SQUAШ  Squash

Классическая (симфоническая, академическая - если угодно) музыка, как правило, позиционируется как антитеза популярной. Эти два вида искусства живут в параллельных и, следовательно, непересекающихся...

Классическая (симфоническая, академическая - если угодно) музыка, как правило, позиционируется как антитеза популярной. Эти два вида искусства живут в параллельных и, следовательно, непересекающихся по Евклиду мирах. У каждой из этих религий есть свои прихожане - поклонники, свои боги - композиторы и исполнители, свои храмы-залы и свои жрецы - музыкальные критики. Водораздел проходит на всех уровнях. На уровне качественных определений ("серьезная" - "легкомысленная"), на уровне имиджа ("смокинг" - "рваные джинсы"), на уровне формы ("оркестр" - "рок-банда") и так далее. И даже на уровне инструментов - если флейта или скрипка иногда фигурируют в рок-музыке, то валторна уже крайне редко, а электрогитаре в порядочном симфоническом оркестре не место.
Однако есть группа музыкантов, коллективов и композиторов, живущих между этими мирами и уже успевших образовать свой собственный. Некоторые из них производят стыковку этих миров, некоторые эклектично смешивают элементы, иные стараются двигаться параллельно обоим. Ансамбль (заметьте, ансамбль, а не оркестр) SQUAШ (читается как "сквош") образовался год назад в Петербурге. Впервые коллектив публично выступил 11 декабря 2005 года в программе 'Такая разная флейта', сольном концерте руководителя, автора музыки и аранжировщика Глеба Бирюлина, как нетрудно догадаться - флейтиста. SQUAШ как боеспособная музыкальная единица был создан для реализации его идеи - сочленения в одном звуковом поле живых классических инструментов и компьютерного саунда. Разумеется, саму по себе идея скрещивания живого звука с электронным трудно назвать революционной. Главная идея Глеба Бирюлина - это создание достаточно сложной и новаторской музыки в классической и доступной публике оболочке.
"Задача ансамбля - создание доступного музыкального материала для широкой публики, сочетающего в себе традиции классической музыки в 'живом' исполнении и современных компьютерных технологий - ритмов и звуков. Хочется подчеркнуть, что ансамбль не исполняет аранжировки или переложения популярных классических произведений - вся музыка написана специально для этого коллектива. Многие музыканты Санкт-Петербурга применяют термин 'нео-классика' для обозначения его стиля коллектива. В нем не слышно откровенного авангарда, а скорее легкое вкрапление интеллектуальных элементов на фоне приятных мелодий в классическом жанре" - так характеризует замысел коллектива его лидер.
Состав группы лаконичен: флейта, альт, валторна (или тромбон) плюс "непьющий музыкант" - компьютер, обеспечивающий нужный ритмический рисунок. Сама ткань аккомпанемента заложена в его электронные мозги собственноручно композитором. Все (за исключением компьютера) музыканты имеют классическое консерваторское образование и играют в крупнейших академических коллективах страны. К лету 2006 года SQUAШ сделал свою первую студийную запись - три трека, наиболее полно выражающие заложенный в основу творческой концепции группы композиторский замысел.

05.06.2006, Вячеслав БОРИСОВ (ЗВУКИ РУ)