ЕЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ  Теплые математики

Накануне презентации нового, но уже нашумевшего на Западе альбома "Warm Math" питерский электронный дуэт Елочные Игрушки напоминает о том, что математика тоже может быть теплой и красивой. Илья Барамия и Александр Зайцев расказывают Звукам о Лондоне, природе электроники, гребаном космосе и поющем охраннике Стасе Барецком...

7 марта в клубе IKRA состоится презентация нового, но уже нашумевшего на Западе альбома питерского электронного дуэта Елочные игрушки. Название работы - "Warm Math" ("Теплая математика") - призвано напомнить нам о том, что "математика тоже может быть теплой и красивой". Участники дуэта утверждают это вполне обоснованно: Илья Барамия, окончил в Петергофе физико-математическую школу для особо одаренных детей, и знает, какая красота заключена в цифре. Давший альбму название Александр Зайцев расказывает: "Мы записывали его в то время, когда все увлекались "технической" и "экспериментальной" стороной творчества, музыка трещала, щелкала, жужжала, ей катастрофически не хватало мелодии. Поэтому электронику обвиняли в холодности, "машинности", говорили, что на компьютерах можно делать только мертвую цифровую музыку без души. Мы знали, что это не так, что компьютерная музыка может быть теплой, живой, что "цифра" может звучать органично. Поэтому и решили записать этот альбом".
В преддверии выхода "Warm Math" в России Звуки решили задать "Игрушкам" несколько вопросов. Музыканты с готовностью откликнулись на наш призыв, невзирая на то, что в этот день им предстояло уезжать на гастроли. Результат - перед вами.

Звуки.Ru: - "Елочные игрушки" - группа с солидным стажем в электронной музыке. Расскажите, что вас некогда сподвигло на занятия электроникой? Что есть в этом жанре для вас близкого, и что, как вам кажется, вы в него смогли привнести?

Илья Брамия: - в середине 90-х произошел всплеск в развитии электроники. Из техно, развивавшегося с середины 80-х стали появляться очень интересные направления. С того момента я с огромным интересом следил за этим развитием. Электронные технологии дали возможность мне, не умеющему петь и играть ни на одном инструменте, создавать музыку с помощью ПК, драм-машин и синтезаторов. Еще очень привлекало отсутствие жестких рамок - полная свобода, неожиданность получаемого результата, новый и необычный звук. Именно эти аспекты мы и стараемся развивать.

Александр Зайцев: Да, ничего не умея, немного подумав и соединив проводами пару коробок, можно было получить что-то, что и представить пару минут назад было невозможно.
В детстве все играли с кубиками или собирали конструкторы, а тут можно не только видеть, но и слышать результат. Когда мы уже достаточно в это все погрузились, мы, естественно, стали рефлексировать на тему ситуации в электронике в целом. Мы стали представлять электронную музыку (стали ее представителями), и к нам стали адресоваться и упреки в ее адрес. Мы работали с разными музыкантами и часто сталкивались с таким отношением: вы включили компьютер, и он заиграл компьютерную холодную музыку, без души. Тогда мы решили записать альбом теплой человеческой музыки, сделанной с помощью компьютерных инструментов. Так появился "Warm Math". Сейчас мы отрефлексировали и решили опровергнуть такой штамп: в электронной музыке отсутствует драйв, есть только тупые голые бипиэм (кол-во ударов в минуту). Мы отказались от использования компьютера на концертах, и драйв сразу случился! Люди подходят после концерта и говорят: мы и не думали, что электроника может так качать. Петербургский критик Андрей Бурлака, много писавший о питерской рок-сцене, говорит, что считает нас именно рок-группой, хотя мы и не используем рок-инструментов. В целом мы бы хотели вернуть интерес к электронике.

Звуки.Ru: - В конце 90-х на российской сцене были наиболее заметны Калининград и Ижевск - а есть ли какое-то отдельное коммьюнити питерских электронщиков?

Илья: - Нет. Не вижу в этом особого смысла. Хорошо, если фестивали проводятся, но еще лучше, если на этих фестивалях играют артисты не только из Питера. Я не верю в "электронную сцену и ее представителей" - есть люди, которые делают что-то интересное, а есть, которые еще не сделали.

