Мы прилетели накануне поздно вечером, а сегодня уже начинается фестиваль. Надо срочно привести себя в состояние боевой готовности - в ближайшие три дня придётся хорошо побегать - в этот раз я настроен увидеть и услышать как можно больше. С утра идём занимать очередь - купленные в интернете билеты надо забрать в ticket office, а умников, желающих сделать это непосредственно перед фестивалем, собирается много. Благо, организовано всё хорошо и длиннющая очередь идёт быстро. Потратив час, радостно забираем проходки для наших друзей, а сами отправляемся в пресс-центр получать аккредитацию. Там всё тихо и спокойно - народу нет, все мило и расслабленно. Быстренько забираем наши бэйджики (для чего улыбчивые испанцы фотографируют наши растрепанные, но довольные физиономии на webcam) вместе с сумками, набитыми увесистыми пресс-китами, и отправляемся перекусить и выкупаться в средиземном море.
Первый интересный лайв - в четыре, но его (а это были Considerate Builders Scheme) мы позорно пропускаем, запутавшись в барселонском пространстве и времени, а заодно и застряв в очереди на вход - в первый день дневной Cонар почему-то кишит людьми, которые ко второму дню успевают не то самоликвидироваться, не то удачно утрамбоваться. Нет худа без добра - успеваем влезть в конец очереди желающих посмотреть на The Knife. Шведы играют в Escenario Hall - закрытой арене, спрятанной в подвале большого здания, где помимо этого проходит пластиночная ярмарка, там же показывают кино, устраивают пресс-конференции и демонстрируют достижения мультимедиа-хозяйства. Проблема "холла" в том, что его вместимость ограничена и если во время на занять места на концерте 'звезды', можно остаться снаружи - в какой-то момент перед дверью оказываются бравые испанские охранники и попасть туда можно уже только когда достаточное количество народа из "холла" уйдет.
The Knife - очень модный в последнее время проект. Брат и сестра из Швеции играют своеобразный электропоп-мутант. Карин и Олаф прославились тем, что написали песню "Heartbeats", которую потом спел Хосе Гонсалес - в его исполнении песенка попала в рекламу Sony Bravia и стала международным хитом. Карин к тому же еще и спела на последнем сингле Royksopp. "Холл" набит битком, к сцене не подойти, а из задних рядов действо выглядит очень странно. На сцене дымовая завеса, сзади видео неопределенного содержания, а самих музыкантов поначалу просто не видно, я даже рискую предположить, что они, как Gorillaz, прячутся за ширмочкой. Приглядевшись вижу тёмный силуэт человека, размахивающего барабанными палочками. Knife нарядились в черные комбинезоны с масками на лицах как у террористов. Вот уж действительно, сложно найти черную кошку в тёмной комнате. Шведы звучат почти как в записи (живой только вокал Карин и барабанные переборы Олафа), но впечатление производят отличное - хороший звук (жирные синтезаторные арпеджио, отчетливая ритм-секция). Аранжировки у них не перегруженные, поэтому на большом звуке всё отлично слышно, к тому же темнота в зале и на сцене добавляет в музыку какой-то мистики. Knife перемежают танцевальные вещи медленными. В основном, конечно, играют последний альбом - "Silent Shout", "We Share Our Mother's Health", "Forest Families", но и про старые хиты не забывают - первой сыграли "Pass This On", в серединке - "Kino", в которой неожиданно открылся танцевальный боевик, а под конец, конечно, "Heartbeats", которую публика встретила радостным визгом. Ура, Сонар начался!
Отправляемся в "Деревню" - так называется главная арена дневного Сонара,
большая открытая площадка с высокой сценой. Здесь просторно и приятно. Можно и
поваляться на травке под летнюю расслабуху (хип-хоп, фанк, даб и лёгкий idm),
которой тут звучит традиционно много, и порубиться перед сценой под лайв
какой-нибудь зажигательной банды. Тут играют голландцы Pete Philly & The
Perquisite. Пит читает рэп, а аккомпанирует ему настоящий живой "бэнд" -
контрабас, саксофон, кларнет, загадочный инструмент, похожий на виолончель без
деки и, разумеется, человек с вертушками. Голландцы здорово играют и, что
называется, делают отличное шоу, Филли общается с публикой и даже
импровизирует: "назовите мне три темы, и я вам сейчас
что-нибудь про это сочиню!, но музыка у них скучноватая - мягкий джазованный
хип-хоп с треками, похожими друг на друга как две капли воды. Вот почему всегда
так - тем, кто хорошо играет, оказывается нечего сказать?..
