Мы прилетели накануне поздно вечером, а сегодня уже начинается фестиваль. Надо срочно привести себя в состояние боевой готовности - в ближайшие три дня придётся хорошо побегать - в этот раз я настроен увидеть и услышать как можно больше. С утра идём занимать очередь - купленные в интернете билеты надо забрать в ticket office, а умников, желающих сделать это непосредственно перед фестивалем, собирается много. Благо, организовано всё хорошо и длиннющая очередь идёт быстро. Потратив час, радостно забираем проходки для наших друзей, а сами отправляемся в пресс-центр получать аккредитацию. Там всё тихо и спокойно - народу нет, все мило и расслабленно. Быстренько забираем наши бэйджики (для чего улыбчивые испанцы фотографируют наши растрепанные, но довольные физиономии на webcam) вместе с сумками, набитыми увесистыми пресс-китами, и отправляемся перекусить и выкупаться в средиземном море.
Первый интересный лайв - в четыре, но его (а это были Considerate Builders Scheme) мы позорно пропускаем, запутавшись в барселонском пространстве и времени, а заодно и застряв в очереди на вход - в первый день дневной Cонар почему-то кишит людьми, которые ко второму дню успевают не то самоликвидироваться, не то удачно утрамбоваться. Нет худа без добра - успеваем влезть в конец очереди желающих посмотреть на The Knife. Шведы играют в Escenario Hall - закрытой арене, спрятанной в подвале большого здания, где помимо этого проходит пластиночная ярмарка, там же показывают кино, устраивают пресс-конференции и демонстрируют достижения мультимедиа-хозяйства. Проблема "холла" в том, что его вместимость ограничена и если во время на занять места на концерте 'звезды', можно остаться снаружи - в какой-то момент перед дверью оказываются бравые испанские охранники и попасть туда можно уже только когда достаточное количество народа из "холла" уйдет.
The Knife - очень модный в последнее время проект. Брат и сестра из Швеции играют своеобразный электропоп-мутант. Карин и Олаф прославились тем, что написали песню "Heartbeats", которую потом спел Хосе Гонсалес - в его исполнении песенка попала в рекламу Sony Bravia и стала международным хитом. Карин к тому же еще и спела на последнем сингле Royksopp. "Холл" набит битком, к сцене не подойти, а из задних рядов действо выглядит очень странно. На сцене дымовая завеса, сзади видео неопределенного содержания, а самих музыкантов поначалу просто не видно, я даже рискую предположить, что они, как Gorillaz, прячутся за ширмочкой. Приглядевшись вижу тёмный силуэт человека, размахивающего барабанными палочками. Knife нарядились в черные комбинезоны с масками на лицах как у террористов. Вот уж действительно, сложно найти черную кошку в тёмной комнате. Шведы звучат почти как в записи (живой только вокал Карин и барабанные переборы Олафа), но впечатление производят отличное - хороший звук (жирные синтезаторные арпеджио, отчетливая ритм-секция). Аранжировки у них не перегруженные, поэтому на большом звуке всё отлично слышно, к тому же темнота в зале и на сцене добавляет в музыку какой-то мистики. Knife перемежают танцевальные вещи медленными. В основном, конечно, играют последний альбом - "Silent Shout", "We Share Our Mother's Health", "Forest Families", но и про старые хиты не забывают - первой сыграли "Pass This On", в серединке - "Kino", в которой неожиданно открылся танцевальный боевик, а под конец, конечно, "Heartbeats", которую публика встретила радостным визгом. Ура, Сонар начался!
Отправляемся в "Деревню" - так называется главная арена дневного Сонара,
большая открытая площадка с высокой сценой. Здесь просторно и приятно. Можно и
поваляться на травке под летнюю расслабуху (хип-хоп, фанк, даб и лёгкий idm),
которой тут звучит традиционно много, и порубиться перед сценой под лайв
какой-нибудь зажигательной банды. Тут играют голландцы Pete Philly & The
Perquisite. Пит читает рэп, а аккомпанирует ему настоящий живой "бэнд" -
контрабас, саксофон, кларнет, загадочный инструмент, похожий на виолончель без
деки и, разумеется, человек с вертушками. Голландцы здорово играют и, что
называется, делают отличное шоу, Филли общается с публикой и даже
импровизирует: "назовите мне три темы, и я вам сейчас
что-нибудь про это сочиню!, но музыка у них скучноватая - мягкий джазованный
хип-хоп с треками, похожими друг на друга как две капли воды. Вот почему всегда
так - тем, кто хорошо играет, оказывается нечего сказать?..
