КОНЦЕРТ  Что принёс нам год железного петуха?

По нормам европейских стран ничего особенного, собственно, не происходило. Можно даже сказать, что результаты, которых добились организаторы концертов ушедшего года, относятся к средним или средненьким, но никак не к феноменальным. Но если вспомнить, что по центральной площади Москвы на самом деле ходят медведи в ушанках, нас можно поздравить.


В сентябре практически безвозвратно ушедшего года петуха что-то случилось. Что - не знают до сих пор даже непосредственные участники действа. Хотя они-то могут поправить меня - началось всё гораздо раньше, когда только планировалось расписание осенних тяжёлых концертов - в начале года, весной и летом. Когда где-то к середине лета уже стало чётко ясно, что тяжёлых концертов западных звёзд и звёздочек осенью будет шквальное количество, все дружно бросились делать прогнозы и спорить о целесообразности происходящего. Итак, что же было.

По нормам европейских стран ничего особенного, собственно, и не происходило. Можно даже сказать, что результаты, которых добились организаторы концертов ушедшего года, относятся к средним или средненьким, но никак не к феноменальным. Но если вспомнить, что по центральной площади Москвы, принявшей в ноябре Judas Priest и собравшей на них полные Лужники (ДС), на самом деле ходят медведи в ушанках, нас можно поздравить. В одной только Москве начиная с октября проходило в среднем по три достойных внимания тяжёлых концерта за выходные. У журналистов от усталости уже не блестели глаза при упоминаниии очередной металлической звезды, у публики глаза разбежались и так и остались порознь, а организаторы перестали надеяться на то, что на их отличный концерт в последний момент не наложится ещё лучший.

В январе нового две тысячи пятого года все ещё спали. Несомненно, скромные труженики мелкоклубного формата не давали публике заскучать ни на день, но ничего непривычного и значимого пока не происходило. В феврале стало немного интереснее - Cеверную столицу посетила сборная мира по року - группа Asia, - девятнадцатого и двадцатого февраля до столиц добрались останки панк-легенд The Exploited (почему-то всегда охватывает дикая мутная тоска, когда кто-то восторженно объявляет о реюнионе панк-групп или их второй жизни. Дело сродни "сосиске секонд-хэнд"), а в День защитника отечества и накануне него в обоих городах отыграли ещё вполне дееспособные Napalm Death.

Пятого марта Питер посетили Lake Of Tears, а шестого музыканты добрались и до Москвы. Те пара с небольшим тысяч гостей, что оказались на концерте в "Точке", вероятно, с удовольствием бы крикнули хором любимое русское слово в лицо организатору - в клубе цартила до пошлости интимная теснота, температура бани, влажность мужской раздевалки... Хорошо, что хотя бы было темно - впоследствии многие посетители ДК Горбунова чётко осознают, как это важно. Честно говоря, такой наплыв поклонников шведского готик-Black Sabbath ожидаться не мог в принципе, а потому в выборе площадки для концерта организаторов винить сложно. А вот распродавать такое количество билетов всё же не стоило. Что касается самих музыкантов, то отыграли они прилежно и без эксцессов. Гладенько, спокойно, неподвижно, сонно, стандартно...

На следующий день ведущий рок-клуб столицы "Релакс" посетили любимцы готической публики финны To/Die/For и творилось там примерно то же душегубство, что и накануне - шесть сотен поклонников сумрачной эстетики с трудом вписались в стены клуба, что уж говорить про гардероб. Сами музыканты чувствовали себя чуть лучше публики, а потому отыграли полноценный сет из пятнадцати песен без накладок (качество звука на тяжёлых концертах уже давно за накладку не считается).

Двенадцатого марта СДК МАИ посетили фолк-метал-индастриалисты Tanzwut, презентовав новый альбом "Live". Несмотря на то, что в широких кругах немцы не особо известны, узких хватило на то, чтобы прилично наполнить зал. Музыка и, что главное, шоу группы настолько пришлись по душе фанатам весёлых брутальных плясок, что анонсированный седьмого марта следующего года концерт все дружно ждут уже с середины осени.

