Оценка концерта зависит от ожиданий. Идя на
концерта проекта Painkiller,
хотелось, чтобы голова разорвалась на мелкие кусочки.
Череп цел. Но губы то и дело норовят вывести какой-нибудь мотив, похожий на саксофонный.
Клуб "Порт" полон многочисленными зрителями - патлатыми металлистами, бритыми
мужичками в джинсовых куртках, девушках в немыслимах юбках. Ничего удивительно
- то, что было авангардом в начале 90-х, теперь превратилось в целое движение.
Теперь Painkiller не одиноки в своей нише. Но ведь они были первыми!
Разнообразие в публике - и общее томительное ожидание. Спустя сорок минут после
того, как публику пустили в заведение, из-за двери в зал начинают слышаться
звуки барабанов, баса и саксофона. Даже этот глухой микс обещает многое.
Пускают в зал. Чей-то голос рассказывает, что драммер Тацуо Йошида (Tatsuo
Youshida) не первый
раз в России (он выступал здесь с собственной группой Ruins и шведами Samla
Mammas Manna), что все они прибыли в город извилистыми авиа-путями, что
райдера у группы нет...
На сцене - три личности. Барабанщик Йошида,
заменивший в
реинкарнации проекта ударника Napalm Death Мика Харриса (Mick
Harris) - в очках и футболке с огромными губами, басист Билл Лассвел
(Bill Laswell) щеголяет в феске, а на Джоне Зорне (John Zorn) -
широкие штаны
защитного цвета. Джонни Аллен от авангарда.
Они начинают играть - и сначала музыка медленна, расплывчата и даже мила. Но
темп убыстряется - и заканчивается психоделика. Ласвелл начинает использовать
окружающие примочки, Зорновкий саксофон уже не поет, а ворчит и стонет...
Наверное, это джаз - потому что в сценическом варианте Painkiller можно легко
разобрать на три составляющие. Безусловно, музыканты - виртуозы. Без башни и
правил. Такие,
что спокойно могут играть и вдвоем: сакс и бас забавляются с эмбиентом,
ритм-секция углубляется в фанк и прочие танцевальные стили, а Зорн и Йошида
просто-напросто насилуют чувства слушателей. Даже барабанное соло, стандартный,
казалось бы, элемент джазового концерта, превращается в короткую зарисовку о
сущности ярости.
Из дум-металла трио легко может перенестись
в диско, которое через несколько
секунд будет убито и закопано в шквале шума. Басист периодически снимает бас,
чтобы, схватив ремень зубами, надеть его поудобнее. Изо рта саксофониста
брызжет слюна - в самые светлые моменты она медленно течет из мундштука.
А публика практически не шевелится - но после каждой композиции ревет не хуже
самого проекта. Два биса: во время первого Тацуо воет и шепчет в микрофон,
пропуская вокал через эхо-эффекты. На втором музыканты играют в тот самый
грайнд-кор, который их и прославил. Ощущение, что к одному уху подвесили гирю,
а к другому - голубиное перо, а у самой головы сорвало резьбу.
Странно, но, простояв весь концерт у колонок, после не испытываешь никакого
дискомфорта. Видимо, результаты часовая терапия шумом. Чудесная все-таки
музыка. Лечебная.
Pierre HENRY (1927)
Billy Edd WHEELER (1932)
Donald BYRD (1932)
Junior WELLS (1934)
William POWELL (1941)
Neil INNES (1944)
Joan ARMATRADING (1950)
Donny OSMOND (1957)