Следующим в программе DJ Aardvarck, от которого я жду детройтоподобной музыки,
но голландец почему-то тоже играет заунывный хип-хоп, а на сцене подключается
следующая группа. Лениво брожу по территории, и тут приходит смс: "приходи к
главному входу, тут круто!". У входа стоит палатка радиостанции Radio3",
которая освещает Cонар - записи с фестиваля, которыми потом наводняется
интернет, сделаны именно с этой станции. Радио традиционно устраивает здесь
свою импровизированную арену - год назад здесь чудесно играл
Rec.overflow, а
сейчас вижу здесь своих любимцев Undo & Vicknoise. Габриель и
Виктор -
владельцы и главные действующие лица лейбла Factor City, который стал для меня
главным открытием прошлогоднего Сонара. Поставили ноутбуки, подключили микрофон
и играют живьем свой романтический электро-хаус с вкраплениями гитар. Песни в
основном с недавно вышедшего альбома Undo "Despaccio", но и незнакомое
попадается. Очень здорово, но мало - их бы куда-нибудь в Sonar Dome, чтобы
часок поиграли в спокойной обстановке.
После лайва подхожу пообщаться, выразить респекты и поинтересоваться, играют ли они еще где-нибудь в ближайшие дни. Испанцы ужасно милы, зазывают на стенд Factor City на пластиночной ярмарке, вручают кучу флаеров на вечеринки и терпеливо объясняют, как куда добираться. Надо сказать, что они здесь в центре клубной жизни, а Барселона в июне - это центр вселенной. На вечеринках Factor City регулярно играют Мисс Киттин, Эллен Аллиен, Акуфен и прочие суперзвезды. Сами Undo и Vicknoise резидентят в "Loft" (это самый известный клуб Барселоны), и в небольшом, но очаровательном "Liquid" - это, пожалкй, самый уютный клуб, в котором мне доводилось когда-либо бывать.
В 18.40 нас ждет первый интересный шоукейз (блок музыки, состоящий из двух
лайвов и диджея с одного лейбла). В Sonar Dome - уютной открытой арене, над
которой натянут тент, показывает себя английский лейбл "Static Caravan". Они
долго выпускали исключительно семидюймовки, а в их длинном каталоге отметились
Manual, ISAN, Fortdax, Tomcats In Tokyo, Sybarite и много других интересных
персонажей. Первыми на сцену выходят Tunng - их прошлогодний альбом
наделал в
инди-тусовке много шума. Англичане оказываются веселой толпой волосатых
хиппанов в разноцветных одеждах и с кучей музыкальных инструментов.
У них два лид-вокала: харизматическая девушка в красном платье и волосатый
дядька в желтой рубашке, расположившийся по центру и явно чувствующий себя
хозяином положения. Но подпевают, кажется все - хоровые распевки Tunng удаются
очень здорово. Остальные участники тоже не промах - перкуссионист обвешал себя
со всех сторон звенящими фенечками, а в перерывах между звоном играет на
флейте. Второй гитарист скромно уселся в уголке, положив рядом на
монитор большого плюшевого пса. B общем не группа, а передвижной балаган.
Певица много общается с публикой: "Привет! Мы очень рады быть здесь! По такому
случаю мы даже не досмотрели футбол!. Ну конечно же, сейчас играет сборная
Англии. Толпа собравшихся в Dome англичан тут же радостно сообщают, что всё
хорошо - кто-то кричит "We won!" и срывает овации. Кажется англичан тут больше,
чем испанцев. Tunng играют очень приятный позитивный инди-рок с большим
количеством электроники - большая часть не с последнего альбома, а с
предыдущего, "Mother's Daughter And Other Songs", который вышел как раз на
Static Caravan. Песни у них яркие и мелодичные - подпел бы, да слов не знаю. Молодцы.
