НАГРАДА  Раздача слонов и материализация духов

Шоу Премия Муз ТВ - 2006 в Олимпийском задумывалось как апофеоз долгого процесса определения народных пристрастий. Несколько сцен, пиротехника, лазеры, снующие над залом операторские краны, стабильные неполадки со звуком. Но четыре часа разогрева русской попсы перед сетом хип-хоп босса - не многовато ли?

Не очень-то много смысла в том, чтобы писать репортаж с шоу "Премия Муз ТВ - 2006", которое шло в прямой телетрансляции. Все, кому было это интересно - посмотрели. Кому было очень интересно - пришли в Олимпийский. Пришедших было много, действительно много. Хотя восторженно повторяемая ведущими цифра "100 тысяч зрителей!" отношения к реальности, конечно, не имела. И такой массовый восторг "присутствующих там дам" наводит на мысль, что списать торжество попсы на продажность загнивающего шоу-бизнеса не получится.

Шоу в Олимпийском задумывалось как апофеоз долгого процесса определения народных пристрастий - сначала, как водится, с помощью экспертов, потом - народное голосование по определившимся тройкам лидеров. Реклама церемонии вручения начала крутиться на Муз ТВ еще зимой. Все говорило о том, что обычным концертом-съемкой устроители не отделаются. Так и случилось. Несколько сцен, пиротехника, лазеры, снующие над залом операторские краны - шоу было продумано. Стабильные неполадки со звуком - от перепутанных фонограмм и скачков уровня до банального фона в динамиках - прекрасно укладываются в концепцию представления. Вы же не на концерт пришли, в самом деле.

Можно сколько угодно пенять на оболванивание народа попсой, на засилье безвкусицы и поточного производства масс-продуктов. Однако они производятся потому, что потребляются. И потребляются потому, что нужны. Некоторые критики называют современную музыку (которая только нащупывает границы того, что будет успешно поглощено массовой культурой в свое время) программированием ощущений. Это в полной мере относится и к самой банальной повседневной попсе, от которой не спрятатьтся никакому эстету, если он не сидит круголосуточно в священном подземном бункере. Эти простые песенки просто созданы для того чтобы почесывать публике рецепторы в поисках самого простого удовольствия. Рифма "нравится - понравиться" кажется вам чудовищной? Вы не правы и это доказано дуэтом Фактор-2, дважды номинантом на премию Муз ТВ - 2006, один из них - с песней, где используется именно эта рифма. Чудесная, простая рифма, строгая, логичная, не уводящая мысль никуда в сторону. Не надо было поэтикой заниматься - ничего бы вас и не потревожило в этом сочетании.

Человек ищет простые удовольствия. И они всегда сильнее тех сложных, которые он научил себя ценить. "Чесать там, где чешется" - приносит удовлетворение более быстрое и полное, чем прочтение сложного текста или понимание сложной музыки. Но и проходит быстрее - так что "почесывание" попсой должно происходить почти непрерывно. И благодарная публика действительно благодарна. Потому что эти люди делают ей хорошо. Гипнотизируют сияющим бликом на поверхности глянца, ритмичным повторением простой гармонии, обещанием мечты, набросанной так схематично, что каждый, дорисовывая по своей воле - делает ее действительно своей.

И пресловутые наши звезды шоу-бизнеса становятся сразу и служителями культа, и его рабами, живущими за счет пробуждаемых ими же эмоций. Потому-то в зале СК Олимпийский и царило 2 июня такое напряженное ощущение радости, так требовали любви люди на сцене и так требовали признания своего существования люди в зале. Сжимая в руках золотую тарелку награды - премию "За вклад в отечественную рок-музыку", Гарик Сукачев растроганно обращался в зал: "Мальчики и девочки, я так хочу быть вашим кумиром". Выгоды положения кумира буквально через несколько минут продемонстрировала Алла Пугачева, получившая награду "За вклад в отечественную поппулярную музыку". На живую звезду вышли посмотреть даже седые рабочие сцены в спецовках, поправляя толстые очки и пытаясь разглядеть ее из-за подиума vip-партера. Такое вот мерило народной популярности.

