Троицкий А. К.
Я введу вас в мир ...поп. - М.: Время, 2006.
Авторитет журналиста Артемия Троицкого высок, каждое слово - высечено в
веках. К примеру, фраза "коммерческие возродители примитивного рока",
походя брошенная им в адрес Creedence Clearwater Revival в статье о
Deep Purple (Пятерка темно-лиловых \ Ровесник. - 1975. - 3), ныне
прилежно воспроизводится каждым новым отечественным автором книги о группе.
Парадоксов друг, в 1992 году Троицкий совершил неожиданное открытие:
"Единственный человек, взращенный на ниве советского рока, который имел
безусловный успех на Западе - это я" (РокАда. - 1992. - 3).
Перевалив за пятидесятилетний рубеж, Артем продолжает анализировать массив
популярной музыки - ощущая, правда, "легкое неудобство от того, что прихожу
на концерты и оказываюсь там самым старшим". Один из немногих в наши дни
трансляторов здравого смысла в наиболее ехидной и саркастичной из форм, он
пишет статьи и книги, ведет теле- и радиопередачи, обучает молодых продюсеров и
ведет спецкурс музыкальной журналистики в МГУ. Книга "Я введу вас в мир
...поп" - сборник стенограмм лекций этого курса, фактически полноценное
учебное пособие по вышеозначенному предмету, собранное молодым журналистом и
инициатором публикации (да и самого спецкурса) - Ильей Стечкиным.
Косметической шлифовке представленный материал не подвергался. "Некоторые формулировки могут хромать, зато веселая атмосфера занятий сохранена полностью", - пишет Троицкой во вступлении. В общем-то, редактирование подобному материалу и не нужно. Во-первых, сам по себе предмет лекций - материя скоропортящаяся, и углубленная работа над текстом лишь задержала бы его путь к читателю. Во-вторых, "первое слово дороже второго" - особенно едкие в своей спонтанности формулировки после какой-либо правки неизбежно потеряли бы часть своей убойной силы. Приглашенного на одну из лекций в качестве учебного пособия Вячеслава Петкуна лектор рекомендует аудитории так: "известный оперный певец, исполнитель партии Пьеро в мюзикле Карабаса-Барабаса". В свою очередь, "учебное пособие", помимо пения в мюзиклах занимающееся вопросами связей своих коллег с общественностью, тоже не прочь высказаться, как прихлопнуть: "Муж-продюсер. Сейчас их много. Я вот не понимаю, что за забава такая, чтобы жена пела".
Спецкурс Троицкого небезынтересен сам по себе: фактически, он представляет собой серию ток-шоу для аудитории людей, пытающихся разобраться в "кухне" шоу-бизнеса. Среди "учебных пособий" представлены в ассортименте: музыкальные журналисты,
программный директорат радиостанций, представители фирм звукозаписи, концертные
администраторы, артисты, продюсеры и другие официальные лица. Особый интерес
может представлять опыт рок-музыкантов, выступающих также в смежных областях
деятельности. Например, один из лучших семинаров был записан с участием
Александра Ф. Скляра, изредка примеряющего на себя роль радиоведущего.
Книга содержит ряд небезынтересных сведений о подводных камнях шоу-индустрии и
кучу забавных баек. Скажем, даже богатый рокерский опыт не смог помочь тому же
Скляру по-настоящему разговорить во время интервью Ника Кейва
(комментарий: "Значит, он просто был нераскумаренный..."). А опыт
скандально известного Ивана Шаповалова вряд ли может быть использован
кем-то практически. Как можно заключить из лекции с участием этого персонажа,
его успех - это всего лишь случайно результативный алхимически-трансгрессивный
тычок в стену. На момент лекции еще не было известно, что все последующие
попытки Шаповалова выехать на схеме "скандальная тема - формально прилагаемая
музыка" будут обречены на провал. Однако отсутствие у данного "продюсера"
каких-либо конструктивных идей было зафиксировано уже тогда. Фактор случайности
в шоу-бизнесе играет очень большую роль, и зачастую за каким-то "большим
событием" не стоит ровным счетом ничего здравого. Давно пора было озвучить эту
мысль с привлечением конкретных примеров.
Среди появляющихся в последние годы неплохих книг по теории и практике
шоу-бизнеса работа АКТ - одна из самых верных - благодаря отсутствию излишнего
пиетета по отношению к предмету исследования. Индустрия поп-музыки представлена
здесь не незыблемым храмом с колоннами, а великой "всеобщей мешаниной",
спутанным мотком нелогичных вообще, но непротиворечивых внутри себя
условностей.
Смысл в том, что рубить эти гордиевы узлы при наличии здравого
смысла и внутреннего стержня необязательно.
Может, это и не узлы вовсе.
Дата рождения:
16 июня 1955
1944 – Родился Кит Эмерсон, британский клавишник и композитор, участник групп The Nice и Emerson, Lake and Palmer. Наряду с Джоном Лордом и Риком Уэйкманом Эмерсон признан одним из лучших клавишников в истории рок-музыки »»
Bruce WELCH (1941)
Keith EMERSON (1944)
Dave PEGG (1947)
k.d. LANG (1961)
Ирина БОГУШЕВСКАЯ (1965)
Kurt ELLING (1967)
PRODIGY (1974)