Когда на очередном концерте шотландской группы Mogwai к сцене рвались малолетние тусовщицы, между делом выкрикивая в лицо недовольным, что их "нереально прет" от этих небритых мужиков, - многим, наверное, было не по себе. Была, значит, группа независимая, а стала модная? Неужели музыка, в которой гитарная ярость сочетается с минималистическими переливами и эмбиентом, а всеобщее напряжение сменяется "утром на кладбище", теперь заменила в умах юных девочек "готику" и "эмо"? В рядах юных слушателей стало модно говорить о пост-роке...
Но не надейся, читатель, что прилавки
магазинов твоей страны теперь
будут доверху завалены "непростой" музыкой, а по телевизору вместо карамели и
блесток начнут показывать угрюмых парней с гитарами. Конечно, к нам приезжали и
Tortoise, и A Silver Mt. Zion, однако на общую ситуацию это мало повлияло.
На телевидении и радио подобную музыку никогда не продвигали - сложные
10-минутные композиции в формат каналов и станций попадут разве что после
смерти всех программных редакторов. А продажи пост-роковых альбомов, если и
выросли, то незначительно. Басист Silence Kit Сергей
Богатов говорит: "если смотреть на реальное положение, то у "пост-рока"
у нас
больше паблисити,
прессы, чем денег или проданных дисков. Но критика уже начинает поворачиваться
жопой".
Заметьте, Богатов употребляет термин "пост-рок" в кавычках. У музыкантов,
композиции которых
можно условно причислить к этому стилю, есть общая черта: они стараются это
словечко применительно к собственному
творчеству не употреблять. Не хотят, чтобы
их впихивали в прокрустово ложе медийных ярлыков и всячески открещиваются от
них.
"Silence Kit" утверждают, что теперь они играют "space-rock", потому что
"уже переболели пост-роком". Появившись в апреле 2001-го года и записав два
альбома, группа заслужила среди критиков статус "главной инди-группы России".
Если первый диск команды представлял собой жанровые эксперименты в рамках
песенного формата, то второй
содержал три очень длинные композиции практически без вокала, зато с большим
обилием шумов, шорохов и красивых мелодических трансформаций. На счету у группы
- выступления с
британцами из Hood и Piano Magic, повторное издание полюбившихся
публике альбомов на независимом лейбле.
Звуки.Ru: - Справедливо ли утверждение, что для России это должно быть
особенно близко,
поскольку пост-рок берет многое из классической музыки?
Сергей
Богатов: - Скорее, справедливо в том смысле, что пост-рок - музыка преимущественно
инструментальная. То есть изначально не надо запариваться на тему: петь
по-русски или по-английски, а если по-английски, то тут акцент и вообще...
Для некоторых групп и музыкантов пост-рок стал неким полем экспериментов, в
котором можно проводить игры со звуком. К примеру, гитариста Дмитрий
Полещук из группы Пилоты
в дыму создал сайд-проект Босх с тобой. В студии он работает
один, на
концертах привлекает еще трех музыкантов. Релизов - две штуки. Первый,
"Птицы и
рыбы", длится 49 минут: это три объемных трека, в которых все аморфно и
атмосферно, в записи задействованы и скрипки, и там-тамы. Прошлогодний "День
здесь, Ночь Здесь"
поделен на две части, из которых вторая - целиком эмбиентная. Надо сказать, вживую
"Босх" звучит совершенно иначе, поэтому Дмитрий планирует в скором времени
выпустить запись концертного альбома.
Звуки.Ru: - Как вы сами определяете такой стиль, как пост-рок?
Дмитрий
Полещук: - Сейчас "пост-рок" стал слишком широким термином, применимым к группам,
играющим совершенно разную музыку. Сказать, что группа играет пост-рок, - все
равно что не сказать ничего. Возьмите, для примера, Rachel's и Я Слева
Сверху. Отличные команды, в музыке у них нет ничего общего, а называют и
тех и
других пост-роком. Кроме того, я стал часто сталкиваться с тем, что, если люди
не знают, как определить стиль группы, они определяют его, как "пост-рок".