В этот же день в ДК Горбунова выступали Crematory - основатели или, по крайней мере, важные единицы движения дум-метал в компании с готикой. Основания арендовать для концерта немалый зал в парке на Багратионовской у организаторов были - данные звёзды очутились в России впервые, - но наполнить ДК целиком всё же не удалось. Тем не менее, около двух тысяч поклонников с удовольствием внимали обновлённой и более техничной программе группы, общались с музыкантами посредством организованных выкриков и вообще остались довольны.

Следующими пред очи москвичей предстали гости из ближнего зарубежья - польские пэген-блекеры Behemoth. Группу, стремительно набирающую обороты популярности, гостей многочисленных европейских фестивалей да и вообще хороших ребят, привезли всё в тот же Релакс. И сделали это зря, особенно если учитывать, что организатор побоялся плохой посещаемости и представил к почётному званию разогревных групп небезызвестных Rossomahaar и Demons Of Guillotine, а помимо них ещё и пару-троечку подозрительных разностилевых команд. Получился забитый под завязку зал (да и бар) и длинный скучный концерт, в течение которого все старания музыкантов выглядели по меньшей мере забавно.

Подводя итоги тяжёлого металлического марта в граде столичном можно сказать, что из пяти достаточно крупных концертов гостей из зарубежья две группы смотрелись замечательно, две выглядели неплохо, если смотреть не из душного мокрого зала, а ещё одна была похожа на тусовку алкоголиков из соседнего двора, которые на удивление хорошо играют (да, это были именно Lake Of Tears).

Апрель ознаменовался тремя серьёзными концертами тяжёлых групп - в самом начале месяца, третьего апреля, нас порадовали своим визитом Rage во главе с весьма популярным среди младшей молодёжи Виктором Смольскими (именно так. Пиви Вагнер (Peavy Vagner) как глава своей группы в России воспринимается далеко не всеми) - гитаристом знаменитого на всю землю русскую коллектива Кипелов. Концерт проходил в "Точке" при полном аншлаге, ситуация была точь-в-точь та же, что и с Lake Of Tears, только музыканты смотрелись куда эффектнее. В те моменты, когда удавалось их увидеть.

Ближе к концу месяца, 27-го апреля, вернулся в любимую страну немец Удо Диркшнайдер, захватив с собой и старых друзей Accept. Громкое воссоединение знаменитого коллектива не могло пройти незамеченным (даже кавер-пати Accept, проходившая год назад в московском "Р-клубе", собрала полный зал) и все сотни поклонников Accept, посетившие в тот день МСА Лужники, услышали именно то, на что рассчитывали - высококачественную классику. Ну а на следующий день в Россию вернулись с концертом Samael, не выступавшие у нас двенадцать лет. К сожалению, ни о каких "Лужниках" не могло быть и речи - даже в относительно небольшой "Точке" собралась в итоге только половина зала.

В мае организаторы представили на суд общественности ещё три серьёзных концерта. Первым из них стал визит на российску территорию легендарных ирландцев Cruachan, фолк-рокеров, наиболее точно понимающих стиль этой музыки благодаря своему происхождению. Достойный "разогрев" (Tintal, Dark Secret Love), шоу-группа, демонстрировавшая перед сценой бои на мечах, и достаточное количество публики обеспечили мероприятию статус отличного.

Второй концерт, который должен был стать интересным, состоялся семнадцатого мая в Горбушке - там, перед аудиторией в шесть сотен человек, выступили Charon и Blaze - группа Блэйза Бэйли (Blaze Bayley), героического вокалиста Iron Maiden, который в своё время справился со всеми трудностями бытности заменой Брюсу всемогущему (Bruce Dickinson). Справился он и на этот раз, отыграв без сучка и задоринки полную программу перед зияющей пустотой в зале, которую лучше оставить на совести у организаторов. Третьим примечательным выступлением следует считать концерт Kreator - классиков немецкого треша, собравших полный зал в стенах СДК МАИ.

Дальше было лето - концертный "не сезон", в течение которого в столице особо выделились лишь Lacrimosa со своим выступленим десятого июня в Горбушке. На удивление, мероприятие не собрало зал битком (как ожидалось), а даже оказалось, на первый взгляд, убыточным. Для публики же самым неприятным стало то, что в зале был ... дневной свет. Плохо задёрнутые шторы на огромных окнах старого ДК запросто перекрыли все старания музыкантов и звукорежиссёров создать подходящую атмосферу.

