На концерт Chumbawamba в Питер люди ехали со всей страны. К началу
концерта передвигаться по клубу "Платформа" уже было затруднительно.
Что же говорить о том, что случилось, когда настало время музыки?..
Первыми на сцену вышли москвичи из Монгол Шуудан - это они позвали
"Чамбу" на гастроли. После народного панка сцену очистили от
барабанов и начали готовить для главных звезд. Благодаря "монголам"
публика хорошо разогрелась - и устроила Chumbawamba достойный прием.
Как известно, англичане в данный момент выступают небольшим составом - в то время как одна половина команды работает на мюзиклами, выступает сольно, пишет книги и диджеит, вторая часть играет акустические концерты: две гитары - Нейл Фергюсон (Neil Ferguson) и Бофф Уэйли (Boff Whalley), аккордеон - Ричард Омрод (Richard Ormrod), труба и блок-флейта - Джуд Эбботт (Jude Abbott), тамбурин - Лу Уоттс (Lou Watts). И пять голосов.
Это поп-музыка, какой ей полагается быть, - простая, доходчивая, близкая
каждому. "А панк находится вот здесь - в сердце", - говорит Бофф.
Протест с улыбкой на устах: и анархо-эйфория не отпускает зал до конца
выступления. Квинтет отлично выглядит, несмотря на то, что почти всем его
участникам уже далеко за 40. Одеты они просто - в блузки, рубашки и брюки
(только у Джуд - кожаная красная куртка с орнаментом), на сцене практически не
двигаются - разв что позволят себе парочку клоунских па. Учителя истории? Или
настоящие панки? Основное - это песенки, сыгранные максимально просто - и
потому прошибающие насквозь. В зале стоят юные панки, бородатые очкарики,
солидные мужчины с коктейлями - их легко поделить на секторы и заставить петь,
например, вот это: "On ebay - oooh - from Babylon back to Babylon".
"Песня о вторжении в Ирак", - объясняет Джуд. Они с Боффом и Лу
комментируют каждую композицию - когда она написана и о чем повествует.
"Мы платим налоги, на которые самолеты летают бомбить Ближний
Восток", - горюет Джуд. А потом рассказывает историю о богатом человеке,
который был несчастен - у него не оказалось ни любимых, ни друзей. Об этом -
песня "William Francis". "Очень жалко, что многие из дерьмовых
групп до сих пор живы", - говорит Бофф - и ансамбль поет гимн Clash
"Bankrobber", превращая его припев в хор ангелов.
Порой кажется, что ты присутствуешь на концерте политической песни - но разве их проводят в арт-кафе? Разве можно было представить, что публика радостно будет подпевать песне со словами "Homophobia - the worst disease. You can't love who you want to love in times like these"? Или внимательно слушать истории о Маргарет Тэтчер?
Многие вещи в сет-листе - народные. Многие из них вошли в альбом "English Rebel Songs". Есть одна такая и на последней пластинке "A Singsong and a Scrap". У песни "You Can" очень простой припев - надо просто много раз повторять название: "If they tell you - you can't - then you can!". Поверьте - сила воздействия этой фразы изумляет...
В глазах этих мужчин и женщин столько веры, что они могут даже написать пародию на церковный хорал - "Walking Into Battle With The Lord" - как и многие другие песни, она исполняется а капелла. В этот момент даже знатные выпивохи стараются звенеть стаканами потише. "Какой церкви песня? Петра Кропоткина!", - шутит Бофф.
Последней перед выходом на бис группа исполняет всем известную "Bella ciao". На энкоре Уйэли говорит: "Если кто-то хочет выложить наши песни в Сеть - пожалуйста". Одна из зрительниц кричит: "Я уже это сделала!". Завершается гиг куплетами про английскую королеву - Chumbawamba дописали песню Пола Маккартни "Her Majesty", добавив в нее изрядную долю иронии. Мы никогда не видели королеву - но разве у нас нет своих героев для этой песни?
После концерта, вытерев слезы, я сидел на краю сцены и долго думал - можно ли теперь жить прежним и быть уверенным в себе, если есть люди, которые только что ясно показали, что борьба за свободу - удел каждого земного существа?
Joe MURANYI (1928)
Kenny WHEELER (1930)
Allen TOUSSAINT (1938)
Linda JONES (1944)
Steve JORDAN (1957)
Mike TRAMP (1961)
LL COOL J (1968)
Karen ELSON (1979)