Песни с этого диска в концертной версии звучат жестче, в каждую добавлены
дополнительные элементы из арсенала более поздних работ команды.
Йорк постоянно находит
себе работу на сцене: переходя от акустической гитары к белому роялю и далее к
синтезатору, он устраивает безумные пляски всякий раз, когда его руки не заняты
инструментом. Сложно представить, что команда с такой мощной энергетикой играет
уже 15 лет - и тем не менее, это так. Кстати, осенью нас ожидает новый альбом
Radiohead. Не исключено, что группа сможет заехать с новой программой в Россию.
Но все это впереди, а пока мы, переполненные впечатлениями, отправляемся спать.
Плей-лист Radiohead (по сумбурным воспоминаниям счастливых очевидцев):
Intro
Air Bag
The National Athem
There There
15 Step (новая песня)
Exit Music
Karma Police
I Might Be Wrong
Nude (новая песня)
электронный прогон из Punch-Up At The Wedding
Paranoid Android
No Surprises
The Gloaming
How To Dissapear Completely
Pyramid Song
Lucky
Just
Idioteque
Street Spirit
На бис были исполнены:
You AnD Whose Army
2+2=5
Bones
Fake Plastic Trees
Everything At The Right Place.
Tito Sr. PUENTE (1923)
Doyle LAWSON (1944)
Luther VANDROSS (1951)
Gary PRIMICH (1958)
Евгений ФЕКЛИСТОВ (1968)
Avishai COHEN (1970)
Татьяна ЗЫКИНА (1981)
Kid HARPOON (1982)
Anna ROSSINELLI (1987)