Хабиб Койте (Habib Koite, что в оригинале читается как Куате) - один из самых известных исполнителей африканской музыки, притом именно подлинной, а не тщательно стилизованной. Начинал Хабиб еще в начале восьмидесятых, а в Европе он известен уже более десяти лет, и известности этой добился без помощи Питера Гэбриела (Peter Gabriel), который активно продвигает этническую музыку на Западе. Вместе со своей группой Bamada Хабиб активно гастролирует, и то, что он заехал в Россию, было ну очень приятной неожиданностью. Перед концертом, держа в руках русско-французский словарик, активно помогая себе жестами и таки перемежая речь английскими словами, мы взяли у артиста небольшое интервью.
Звуки.Ru: - Хабиб, в интернете я прочитала несколько статей о вас, где
сказано, что Вы смешиваете традиционную африканскую музыку с джазом, блюзом и
даже фламенко.
При слове "фламенко" Хабиб немного морщится:
Хабиб Койте: - Нет, фламенко у меня все-таки нет, а вот джаз и блюз присутствуют.
Звуки.Ru: - На вашей афише я прочитала "Сахара блюз"...
Хабиб Койте: - Да, именно так!
Звуки.Ru: - Почему выбрали именно такие ингредиенты?
Хабиб Койте: - Мали - страна крайне богатая в музыкальном плане, в каждом регионе существуют свои музыкальные традиции. Я смешиваю танцевальные ритмы danssa с вокальной традицией doso, только делаю это на гитаре. Получается такая африканская музыка в немножко западном исполнении.
Звуки.Ru: - А почему вы выбрали именно гитару?
Хабиб Койте: - У меня очень музыкальная семья. На гитаре очень хорошо играл мой отец, я всю жизнь слушал, как он играет. И потом стал играть сам. К тому же, я слушал западную музыку, которая в большинстве своём была гитарной, и был и до сих пор являюсь поклонником Джимми Хендрикса.
Звуки.Ru: - В интервью телевизионной группе вы сказали, что слушаете в большинстве своём западную музыку.
Хабиб Койте: - Да, плюс африканскую, поскольку она меня окружает. Что и отражено в моих песнях.
Звуки.Ru: - Я узнала ещё одну любопытную вещь: будто вы играете так, чтобы ваша гитара звучала, как другие инструменты. Это правда?
Хабиб Койте: - Да.
Звуки.Ru: - А как вы это делаете? Хабиб смеётся и достаёт гитару. Начинает играть:
Хабиб Койте: - Видишь, я не закрываю лады. Я могу менять ноты во время игры. Вообще, это трудно объяснить. Разумеется, трудно, особенно, если твой собеседник на гитаре никогда не играл.
Звуки.Ru: - Вы сотрудничаете с разными африканскими музыкантами. Обмениваетесь опытом?
Хабиб Койте: - Это просто очень интересно, поскольку в одной только нашей стране есть множество музыкальных направлений. А ведь мы ещё заимствуем музыку из соседних стран! Даже если взять только музыку Африки, это уже будет невероятный микс.
Этот микс и был продемонстрирован в Светлановском зале Дома Музыки. Надо
сказать, что практически весь зал был полон, что было удивительно ввиду того,
что группа у нас неизвестна и рекламы было немного, и сотрудники посольства
Мали были в подавляющем меньшинстве. Выступление было очень зажигательным, и
даже органные трубы на заднем плане смотрелись по-африкански. Ритмы были
жаркими, мелодии - завораживающими, а голос Хабиба - сильным, чистым и
красивым. На сцене играли как на привычной гитаре, флейте и ударных, так и на
нгони, тамани и ещё чём-то неизвестном.
Периодически Хабиб пытался говорить
по-русски, но чаще ему в этом помогал его соотечественник, пришедший послушать
родные ритмы и мелодии. Так зал узнал о том, что в одной из песен настоятельно
рекомендуется бросить курить, а в другой говорится о том, что некоторым
африканцам не хватает денег даже на аспирин,- при том, что этот самый аспирин в
Мали и производят.
А когда в середине концерта на сцену выскочила красавица
африканка и начала танцевать, стало ясно, кто тут царица сцены. Концерт имел большой успех - и не только в Москве, но и в Самаре, куда группа
поехала на следующий день. Это вселяет надежду на то, что в Россию станут чаще
возить хороших исполнителей красивой экзотической музыки.
Eric IDLE (1943)
VANGELIS (1943)
Johnny DOWD (1948)
Michael BRECKER (1949)
Ирина КРУГ (1976)