Саша: - Что-то такое существовало, когда активно занимался изданием и проведением вечеринок лэйбл "Чебурек". Сейчас, может, и нет, но и нужды особой в этом нет. Сцена нужна для формирования, вызревания внутри нее интересных самобытных явлений, а в Питере таких достаточно. Можно назвать совсем разные и непохожие друг на друга группы PCP и Синтетика, или группу Fizzarum, которая издается на Domino.

Звуки.Ru: - Невозможно не спросить вас о ваших странных сайд-проектах. Вы совершенно восхитили меня "2H Company" и удивили своим сотрудничеством с лирическим охранником Стасом Барецким. Чем вам интересны столь разные персонажи?

Илья: - Своим интересным творчеством. Тем, что они делают нечто интересное и необычное и хотят это совершенствовать и развивать. Чем дольше живешь, тем больше интересных людей встречаешь. Скоро вы услышите наши новые проекты с более дикими концепциями. С Лехой Никоновым, с Сергеем Галуненко.

Саша: - Нам интересно то, что они делают. Их энергетика, внутренний драйв. То, что они делают, всего этого явно не хватало на российской сцене. Так, например, возникли 2H Company: мы приехали из Англии и ужасно хотелось послушать что-то на русском, про сейчас. Я просто пошел в магазин и купил альбомы Сплина и Мумий Тролля и того, чего хотелось, там не услышал, это были пластинки из какого-то другого мира, мы и наши друзья живут не там. И так совпало, что Миша принес свои первые тексты - про гребаный космос. И понеслось.
А Стас Барецкий - он наш сверстник, мы могли за одной партой сидеть, но после уроков расходились бы. А сейчас вот встретились и понятно, что из одного общего прошлого, но опыт совершенно разный, и это очень заводит - обнаружить и удержать что-то общее!

Звуки.Ru: - Я постоянно встречаю ваши композиции на сборниках под разными жанровыми шапками: эмбиент, синти-поп, IDM... А самим-то вам что сейчас больше нравится играть и слушать?

Илья: - Играем мы то, что всегда играли - электронику. А слушаю я в основном рок, очень тяжелый рок, или ласковую поп-музыку, или электроакустику. Стихи Андрея Родионова и Лехи Никонова (на дисках).

Саша: - Да, Я Илью подсадил на Родионова, а Никоновым мы заболели, выступая с Лехой время от времени, сейчас, может, альбом запишем. Слушаю я все. Мне очень нравится слушать по радио песни певицы Массквы, а дома у меня лежат концертники Альберта Айлера возле проигрывателя. Я его один слушаю, не знаю никого, кто бы со мной разделил эту радость. Весь год слушал последний альбом Аквариума, его почему-то много ругали, а по мне - так замечательная воздушная пластинка.

Звуки.Ru: -Посещаете ли вы электронные хэппенинги не в качестве музыкантов, а в качестве слушателей? На чей сет вы пойдете при любом раскладе?

Илья: Я изредка хожу в Про-Артэ на лекции по электроаккустике. А так - более чем хватает фестивалей и концертов, которые мы устраиваем. На концерты редко хожу - лучше отвлекаться другими жанрами искусства.

Саша: - Мы делаем серию электронных вечеринок в Питере, куда и зовем тех, кого бы хотели послушать, плюс любых желающих, даем им возможность попробовать, за короткое время мы открыли для себя много новых имен. Но просто для отдыха, нас практически невозможно затащить на такое мероприятие. Поймите нас правильно, мы 10 часов в день работаем в студии с электроникой, и надо переключаться.

Звуки.Ru: - Каков минимальный инструментальный набор, на котором можно изготовить музыку Елочных Игрушек?

Илья: - Компьютер.

Саша: - Любой синтезатор, драм-машина, я могу на одном ревербераторе, без входного сигнала, на акустической гитаре. Можно одним голосом - был бы многоканальный магнитофон.

Звуки.Ru: - Давайте устроим блиц. Аналог, или цифра?

Илья: - И то, и другое. У нас половина синтезаторов в студии аналоговые, половина - цифровые. Нет смысла ограничивать себя по этому нелепому принципу. Хотя софту предпочитаю железо, но и без софта совсем - тоже плохо. Короче - используй то, что под рукою.

Саша: - Лучше аналог, можно цифру через аналог, но если нет выбора, мы вытянем и цифру.

Звуки.Ru: - Излишества или здоровый образ жизни?

Илья: - Чередование.