Полещук сетует, что в России таким командам, как его, тяжело пробиться к
широкой публике. Московский квартет Verba, наоборот, пытается
спрятаться от славы. Группа приняла участие в масштабном проекте по
переозвучиванию немого кино - музыканты написали музыку к фильму
"Молчи, грусть, молчи" с Верой Холодной в главной роли. Однако лидер группы
Илья Зинин оценивает перспективы команды довольно осторожно: "Мы
всегда писали
музыку для друзей. Сейчас вот собираемся сделать для них сингл - потому что к
альбомы мы морально не готовы. Все от нас чего-то ждут, а мы хотим переждать..."
Мои ракеты вверх - пример иного подхода. Команда долгое время
числилась в гранджевом батальоне, но с записью дебютного альбома начала
выступать и на более интеллектуальных вечеринках. Альбом выпущен не только
в России, но и в Австралии, в Швейцарии. В начале февраля музыканты выпустили
диск с
длинным названием - Nuclear weapon mushroom potato chips'. И,
разумеется, эта группа тоже не причисляет себя к стилю, заявленному в теме
статьи.
Любопытно, что клишированную схему построении пост-роковых композиций они
называют "морковной" - видимо, ассоциируя своих слушателей с лопоухими
кроликами.
На периферии пока что больше разговоров о том, что Mono велики, а Exhaust
сдулись, нежели новых интересных имен. Липецкие Los Bananas - глоток
свежего воздуха. В
составе группы - фагот, аккордеон, металлофон, флейта, саксофон.
Звуки.Ru: - Сколько лет вашему проекту и из чего состоит ваша музыка?
Рубомяс, гитарист Los Bananas: -- Мы играем с 1993 года, испробовали
кучу разных стилей, до 2001 исполняли
исключительно тяжелую музыку. Где-то в
2002-2003-м решили отказаться от дисторшнов и принялись сочинять медленные
печальные композиции, обогатив звучание аккордеоном, духовыми, клавишами и
электроникой."
В 2004-м группа записала ЕР, который не предназначался для издания, а был
сделан специально в подарок группе 7Раса, так как включал кавер на одну из
их вещей. Через год появился
ещё один ЕР. Сейчас "Бананы" работают над полноформатником, где Растич будет
петь. "Параллельно мы занимаемся и ещё одним направлением в творчестве, которое
реализуется на живых выступлениях. Осенью 2005-го на выступлении в клубе 35ММ в
Москве мы записали живой альбом с этой программой, который сейчас находится в
стадии сведения и выйдет весной на лейбле INDIE-GO!", - говорит группа.
Звуки.Ru: -Так-так, а что там о пост-роке?
Рубомяс: - Под эту категорию формально попадает творчество очень многих
групп. Общей для
них лично для меня остаётся некая эмоциональная подоплёка, несущая на себе
печать сентиментальных и романтических образов. Музыка эта, однозначно, сложная
и глубоко индивидуалистичная по своей сути (в контексте диалектического
единства творца и потребителя творческой деятельности). Это музыка "частных"
эмоций, которые аппелируют к личностному чувственному опыту как исполнителя,
так и слушателя. Музыка, с которой можно остаться наедине. Кстати, любопытно,
что у нас, к примеру, фаготист закончил знаменитую Гнесинку, и никогда не
слушав ни одной пост-роковой группы, он, тем не менее, отлично улавливает
настроение этой музыки и успешно воспроизводит его".
Питерский Klever - явление уникальное. Пост-роковая размеренность и
эмоциональность здесь уживается с фолковыми напевами, за которые отвечает
Дмитрий Гольцман. За
шестилетний период состав неоднократно менялся, теперь в команды - барабаны и
гитара, а Митя отвечает за "народные и инародные духовые и недуховые
инструменты" - жалейки, мелодики, дудки. Музыканты называют свою музыку
"независимая психоделика". Недавно взяли басиста, в прошлом году издали
дебютник "In the name of peace and progress". На одном из местных
каналов их
даже согласились прорекламировать - если они сократят свои композиции до 3-4
минут. Но парни настояли на своем.
