METAL CHURCH  Курт Вандерхуф и его новые евангелия

Metal Church. Одни из отцов power metal. Блестящий экземпляр "металла" 80-х. После очередного длительного отсутствия это небесное тело вновь возвращается к нам с новым альбомом "A Light In The Dark". А это значит, что Звукам дает интервью гитарист, композитор и основатель группы, сиречь "отец церкви" Курт Вандерхуф...

Metal Church. Произносить их имя уже наслаждение. Особенно теперь, когда мы узнали о существовании сотен маленьких Helloween'ов, тысячи крохотных Gamma Ray'ев, ансамбля Catharsis и прочих потешных людей. Metal Church. Одни из отцов power metal. Блестящий экземпляр "металла" 80-х. Несколько раз они исчезали с арены, но затем возникали вновь, всякий раз заставая врасплох не трезвеющих с годами металлистов. В июне 2006-го после двухлетнего отсутствия это небесное тело вновь возвращается к нам с новым альбомом с многозначительным названием "A Light In The Dark". Metal Church. Если приставить к этим словам знак равенства, то на другом берегу уравнения обнаружится гитарист, композитор и основатель группы, сиречь "отец церкви" Курт Вандерхуф (Kurdt Vanderhoof). На проводе.

Звуки.ru: - Банальный, но неизбежный вопрос. В июне у вас выходит новая пластинка, "A Light In The Dark". Что бы ты хотел отметить в этой работе? И как бы ты охарактеризовал ее музыкальные заслуги?

Курт Вандерхуф: - Во-первых, у нас в группе произошли некоторые перестановки. Мы взяли нового ударника, Джеффа Плейта, известного всем по работе в Savatage. Джефф постарался как можно точнее соответствовать "букве" Metal Church, тому, что сейчас называется heavy metal "старой школы". То есть музыке, в которой мы сделали себе имя. Думаю, не погрешу против истины, сказав, что вы услышите нечто близкое к "A Weight Of The World".

Звуки.ru: - Надо ли понимать "A Light In The Dark" как своеобразный юбилейный альбом, приуроченный к годовщине выхода вашего самого известного диска, "The Dark"? И похож ли он на "The Dark" в собственно музыкальном плане?

Курт: - В известном смысле, да. "The Dark" появился ровно 20 лет назад, и в названии новой пластинки заключена некоторая игра слов. С другой стороны, это новый старт для нас: в новом составе и с новыми идеями. Я бы сказал, это старт из прошлого, которому надо отдать должное.

Звуки.ru: - О Плейте. Это постоянная замена Кирку Аррингтону? И будет ли Джефф играть одновременно в двух группах, если Savatage проявят признаки жизни?

Курт: - Да, отныне он постоянный участник Metal Church. Если Savatage вернутся к активной деятельности, я думаю, он будет участвовать в двух группах. Я буду только за: мы все большие друзья. Надо будет просто аккуратно планировать гастроли и работу в студии обеих групп. Пока он будет занят в Savatage, я могу заниматься другим своим проектом, Presto Ballet. Но что будет с Savatage, сейчас никто из нас не имеет ни малейшего понятия - ни я, ни он.

Звуки.ru: - Кирк был, насколько я понимаю, твоим близким другом и вековечным членом Metal Church. Так что у него, надо полагать, были очень серьезные причины для ухода из группы. У него возникли семейные проблемы или что-то в этом роде?

Курт: - Он демобилизовался по болезни. У него диабет. Поэтому из-за проблем со здоровьем он больше не может быть занятым в группе.

Звуки.ru: - Несколько провокационный вопрос. Тебе не кажется странным, что сейчас на SPV, с которыми и вы имеете честь быть связанными контрактными обязательствами, все артисты с именем выпускают своеобразные репризы своих самых успешных работ? Helloween выпустили третью часть "Keeper Of The Seven Keys", оказавшуюся, к слову, ушами дохлого осла. Iced Earth работают над продолжением "Something Wicked This Way Comes". И вы выпускаете альбом, название которого недвусмысленно возвращает на 20 лет назад. Вдобавок, на диске присутствует современная версия "Watch The Children Pray"...