Следующим в программе DJ Aardvarck, от которого я жду детройтоподобной музыки,
но голландец почему-то тоже играет заунывный хип-хоп, а на сцене подключается
следующая группа. Лениво брожу по территории, и тут приходит смс: "приходи к
главному входу, тут круто!". У входа стоит палатка радиостанции Radio3",
которая освещает Cонар - записи с фестиваля, которыми потом наводняется
интернет, сделаны именно с этой станции. Радио традиционно устраивает здесь
свою импровизированную арену - год назад здесь чудесно играл
Rec.overflow, а
сейчас вижу здесь своих любимцев Undo & Vicknoise. Габриель и
Виктор -
владельцы и главные действующие лица лейбла Factor City, который стал для меня
главным открытием прошлогоднего Сонара. Поставили ноутбуки, подключили микрофон
и играют живьем свой романтический электро-хаус с вкраплениями гитар. Песни в
основном с недавно вышедшего альбома Undo "Despaccio", но и незнакомое
попадается. Очень здорово, но мало - их бы куда-нибудь в Sonar Dome, чтобы
часок поиграли в спокойной обстановке.
После лайва подхожу пообщаться, выразить респекты и поинтересоваться, играют ли они еще где-нибудь в ближайшие дни. Испанцы ужасно милы, зазывают на стенд Factor City на пластиночной ярмарке, вручают кучу флаеров на вечеринки и терпеливо объясняют, как куда добираться. Надо сказать, что они здесь в центре клубной жизни, а Барселона в июне - это центр вселенной. На вечеринках Factor City регулярно играют Мисс Киттин, Эллен Аллиен, Акуфен и прочие суперзвезды. Сами Undo и Vicknoise резидентят в "Loft" (это самый известный клуб Барселоны), и в небольшом, но очаровательном "Liquid" - это, пожалкй, самый уютный клуб, в котором мне доводилось когда-либо бывать.
В 18.40 нас ждет первый интересный шоукейз (блок музыки, состоящий из двух
лайвов и диджея с одного лейбла). В Sonar Dome - уютной открытой арене, над
которой натянут тент, показывает себя английский лейбл "Static Caravan". Они
долго выпускали исключительно семидюймовки, а в их длинном каталоге отметились
Manual, ISAN, Fortdax, Tomcats In Tokyo, Sybarite и много других интересных
персонажей. Первыми на сцену выходят Tunng - их прошлогодний альбом
наделал в
инди-тусовке много шума. Англичане оказываются веселой толпой волосатых
хиппанов в разноцветных одеждах и с кучей музыкальных инструментов.
У них два лид-вокала: харизматическая девушка в красном платье и волосатый
дядька в желтой рубашке, расположившийся по центру и явно чувствующий себя
хозяином положения. Но подпевают, кажется все - хоровые распевки Tunng удаются
очень здорово. Остальные участники тоже не промах - перкуссионист обвешал себя
со всех сторон звенящими фенечками, а в перерывах между звоном играет на
флейте. Второй гитарист скромно уселся в уголке, положив рядом на
монитор большого плюшевого пса. B общем не группа, а передвижной балаган.
Певица много общается с публикой: "Привет! Мы очень рады быть здесь! По такому
случаю мы даже не досмотрели футбол!. Ну конечно же, сейчас играет сборная
Англии. Толпа собравшихся в Dome англичан тут же радостно сообщают, что всё
хорошо - кто-то кричит "We won!" и срывает овации. Кажется англичан тут больше,
чем испанцев. Tunng играют очень приятный позитивный инди-рок с большим
количеством электроники - большая часть не с последнего альбома, а с
предыдущего, "Mother's Daughter And Other Songs", который вышел как раз на
Static Caravan. Песни у них яркие и мелодичные - подпел бы, да слов не знаю. Молодцы.