"Любой новый стилистический ярлык изначально возникает из уст музыкального
критика относительно определённого коллектива и его конкретной работы, -
считает Гольцман. - так и стиль пост-рок был придуман музыкальным критиком X
относительно альбома Y группы Z. То есть определённый набор элементов конкретных
стилей (помню лишь эмбиент, джаз, IDM и что-то ещё) критик назвал пост-роком.
Группы, которые сознательно пытаются играть в стиле 'пост-рок' и, как по
кулинарному рецепту добавляющие в строгих пропорциях разные стили в свою
музыку, могут носить на себе этот ярлык. Собственно, к этому они и стремятся.
Они превращают уникальную музыкальную "точку" в пространстве в "линию", а потом
и в "поток" - в mainstream. Музыканты, изначально играющие что-то своё,
уникальное, доселе не слышанное - пускай они продолжают играть. Не лепите к ним
ярлыки или придумайте какой-нибудь уникальный, собственный. Есть ли пост-рок в
России или нет и какова его судьба - не мне, музыканту, судить. Могу сказать
лишь то, что "Klever" изначально существовал вне стилистики. Мы собрались для
того, чтобы играть инструментальную музыку. Ту музыку, которую способны
воспроизвести наши музыкальные инструменты именно в наших руках. Я считаю, у
нас свой путь.".
Категоричнее всего о судьбе пост-рока в России говорит Алексей Таруц -
основатель проекта Я Слева Сверху. Одноименный диск музыканты собственноручно
издали в начале года, и, пожалуй, их музыка - самая "изломанная" с точки зрения
структуры. На протяжении композиции постоянно меняется темп, тональность,
настроение. Пост-рок ли это в
общепринятом смысле? Ближе к какому-нибудь арт-хард-кору.
"Тот
пост-рок (в узком смысле), который представлен такими ребятами как "Godspeed
You Black Emperor!", "Mogwai" и другими - он очень правильный, логичный,
примитивный (в хорошем смысле), слащавый (в плохом смысле) - и поэтому он не
может не понравится основной массе. Там все построено на избитых приемах -
изначально успешных. У нас немного иные начала, поэтому к пост року в "узком"
смысле мы относимся косвенно, но с уважением" - говорит Алексей.
Вот тебе и раз - оказывается, попса этот ваш пост-рок! Может, и вправду стоит
отказаться от бессмысленных ярлыков, которые только мешают восприятию музыки? В
России наконец-то появилось то, что стоит искать самому, не обращая внимания на
расхожие мнения и штампы. В конце концов, эта разновидность музыки явно не
предназначена для всенародного пивного братания
со слезами на глазах.
Выключите свет и включите сознание.
И послушайте.
1826 – Франц Шуберт, автор около 600 песен, 9 симфоний, а также большого количества камерной и сольной фортепианной музыки дал свой единственный публичный концерт »»
1948 – Родился Стивен Тайлер, лидер-вокалист группы Aerosmith. Его имя находится на 99-й позиции в списке величайших вокалистов журнала Rolling Stone. Стивен также отмечен на 3-й строчке в хит-параде вокалистов 100 Parader's Metal »»
1980 – в ходе первого мирового турне отыграли концерт в Бомбее. Событие стало эпохальным для индусов, так как The Police стали первой популярной западной группой, выступившей в Индии. Кстати, в этот же день в 1668 году Карл II передал Бомбей в аренду английской Ост-Индской компании »»
Pierre BOULEZ (1925)
Larry BUTLER (1942)
Diana ROSS (1944)
Richard TANDY (1948)
Steven TYLER (1948)
Alan SILVESTRI (1950)
William LYALL (1953)
James IHA (1968)
HIROMI (1979)