Саша: - излишества - в творчестве, в остальном - размеренная жизнь. Кажется, Кант говорил, что если вас интересуют радикальные идеи, лучше вести незаметную буржуазную жизнь. Оптимальное сочетание.

Звуки.Ru: - Клубы, или стадионы?

Илья: - Клубы. На стадионах мы не играли, и вряд ли будем.

Саша: -Мне сложно представить, почему бы мы захотели играть на стадионах. В небольших клубах невероятная отдача.

Звуки.Ru: - Откуда взята основная тема в EU Tsutu?

Илья: - Из EU "Wienn". А где Вы этот трэк откопали? :)

Звуки.Ru: - В "Soulseek"...

Саша: -Я даже слабо представляю себе этот трэк. Была такая пора, Илья выкладывал по ночам на mp3.com разные дикости.

Звуки.Ru: - Что вы думаете о новой продукции лейбла Ninja Tune? Есть ли такой лейбл, музыкантов которого вы будете слушать просто потому, что они издаются на этом лейбле?

Илья: - Я не фанат Ninja tune. Музыку одно лейбла можно слушать только для ознакомления. Все равно потом выбираешь любимого артиста и неважно, где он вышел.

Саша: - Я давно перестал слушать их диски. Очень люблю Funki Porcini, "Let Us Play" Coldcut, но это, скорее, исключения. Для меня то, что они выпускают, - это музыка подростков для подростков, которые почему-то готовы ее покупать.

Звуки.Ru: - Чем вас привлекает Лондон, и где вам вообще комфортнее работается?

Илья: - Работается лучше дома. Гораздо комфортнее. А Лондон - это просто так сложилось. Мы довольно много слушали английской музыки, и это была большая удача, что мы смогли провести некоторое время с людьми, которые там живут и работают. Посмотреть, в какой атмосфере все это рождается.

Саша: - Я очень люблю Лондон, там особая атмосфера мультикультурного полиса; это музыкальная столица мира, там можно выйти в паб, встретить человека и придумать самый невероятный проект, встретить другого и он этот проект издаст. Работалось нам там замечательно, дома работается так же. Вообще, когда спокойная атмосфера и нет дэдлайна, работается хорошо везде.

Звуки.Ru: - Кстати, о работе: звали ли вас писать музыку для фильмов-сериалов, как Вдовина? Или там жесткая конкуренция?

Илья: -Мы написали саундтрэк для старого (1915 г.) немого фильма с Верой Холодной по просьбе журнала "Rolling Stone" и компании "Другое кино". Больше никто пока не предлагал. Я не знаю, сможем ли мы написать саундтрэк к сериалу, если нам не предоставят большую свободу для реализации наших идей.

Саша: -Нас спрашивали, интересовались отношением к этому, но, видимо, надо было как-то активно проявлять интерес, где-то тусоваться, что-то пробивать, чего мы никогда не делали. Я думаю, если кто-то действительно захочет, чтобы это сделали именно мы, нас легко найдут и мы выслушаем предложение. А так у нас достаточно есть, чем заняться.

Звуки.Ru: - Между прочим, чем вы планируете заняться после гастролей и презентации диска?

Илья: - Записью нового материала. Очень много нереализованных пока идей.

Саша: - Мы заканчиваем новый альбом, где будут коллаборации со Шнуром, Никоновым, новые вещи Стаса Барецкого, ремиксы на 2H Company, еще кое-какие неожиданности, потом - новый 2H Company и Стас. И еще гастроли. Жить интересно.

04.03.2006, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

ЕЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ - свежие публикации:

  • Альбом дня - Дикие ёлочные игрушки, 06.12.2006
    Дуэт Ёлочные игрушки, заработав дивидендов на сотрудничестве с рэперами (2H Company и альбом "Психохирурги") и охранниками из города Ломоносова (Стас Барецкий с пластинкой "Электронщина"), соорудил »»
  • Репортаж - Дичь какая-то, 09.10.2006
    В конце недели вышел в свет проект Дикие Елочные Игрушки. После его презентации Илья Барамия рассказывал: "Самое кайфовое ощущение - это стоять на сцене и чувствовать, как вибрируют твои пятки от того, что ты делаешь" »»
  • Альбом дня - Warm Math, 24.05.2006
    "Вот перед нами лежит голубой Эльдорадо"... Конечно, никакой мифический Эльдорадо перед нами не лежит, а лежит самый настоящий альбом самых британских питерцев Ильи Барамия и Александра Зайцева, "о »»