Возвращаемся в "Холл" - там еще один концерт, которого я очень жду, и это опять
испанцы - пост-рокеры 12Twelve с хорошо знакомого лейбла "Acuarela". Уже по
составу инструментов понятно, что будет круто - контрабас, барабаны, гитара
и клавишник с винтажным "Коргом".
Начинают испанцы действительно с очень красивого эпического пост-рока, но
дальше их музыка начинает меняться с калейдоскопической быстротой - джаз,
авангард, умиротворенный спейс-рок в духе поздних FSOL и психоделические
импровизации в стиле Хендрикса. В музыке 12Twelve просто невероятное количество
событий - от пост-рока здесь только форма, но не содержание - никаких тянущихся
по минуте аккордов и медитативного зависалова. Это скорее джаз - круговорот
неожиданностей. С публикой музыканты почти не общаются, в зал не смотрят,
каждый погружен в свой инструмент, да и зрители как будто под гипнозом. Это
потрясающе. Всегда говорил, что испанцы на Сонаре - самые интересные.
Возващаюсь в Dome - там каравановский шоукейз завершает Inch-Time. Австралиец
Стефан Панчак - типичный "скрин-гейзер" - включил ноутбук, пустил из
него поток
нежных амбиентных пассажей, смотрит на экран и улыбается как бы сам себе. После
безумия от 12Twelve нет ничего лучше мирной амбиентной красоты. Воздаю хвалу
организаторам за удачный лайнап.
Я усаживаюсь на ковёр перед сценой и самозабвенно слушаю. К нежному перезвону
колокольчиков и ленивым перестукам перкуссии вдруг добавляется шум и я только
минут через пять понимаю, что на улице пошел дождь. Наша арена вроде бы
открытая, но сверху нас надежно закрывает тент, а снаружи бушует стихия, и
сверкают молнии. Красота! Ложка дегтя - пришедшие смотреть хипповский балаган
англичане хотят действия - ушли бы куда-нибудь еще, да дождь мешает. Поэтому
они громко ругаются, одна девица даже кричит "boring!", хочется запустить в неё
банкой с недопитой колой, но карму портить не хочется. Все-таки англичане -
публика странная и для Cонара не вполне типичная. К счастью дождь ослабевает,
народу становится чуть поменьше, но остаются те, кому действительно нравится. В
десять музыка стихает, Стефан поднимает руки, говорит "Thank you" и народ
взрывается аплодисментами. Первый день окончен.
Очень подмывает отправиться по клубам (если посмотреть лайнап того, что происходит в эти дни в городе, интересных событий наберется еще на два Cонара), но завтра начинается ночной фестиваль и силы надо беречь. К тому же желающих клубиться слишком много - вспомнив двухчасовую очередь в LOFT год назад, отбрасываю идею о посещении вечеринки Border Community. Можно спокойно отправиться поужинать, а потом гулять по вечернему городу. Перевариваю впечатления от первого дня - пока всё очень нравится. Герои не разочаровали, и без приятных сюрпризов не обошлось. Попутно подмечаю про себя тренд года - тенденция в том, что никаких тенденций нет. Если в прошлом году здесь доминировала индитроника и люди с лэптопами и акустическими гитарами, то сейчас кто в лес кто по дрова - японский "хай-тек нойз", негры-битбоксеры, джаз-рок, скандинавское электро, эмбиент и хиппи с гитарами. Короче говоря, глобальная деревня. Посмотрим, что будет дальше.
1960 – Родился Томми Тэйер, соло-гитарист легендарной группы KISS »»
Dame Joan SUTHERLAND (1926)
Джо ДАССЕН (1938)
Johnny RIVERS (1942)
Joni MITCHELL (1943)
Kevin Scott MACMICHAEL (1951)
Tommy THAYER (1960)
David GUETTA (1967)
Наталия ПЛАТИЦЫНА (1973)