Курт: - Касательно "Watch The Children Pray". Мы записали новую версию этой песни в память о нашем бывшем вокалисте Дэвиде Уэйне, который скончался в прошлом году. Отвечая непосредственно на твой вопрос, хочу сказать, что мне понятна твоя ирония, но я смотрю на это с другой стороны. Я вижу в этом стремление сохранить металл "старой школы". Сейчас возникает много новых течений в тяжелой музыке, которые обживают территории, на которые мы, в общем-то, не хотели бы ступать. Мы же не хотим терять нашу собственную музыку, которая, ко всему прочему, принесла нам известность.

Звуки.ru: - Кстати, надо полагать, ты считаешь "Watch The Children Pray" вашей самой удачной песней?

Курт: - Я бы не был столь категоричным. Просто это была любимая песня Дейва, и мы сочли, что будет правильно, если в память о нем мы сыграем именно ее.

Звуки.ru: - Тебе не кажется, что название "Metal Church" довольно-таки одиозное: нечто вроде якоря, который приковывает тебя, обязывает следовать определенной стилистике? Что ты станешь делать, если у тебя возникнут идеи, чуждые сугубо "металлическому" духу Metal Church: плюнешь на такие условности или запустишь новый проект?

Курт: - Запущу новый проект. Чем я, в общем-то, и занимаюсь с успехом. (Смеется.) У меня есть две группы "на стороне", Vanderhoof и Presto Ballet. Полагаю, было бы нелепо привносить в Metal Church идеи, абсолютно не вписывающиеся в этот стиль музыки.

Звуки.ru: - Что собой представляет стиль Presto Ballet, твоего нового проекта? И когда можно ожидать новой пластинки от группы твоего имени, Vanderhoof?

Курт: - Хард рок. Что до "творческих планов", то буквально сейчас мы вовсю заняты записью второго альбома Presto Ballet, который, надеюсь, выйдет в следующем году. А вот насчет Vanderhoof просто затрудняюсь сказать что-то определенное. Сейчас решительно нет никакой ясности, когда этот проект будет продолжен.

Звуки.ru: - В чем причины успеха "The Dark", на твой взгляд? Это был удачный диск, выпущенный в удачный момент?

Курт: - Точнее не скажешь. Это было отличное время для всего "металла" в целом, вся музыкальная индустрия повсюду в мире была лояльна к тяжелой музыке. Для нас это был первый альбом, выпущенный большим "лейблом". Мы были полны сил, идей и энергии. Так что, совершенно точно, это был удачный диск, выпущенный в удачное время.

Звуки.ru: - Далее у меня по плану задать тебе несколько изрядно поизносившихся вопросов. Но ничего не могу с собой поделать, не обессудь. В 87-м ты ушел из, по сути, своей собственной группы, но затем несколько лет сочинял песни для Metal Church, оставаясь как-бы за кулисой. Редчайший случай, должно заметить. Каковы же были причины твоего ухода? Старые добрые личные разногласия?

Курт: - Не совсем. Во время записи "The Dark" мы впервые попали в профессиональную студию, где работали с серьезным продюсером. И тогда я внезапно понял, что хочу выучиться на продюсера и посвятить себя этой технической стороне создания музыки. Мне по-прежнему было интересно играть самому, но жизнь музыканта со всеми ее обязательными атрибутами, длительными гастролями, в первую очередь, увела бы меня далеко в сторону от достижения этой цели.

Звуки.ru: - Как по-твоему: если бы не твой уход, разрыв с Дэвидом Уэйном в 88-м, трехлетний перерыв между "The Dark" и "Blessing In Disguise", пришедшийся на самый расцвет популярности heavy metal в 80-е, достигли бы Metal Church более убедительного международного признания?

