MOONSPELL  Москва: до Чёрной мессы далеко

Выступление Moonspell в столице: лучше по форме, беднее по содержанию...

После прошедшего на высочайшем уровне концерта Moonspell в МДМ московские поклонники ждали группу целых четыре года. За это время у португальцев сменился басист, они записали два новых альбома, ни на йоту не отойдя от установки на совершенствование без границ, стали героями нескольких фестивалей и многих горячих споров. В пятницу они вернулись в огромную загадочную страну, которая так впечатлила в прошлый раз вокалиста Фернандо Рибейру (Fernando Ribeiro), что он даже вёл дневник поездки. В субботу ночным поездом весёлые новаторы мрачного стиля прибыли в столицу.

Праздник жизни начался в три часа дня на задержавшейся пресс-конференции, проходившей за металлическим ограждением в сердце торгового центра. Павильоны с мобильными телефонами и металлические конструкции, ограждавшие несчастных музыкантов от бесноватых рок-журналистов, - это как раз те атрибуты, которых так не хватало прочим подобным мероприятиям, где мне довелось поработать.

Если говорить серьёзно, то встречу с Moonspell пресс-конференцией называть было нельзя, так как помимо собственно прессы там присутствовало немногим меньше пятидесяти фанатов, жаждавших общения с парнями из далёкой тёплой страны. Вопросы "парням" посыпались, на щегольском англо-русском языке, соответствующие - про впечатление от российских кабаков, про женщин, про то, как они могли так долго к нам не приезжать... Для полноты забавы оставалось только увеличивать интеллектуальный напор, но поклонники, к сожалению, быстро выдохлись, и лидером хит-парада так и остался самый первый вопрос, дословно: "Скажите, а когда вы собираетесь отсюда уезжать?.."

К тому моменту, как микрофон удалось отвоевать профессиональному журналисту (выдача передающего устройства осуществлялась через ограду первому, кто громко крикнет), время общения подошло к концу. Самым полезным занятием в течение всего представления было наблюдать за лицами музыкантов - басист Айриш (Irish Pereira) забавлялся происходящим так, как-будто всё шло по плану, в глазах внешне отстранённых (отстранённость по-португальски - это широкая улыбка) гитариста Рикардо (Ricardo Amorim) и клавишника Педро (Pedro Paixao) читалось сожаление на границе с сочувствием, самый общительный из группы барабанщик Майк (Mike Gaspar) даже и не пытался скрыть растерянности, но вот лицо Фернандо (Fernando Ribeiro) надо было видеть - с неподдельным интересом он изучал собравшуюся аудиторию, как-будто собирался запомнить каждого присутствовавшего.

Вот с таким багажом информации для репортажа с пресс-конференции журналисты и отправились на концерт в "Точку". Интуиция безошибочно подсказывала, что такого же праздника души и тела, как в северной столице, ожидать не приходится - визитная карточка хорошего концерта - очередь - простиралась не несколько сот метров и недовольно гудела. Выступлением Melancholy пришлось пожертвовать, но, к чести работников клуба стоит отметить, что к началу выступления Moonspell в зале оказались все желающие, а из-за недостатка места был даже открыт свободный проход в VIP-зону.

Ожидание демонического представления длилось недолго, и со звуками "Intro" зал разразился приветственным рёвом. Публика в "Точке" казалась куда более активной, чем в "Порте" - если в первом клубе наблюдалось всеобщее лёгкое помешательство, то во втором - подобие красиво спланированного бала. Другое дело, что программа Moonspell, по словам самого Фернандо, призвана вызывать именно "интеллектуальный экстаз"...

Сет-лист, естественно, в точности повторял питерский. Под открывающую концерт связку с альбома "Antidote" - "In And Above Men" и "From Lowering Skies" - последние не успевшие соориентироваться гости искали местечко с видом на сцену, ведь не видеть Moonspell во время выступления - значит не получить минимум половины энергии, которую музыканты несут в зал. Но, к сожалению, устроить в столице погружение в гипнотическое море нельзя было даже при всём возможном желании поклонников - теснота обескураживала и каждый устраивался туда, куда смог пролезть; одна миниатюрная девушка даже беспрепятственно просидела первую часть концерта на сцене.

Аппаратуру на этот раз отстроили великолепно - песни звучали свежо и выразительно, вплоть до последнего синтезаторного эффекта, которые зачастую "тонули" а акустике "Порта". Естественно, это касается нижнего яруса зала - в том, что в VIP-зоне теряются басы, а на балконе растворяюся гитары и глохнет мощнейший вокал Фернандо винить было абсолютно некого.

Отзвучали совсем уж неузнаваемая "Vampiria", "Mephisto", во время которой, конечно, никаких красных глаз у Фернандо не наблюдалось - вообще световое шоу в "Точке" было слишком стандартным - и "Full Moon Madness", не взорвавшаяся, на удивление, пронзительными визгами из зала. Последняя песня на бис, "Capricorn At Her Feet", на этот раз получилась более чем выразительной и стала отличным завершающим шрихом обновлённой программы.

Кстати, за время концерта почему-то сложилось такое впечатление, что в Москве Рибейру старался чаще поворачиваться к залу спиной, на которой было написано "I'm one of you" - отличная находка для человека, которому приходится быть на виду со всех сторон.

Выступление Moonspell в столице, прошедшее в точности по запланированному сценарию, оставило двоякое впечатление - с одной стороны, современнее выглядел клуб, куда пригласили иностранных музыкантов, лучше слушалась программа, активнее реагировала аудитория. А с другой - не нужно было всего этого для концерта группы Фернандо Рибейру (кроме звука, конечно), где главной составляющей должна быть атмосфера некого древнего ритуального праздника или, на худой конец, Чёрной мессы без лишних жертв.

14.03.2006, Катерина КИСЕЛЁВА (ЗВУКИ РУ)