Слабее всего зал реагировал на шутки ведущих - пары Малиновская/Тимати и Лера/Басков действительно могли привести в оторопь кого угодно. Чего только стоили шутки, которыми предварялись объявления номинаций:
- Коля, в каком ухе у меня звенит?
- Звенит, Лера, в кошельке. А в ухе - это рингтон. Номинация "Лучший рингтон"!!!

Зато по реакции зала на объявление номинантов вполне, пожалуй, можно было судить о том отклике, которые музыкант вызывает в своей аудитории. И тогда видно, что победа Сергея Лазарева в номинации "Прорыв года" вполне адекватна тому вою восторга, который сотряс стадион при звуке его имени. Иной была ситуация при объявлении победителя в номинации "Лучший альбом". Земфира "Вендетта" - понятное отсутствие энтузиазма, UMA2RMAH "А может это сон?..." - оправданное спокойствие зала, t.A.T.u. "Люди Инвалиды" - слаженный хор радостных поклонников. Но и провозглашение изделия группы UMA2RMAH лучшим альбомом года не могло испортить настроения залу - достаточно стать победителем, чтобы тебя приветствовали гораздо теплее.

Впрочем, t.A.T.u. не приходится жаловаться на недостаток внимания премии. Именно их выступление открыло шоу, с которого они ушли с тремя наградами: "Лучшая поп-группа", "Лучшая песня" и "Лучшее видео". И открыло счет техническим неполадкам со звуком. Но, как мы и говорили, церемония награждления - это не концерт. Это раздача слонов и материализация духов - тех, кто ненадолго высовывается из вашего телеящика, чтобы получить порцию народного обожания. Хотя Агата Кристи и вписала на своем официальном сайте выступление на премии в рубрику "Гастроли". Но назвать полноценным выступлением попурри из лохматых хитов с проблемным звуком не решится, пожалуй, даже их поклонник. Поклонникам других стилей был представлена новая участница трио Виа Гра. Выступление группы более блестящей, чем сами Блестящие было обставлено с особой помпой - они появились из раскрывшейся блестящей сферы, до того уныло стоявшей в углу площадки и пугавшей близстоящих зрителей своим бывалым видом и живописными вмятинами. Надолго запомнится выступление Кристины Орбакайте - сначала ей не в такт включили плюсовую фонограмму, но Орбакайте петь под нее отказалась и со сцены ушла. Вернулась, чтобы допеть под минусовку. Что дало повод Алле Пугачевой сравнить номер дочери с подвигами российских спортсменов, которых не могли остановить происки звкорежиссеров. Но ключевым номером, конечно, был сет заезжей звезды 50 cent. Первая любовь России к хип-хопу (материализовавшаяся и в новой номинации премии Муз Тв, которую объявлял Винокур с гримасой true gungsta на румяном лице) была обращена к первой звезде такой величины, добравшейся до нашей страны начинающих рэпперов и гламурных r'n'b. Но четыре часа разогрева русской попсы перед сетом хип-хоп босса - не многовато ли?

Итоги IV Ежегодной национальной телевизионной Премии в области популярной музыки "Муз-ТВ 2006"

Лучшая песня
t.A.T.u. - All About Us
Лучший исполнитель
Валерий Меладзе
Лучшая исполнительница
Кристина Орбакайте
Лучший дуэт
Николай Басков / Таисия Повалий - Отпусти меня
Лучшая поп-группа
t.A.T.u.
Лучшая рок-группа
Звери
Лучший хип-хоп-проект
Каста
Лучший танцевальный проект
DJ Groove
Лучшее видео
t.A.T.u. - All About Us
Лучшее концертное шоу
2 декабря, "Золотой Граммофон", ГКД
Лучший альбом
UMA2RMAH - А может это сон?...
Прорыв года
Сергей Лазарев
Лучший рингтон
X-Mode & DJ НИЛ - Animals

03.06.2006, Санитар Леса (ЗВУКИ РУ)