Осень

Ancient, Laibach, Korpiklaani, The 69 Eyes, Dio, Paradise Lost, Paul Dianno, Stratovarius, Krokus, Slade, Amorphis, Lordi, Tiamat, Onkel Tom, Ajattara, Judas Priest, Finntroll и Therion - это заголовки нашей прошедшей петушиной осени. И, если честно, далеко не все. Каждый концерт запомнился чем-то особенным - недостатком или неоспоримым достоинством, поразительной посещаемостью или, наоборот, до горечи пустым залом, отличной работой музыкантов или вопиющим их неуважением к публике. Но, по сути, всё прошло именно так, как должно было, и это не может не радовать.

И именно при такой плотности интересных выступлений журналистам стало проще объективно оценить группу - исчезло голодное состояние и готовность восхвалять всё, что снизойдёт до российской публики, не находится больше оправданий "халтурящим" коллективам, не уместны обвинения в адрес "пассивной" публики - наконец в наших столичных городах стало возможным увидеть живую металлическую сцену именно такой, какой она уже давно была у наших соседей.

Нет смысла детально описывать каждый из осенних концертов, но стоит выделить особенные:
Под Ди'Анно (Paul Di'Anno) - это хорошо, что Пол поехал в Россию именно на гастроли. Оно и неудивительно - лететь из Бразилии ради одного-двух концертов было бы нелогично, а отправиться восвояси после выступления перед пустой (600 человек) "Точкой" - и подавно глупо. Жаль, что московская публика не собралась посмотреть на вполне достойного музыканта, пускай и не сделавшего ничего особенного вне Iron Maiden.

Ajattara - концерт в клубе "Релакс" показал в очередной раз, что широте души русской пределов нет. Как нет пределов пьяной глупости фанатов музыканта, не питающего к ним никакого уважения. Бывший вокалист Amorphis настолько сильно перебрал водки в автобусе (за что отдельное спасибо организаторам), что с удовольствием бросался в зал окурками и пустыми банками из под пива, ожидая, видимо, что фанаты бросят ему что-нибудь взамен.

Judas Priest - честно говоря, придя на концерт я слабо верила в то, что старик Роб ещё способен показать класс на сцене. После первых песен моя уверенность только окрепла. Но когда этот почтенный человек самоотверженно взобрался на шатающиеся стойки сценической конструкции "Лужников" (около семи метров высотой), а после переодевался каждые три песни, в мою душу закралось сомнение. Ну а после триумфального выезда Хэлфорда на мотоцикле (да, это всё-таки случилось!), думаю, уже все присутствовашие поверили, что перед ними были настоящие Judas Priest, пусть и постаревшие на пару десятков лет.

Подводя итог года грешно не упомянуть про лучшее, что было у нас за прошедший отрезок времени. Обозначая лучший концерт тяжёлой музыки 2005-го года, я не буду колебаться ни секунды.
В славной стране Германии есть такая не особо знаменитая группа, которая играет преимущественно кавер-версии народных немецких песен, образована родоначальником треш-движения всего мира и очень любит пиво... Onkel Tom во главе с Томом Анджелриппером (Tom Angelripper) показали двенадцатого ноября в клубе "Точка" класс всем музыкантам, которые претендуют на звание хороших исполнителей живой музыки.

То, что происходило в этот вечер в наполненном лишь на две трети зале - единственное за весь год действо, которое можно назвать живым. Танцы и пение, постоянное общение музыкантов с залом и высочайшее качество игры, умение группы загладить мелкие недоразумения и накладки, возникающие в ходе концерта, маленькие сюрпризы для поклонников и получасовой выход на "бис" - вот настоящее мастерство работы на сцене. Когда выступление, длившееся два с половиной часа, закончилось, выдохшиеся зрители были настроены провести в клубе ещё хоть целую ночь, если группа продолжит играть.

Напоследок хотелось бы пожелать всем побольше чистого звука и отличного настроения, а себе - ещё хотя бы один концерт Onkel Tom. Удачи в Новом году, Long Live Rock'n'Roll!

30.12.2005, Катерина КИСЕЛЁВА (ЗВУКИ РУ)