Гарнье Л., Брен-Ламбер Д.
Электрошок: Записки диджея Пер. с фр. - М.: FireFly, 2005. - 272 c.
История танцевальной электронной музыки содержит не меньше подводных камней и
скелетов в шкафу, чем история первых лет рок-н-ролла. Если, конечно, подойти к
ее изучению с той же степенью серьезности и без предубеждений на грани
верхоглядства и некомпетентности. Даже если принять во внимание постулат,
согласно которому 90 процентов поп-культуры есть мусор - оставшихся десяти
достаточно для того, чтобы относиться серьезно к любому явлению. А самый
надежный источник информации - информация изнутри. Поэтому журналист Давид
Брен-Ламбер поступил совершенно правильно, обратившись за рассказом о
становлении танцевальной культуры к Лорану Гарнье - одному из ее творцов.
Гарнье не слишком известен мировой публике, хотя в родной Франции считается
артистом культовым. Он прошел достойный уважения путь от простого парня,
желающего крутить диски для танцующей публики, до композитора, выступающего с
классическими и джазовыми музыкантами и основателя фирмы звукозаписи "F
Communications". Так и хочется по старинке сказать - "фирмы
грамзаписи": Гарнье по сей день стойко привержен виниловым дискам, чье
живое дыхание под иглой не заменить сенсорным кругам и набору псевдоскретчевых
прессетов. Почему "F"? "Да просто потому, что это следующая буква после "Е".
Пускай мы будем выглядеть полными идиотами, зато всем будет ясно, что мы не
имеем никакого отношения к этой мерзкой Е... Получается, мы как бы заявляем:
музыка для нас важнее всего остального". В свое время обозначавшая
сами-знаете-что буква "Е" на афише, майке или в оформлении танцпола могла стать
поводом для репрессий. Музыка же для Гарнье была и остается главной неизменной
величиной в мире поп-культуры. Да и имеет ли этот человек какие-то
по-настоящему прочные связи с поп-миром? Лоран до сих пор уверен, что настоящий
DJ должен быть меломаном из меломанов. Он на каждом своем шоу стремится установить
обмен энергией между танцующими и своей кабинкой, готов мотаться по всему миру,
выступать на дискотеках в глубине сомнительных кварталов, где пули свистят над
головой, и недолюбливает членов общества потребления с их размягченными мозгами
и невзыскательными вкусами.
Книга Гарнье - обстоятельный рассказ о том, как целенаправленные попытки
прогнуть под себя инертное окружение формируют тебя самого. Не только любимые
автором техно и хаус на протяжении рассказа превращаются из музыки подпольных
дискотек и мелких лейблов в достояние народа. Сам Лоран, который даже во время
службы в армии ухитрялся проводить хаус-вечеринки для офицеров, тоже меняется.
Вот это простой DJ, который может жестоко высмеять посетителя его вечерики,
попросившего поставить битлов. Вот он шутки ради экспериментирует с
синтезаторами, и на свет рождается композиция "Breathless", которую
согласны выпустить синглом с условием: "Чтобы завтра же была сторона
"Б"!" Вот означенный би-сайд "Wake Up" неожиданно становится
германским танцевальным хитом 1993 года номер 1. Вот Лоран шутки ради обсуждает
с приятелями возможность записи концептуального альбома о странствиях
отбившегося от стада лося, а вот этот альбом ("Lost In Alaska")
действительно появляется на свет. До какого-то момента Гарнье упорно
отказывается считать себя музыкантом и тем паче сочинителем - немудрено, его
ранние опусы были раскритикованы под соусом "Это какая-то
жан-мишель-жарровщина! Это просто невозможно слушать!" Но вот он записывает
альбом "30", который попадает в финал "Victories De La Musique",
и не упускает возможности выступить на церемонии вживую, да еще и с оркестровым
сопровождением, опровергая господствовавшее довольно долго заблуждение, что
"хаус- и техно-артистов нельзя считать музыкантами, поскольку всю работу за
них якобы делает компьютер". Потом, собрав группу со скрипкой и саксофоном,
выступает на джазовом фестивале в Монтре и рок-фестивале в Бельгии... Увлечение
любимой музыкой сделало его настоящим музыкантом.
По мнению Гарнье сейчас техно - уже история, а настоящий DJ - такое же живое
ископаемое, как и пионеры рок-н-ролла. Но жизнь не кончается, когда какое-то
достижение подпольной культуры вливается в большой культурный поток.
Оглянитесь! Быть может, сейчас в соседнем подвале снова затевается что-то новое
- пока еще непонимаемое и гонимое, слабое технической и иделогической базой, но
способное через несколько лет упорного труда в выбранном направлении в
очередной раз перевернуть мир?
Дата рождения:
1 февраля 1966
1948 – В 1948 родился английский рок-музыкант Кенни Джонс (Kenny Jones), ударник группы The Small Faces, после смерти Кита Муна (Keith John Moon) заменивший его в группе The Who »»
Charlie Byrd (1925)
B.B. KING (1925)
Earl KLUGH (1954)
Richard MARX (1963)
Justine FRISCHMANN (1969)