Курт: - Возможно так оно и было бы, если б отношения между людьми в группе тогда удалось как-то привести в норму. Но группу лихорадило в тот период, так что некоторые перемены были необходимы.

Звуки.ru: - Вопрос касательно "Hanging In The Balance". Мне как-то довелось читать одно из твоих интервью, где ты говорил, что остался крайне недоволен звучанием этого альбома, сведением в частности. Что произошло? И чем был вызван распад группы вскоре после выхода этого диска? Тому виной были трения между музыкантами, или в Америке начала 90-х, когда сцену узурпировал грандж, попросту не могла выжить металлическая группа?

Курт: - Да, звук на этом альбоме действительно не был хорош. Это было просто не то звучание, которое требовалось для Metal Church. (По легенде, озвученной однажды Вандерхуфом, продюсер альбома решил, что группа должна звучать, как Pearl Jam, и за одну ночь выхолостил всю "тяжесть" из гитарного звука. - Прим. автора.) На "Hanging In The Balance" Metal Church звучали как группа, которая рвется по швам. И так оно и было в действительности. Причин было много. Главная - это никудышный менеджмент. Ситуация действительно усугублялась тем, что ветер музыкальной моды изменился. И именно к тому времени все музыканты обзавелись семьями, детьми. Однажды настал день, когда продолжать работу дальше просто не было никакой возможности.

Звуки.ru: - В развитие предыдущего вопроса. Какие альбомы Metal Church, записанные без твоего участия, ты оцениваешь выше, и почему?

Курт: - "Human Factor". Меня все устраивает на этом диске: звук, сами песни, вокальные партии. Я думаю, Майк Хоу блестяще справился со своей работой.

Звуки.ru: - Кстати, почему вы не вернули Майка, второго вокалиста Metal Church, когда в 99-м Уэйн вновь со скандалом покинул группу?

Курт: - Знаешь, мне не перестают задавать этот вопрос! Мы, естественно, первым делом предложили ему вернуться в группу. Но у него, как и у всех нас, появилась "основная" работа, которая приносит заработок. А популярность heavy metal сейчас не та, что прежде, и на деньги, которые он получал бы в Metal Church, Майк просто не смог бы содержать семью.

Звуки.ru: - Трудно ли было найти вокалиста, столь идеально вписывающегося в стиль Metal Church, как Ронни Манро, и много ли времени заняли поиски?

Курт: - Он действительно идеально подходит нам! И если бы мы его не нашли, вряд ли бы мы продолжали дальше! О Ронни мне рассказал один мой друг, с которым я работал в студии. Он видел его в баре, когда тот играл в одной местной кавер-группе. Мой приятель сказал, что мы непременно должны посмотреть его. И он оказался тем парнем, который нам был нужен. Он с одинаковым успехом поет и репертуар Уэйна, и репертуар Хоу.

Звуки.ru: - Можно задать вопрос о Дэвиде Уэйне? Положила ли его внезапная смерть конец ссоре и взаимным обидам?

Курт: - Мы не виделись последние три года перед его смертью. Однако, между нами не было никакой вражды. Мы просто поняли, что не можем работать вместе. Поэтому мы сейчас и записали песню в память о нем, в дань уважения. Как всегда бывает на этом свете, такие жесты люди делают только после смерти человека, когда приходит признание и признательность. И об этом я сожалею.

Звуки.ru: - Не могу удержаться, чтобы не задать этот вопрос. Metal Church в Новом Свете, наряду, наверное, с Running Wild в Европе, были родоначальниками power metal. А каково твое отношение к плаксивым современным "пауэр-металлическим" группам, которые расплодились в последнее время?

Курт: - Я думаю, что чем больше будет групп, тем жизнеспособнее будет жанр. Так что не вижу в этом ничего плохого: появление новых молодых групп спасает жанр от вымирания. И, конечно, приятно слышать, когда о тебе говорят, что ты стоял у истоков какого-то нового направления.

07.07.2006, Алексей МОРОЗОВ (ЗВУКИ РУ)