Возвращаемся в "Холл" - там еще один концерт, которого я очень жду, и это опять
испанцы - пост-рокеры 12Twelve с хорошо знакомого лейбла "Acuarela". Уже по
составу инструментов понятно, что будет круто - контрабас, барабаны, гитара
и клавишник с винтажным "Коргом".
Начинают испанцы действительно с очень красивого эпического пост-рока, но
дальше их музыка начинает меняться с калейдоскопической быстротой - джаз,
авангард, умиротворенный спейс-рок в духе поздних FSOL и психоделические
импровизации в стиле Хендрикса. В музыке 12Twelve просто невероятное количество
событий - от пост-рока здесь только форма, но не содержание - никаких тянущихся
по минуте аккордов и медитативного зависалова. Это скорее джаз - круговорот
неожиданностей. С публикой музыканты почти не общаются, в зал не смотрят,
каждый погружен в свой инструмент, да и зрители как будто под гипнозом. Это
потрясающе. Всегда говорил, что испанцы на Сонаре - самые интересные.
Возващаюсь в Dome - там каравановский шоукейз завершает Inch-Time. Австралиец
Стефан Панчак - типичный "скрин-гейзер" - включил ноутбук, пустил из
него поток
нежных амбиентных пассажей, смотрит на экран и улыбается как бы сам себе. После
безумия от 12Twelve нет ничего лучше мирной амбиентной красоты. Воздаю хвалу
организаторам за удачный лайнап.
Я усаживаюсь на ковёр перед сценой и самозабвенно слушаю. К нежному перезвону
колокольчиков и ленивым перестукам перкуссии вдруг добавляется шум и я только
минут через пять понимаю, что на улице пошел дождь. Наша арена вроде бы
открытая, но сверху нас надежно закрывает тент, а снаружи бушует стихия, и
сверкают молнии. Красота! Ложка дегтя - пришедшие смотреть хипповский балаган
англичане хотят действия - ушли бы куда-нибудь еще, да дождь мешает. Поэтому
они громко ругаются, одна девица даже кричит "boring!", хочется запустить в неё
банкой с недопитой колой, но карму портить не хочется. Все-таки англичане -
публика странная и для Cонара не вполне типичная. К счастью дождь ослабевает,
народу становится чуть поменьше, но остаются те, кому действительно нравится. В
десять музыка стихает, Стефан поднимает руки, говорит "Thank you" и народ
взрывается аплодисментами. Первый день окончен.
Очень подмывает отправиться по клубам (если посмотреть лайнап того, что происходит в эти дни в городе, интересных событий наберется еще на два Cонара), но завтра начинается ночной фестиваль и силы надо беречь. К тому же желающих клубиться слишком много - вспомнив двухчасовую очередь в LOFT год назад, отбрасываю идею о посещении вечеринки Border Community. Можно спокойно отправиться поужинать, а потом гулять по вечернему городу. Перевариваю впечатления от первого дня - пока всё очень нравится. Герои не разочаровали, и без приятных сюрпризов не обошлось. Попутно подмечаю про себя тренд года - тенденция в том, что никаких тенденций нет. Если в прошлом году здесь доминировала индитроника и люди с лэптопами и акустическими гитарами, то сейчас кто в лес кто по дрова - японский "хай-тек нойз", негры-битбоксеры, джаз-рок, скандинавское электро, эмбиент и хиппи с гитарами. Короче говоря, глобальная деревня. Посмотрим, что будет дальше.
1935 – Родился Литтл Ричард - певец, пианист и композитор, который стоял у истоков рок-н-ролла »»
1966 – Родилась поп-звезда Патрисия Каас - мадемуазель, которая поет блюз и любима в России едва ли не больше, чем в родной Франции »»
Johnny PATE (1923)
Little RICHARD (1932)
Art DAVIS (1934)
J.J. CALE (1938)
Хосе КАРРЕРАС (1946)
Andy KIM (1946)
Keri HILSON (1982)