Противовеса "умирающей латыни рока" не создано до сих пор. Те, кто попадают сейчас в хит-парады, в принципе, ничего принципиально нового не делают. Да и саму эту латынь с энтузиазмом хоронят вот уже два десятка лет, а она все еще кому-то нужна, и потому не умирает. На многих, самых разных альбомах, выпущенных по преимуществу в начале нового века, ярко выделяются две-три песни, решенные в лучших традициях Золотого Века Рок-Музыки. Собранные по крупицам воедино, они могли бы составить неплохой плей-лист для почитателей "старой школы".
Начнем с милого сердцу и уму автора хард-рока и его произвольных. Точнее, с представителей этого жанра, чья доля тяжелого проката в мировом потоке хотя и невелика, зато слушается без зевоты даже за пределами круга "метал-хэдов".
Гитарист Курт Вандерхуф (Kurdt Vanderhoof) - герой американского
металлического полусвета 80-х. Его команда Metal Church успела попасть в
рок-энциклопедии, но собственно музыкой не запомнилась. Теперь же музыкант
пытается наверстать упущенное в составе ансамбля Presto Ballet, и это
ему почти удалось. Во всяком случае, открывающий дебютный альбом группы боевик
"Peace Among The Ruins", вобравший в себя все сливки классического
"органного" хард-рока, а также психоделическая баллада "Sunshine" - на
голову выше всего металлического наследия гитариста.
Еще один герой 80-х - Дон Доккен (Don Dokken), сподобился на своем
альбоме "Hell To Pay" выдать пару приятственных рулад в духе молодого Роберта
Планта. Так, честно говоря, сейчас и сам Плант не сможет. Причем прямым
подражательством "цеппелинам" наподобие Kingdom Come тут и не пахнет - и
псевдовосточная "The Last Goodbye", и трогательно-весенняя "Letter To
Home" ценны для слушателя сами по себе. Две жемчужины на среднем, в
общем-то, альбомчике.
Среди музыкантов нового поколения тоже есть энтузиасты классического
рок-саунда. Сейчас словосочетание "сольный альбом вокалиста
прогрессив-пауэр-группы" начинает вызывать тоску зеленую еще до того, как
прозвучит собственно имя вокалиста. Однако уходящий год подарил нам одно
приятное исключение, и зовут его Рассел Аллен (Russel Allen). На своем
сольнике "Atomiс Soul" вокалист Symphony X рубится в лучших хардовых
традициях. Особое внимание следует обратить на оттяжный, полный вкусных синкоп,
номер "Loosin' You", решенный в лучших традициях Гленна Хьюза, а также
энергичный и приблюзованный "Saucey Jack" - эдакий спиритический сеанс
споявлением в кульминации самого Джимми Хэндрикса.
Задел, совершенный в прошлые годы командами Gluecifer и Lordi,
начинает потихоньку приносить свои плоды. Даже Angra, эти бразильские
производители возвышенно-занудного power-metal, не так давно порадовали народ
песней "Sprouts Of Time", отсылающей к канонам бразильского фолка, почти
эстрадной, но при этом совершенно непопсовой. В сущности, современный power -
это лишь попытка вернуться к стандартам "новой волны британского хэви-метал",
тщательно очищенной, как и все порождения "новой волны" в целом, от остатков
блюза и фолка. Но без использования этих ингридиентов року выжить
невозможно.
В неметаллическом мире это тоже прекрасно понимают. Поэтому "The
Antidote" свежий релиз Morcheeba, когда-то клубного электронного
проекта, прямо-таки вызывающе переполнен пассажами слайд-гитар, флейтами в духе
Jethro Tull и Incredible String Band, а также томным блюзовым оттягом. Песни
"Ten Men", "Living Hell" и "People Carrier" просто обречены войти
в золотой фонд мировой поп- и рок-музыки.
Не обошлось без очередной моды на ревизионизм и в среде исполнителей т.н.
"нового гитарного рока". Про брит-поп больше не вспоминаем, OK? Тем более, что
лучшее в этом жанре давно уже происходит не с британских островов. Датский
квартет The Blue Van шикарен в своем обращении к стилистике мод-рока,
альбом "The Art Of Rolling" хорош от первой до последней ноты, а песня и
видеоклип "Revelation Of Love" вообще выше всяких похвал. То, что
когда-то начиналось, как эффектный клубный закидон в исполнении молодых ребят
вроде финско-аргентинской команды The Flaming Sideburns, сейчас реально
обретает второе дыхание.
На сборнике "Лучших песен 2005" журнала "Q" можно
обнаружить "Do You Like You Like" команды The Stands. Если это и
стилизация под старый биг-бит, то стилизация вполне востребованная в
современном мире. Во время прослушивания альбома "Howl" середнячков из
Black Rebel Motorcycle Club можно пару раз проснуться на контрастирующих
с остальным материалом взрывных номерах "Shuffle Your Feet" и "Ain't
No Easy Way". А "новые большие звезды" из Franz Ferdinand вдруг
насытили свой вышедший на стадионы гаражный рок приемами из глэм-арсенала: не
услышать в хитах "Walk Away" или "Do You Want To" прямых отсылок
к Sparks может только глухой или музыкально отсталый.
А вот обращений к стилю 80-х в уходящем году было не
так уж много. Что в
принципе объяснимо. Большой поп-мир затаил дыхание в ожидании новых откровений
Scissor Sisters, а бледные клубные синти-попперы с клавишами-расческами
после выхода новейшего альбома Depeche Mode испуганно и пристыженно
попрятались по углам до лучших времен. Причем когда-то самые толковые -
Melotron, - судя по последнему диску "Cliche", пребывают
в настолько глубокой депрессии, что просто непонятно, как это на заре карьеры
им удалось записать светлый и духовный альбом "Weltfrieden". А The
Killers, сработавшие свой дебютный альбом в лучших традициях молодых Japan,
и The Birthday Massacre, оказавшиеся способными удачно комбинировать
танцевальный евро-поп с nu-metal, остаются событиями 2004 года, и ничем
особенно новым нас пока не порадовали. Что ж, будем ждать.
А вот
восьмидесятнический трэш со времен "Steal his Album" последовательно и
удачно возрождают "новые армяне" System Of A Down. Альбомы
"Mezmerize" и "Hypnotize" - самый удачный сплав старого и нового
в металле со времен распада Faith No More. Настоящим рокерам оглядка на
поп-звезд былого и грядущего не мешает.
Разумеется, тенденция начала уже породила немало мусора - унылых гаражников, не идущих дальше черно-белых фоток и однориффовых песен; вялых стоунер-рокеров, не умеющих использовать по назначению педаль фуззи-квака и индийскую коноплю и тех же синти-попперов, о которых все и так всем хорошо известно. Обращение рок-музыкантов к корням, как и многое другое, можно рассматривать как еще одно модное поветрие. Однако для лучших из музыкантов это - не самоцель, а лишь способ двинуться дальше по исследованному до какого-то момента, а потом почему-то заброшенному маршруту.
Путешествие продолжается. Пристегните ремни.
1977 – В Индианаполисе состоялся последний концерт Элвиса Пресли. "Король рок-н-ролла" скончался менее, чем через два месяца после этого события »»
Dave GRUSIN (1934)
Larry TAYLOR (1942)
Georgie FAME (1943)
Steve NARDELLA (1948)
Joey BARON (1955)
Chris ISAAK (1956)
Patty SMYTH (1957)
Вячеслав ПЕТКУН (1969)
GAROU (1972)