Противовеса "умирающей латыни рока" не создано до сих пор. Те, кто попадают сейчас в хит-парады, в принципе, ничего принципиально нового не делают. Да и саму эту латынь с энтузиазмом хоронят вот уже два десятка лет, а она все еще кому-то нужна, и потому не умирает. На многих, самых разных альбомах, выпущенных по преимуществу в начале нового века, ярко выделяются две-три песни, решенные в лучших традициях Золотого Века Рок-Музыки. Собранные по крупицам воедино, они могли бы составить неплохой плей-лист для почитателей "старой школы".
Начнем с милого сердцу и уму автора хард-рока и его произвольных. Точнее, с представителей этого жанра, чья доля тяжелого проката в мировом потоке хотя и невелика, зато слушается без зевоты даже за пределами круга "метал-хэдов".
Гитарист Курт Вандерхуф (Kurdt Vanderhoof) - герой американского металлического полусвета 80-х. Его команда Metal Church успела попасть в рок-энциклопедии, но собственно музыкой не запомнилась. Теперь же музыкант пытается наверстать упущенное в составе ансамбля Presto Ballet, и это ему почти удалось. Во всяком случае, открывающий дебютный альбом группы боевик "Peace Among The Ruins", вобравший в себя все сливки классического "органного" хард-рока, а также психоделическая баллада "Sunshine" - на голову выше всего металлического наследия гитариста.
Еще один герой 80-х - Дон Доккен (Don Dokken), сподобился на своем альбоме "Hell To Pay" выдать пару приятственных рулад в духе молодого Роберта Планта. Так, честно говоря, сейчас и сам Плант не сможет. Причем прямым подражательством "цеппелинам" наподобие Kingdom Come тут и не пахнет - и псевдовосточная "The Last Goodbye", и трогательно-весенняя "Letter To Home" ценны для слушателя сами по себе. Две жемчужины на среднем, в общем-то, альбомчике.
Среди музыкантов нового поколения тоже есть энтузиасты классического рок-саунда. Сейчас словосочетание "сольный альбом вокалиста прогрессив-пауэр-группы" начинает вызывать тоску зеленую еще до того, как прозвучит собственно имя вокалиста. Однако уходящий год подарил нам одно приятное исключение, и зовут его Рассел Аллен (Russel Allen). На своем сольнике "Atomiс Soul" вокалист Symphony X рубится в лучших хардовых традициях. Особое внимание следует обратить на оттяжный, полный вкусных синкоп, номер "Loosin' You", решенный в лучших традициях Гленна Хьюза, а также энергичный и приблюзованный "Saucey Jack" - эдакий спиритический сеанс споявлением в кульминации самого Джимми Хэндрикса.
Задел, совершенный в прошлые годы командами Gluecifer и Lordi, начинает потихоньку приносить свои плоды. Даже Angra, эти бразильские производители возвышенно-занудного power-metal, не так давно порадовали народ песней "Sprouts Of Time", отсылающей к канонам бразильского фолка, почти эстрадной, но при этом совершенно непопсовой. В сущности, современный power - это лишь попытка вернуться к стандартам "новой волны британского хэви-метал", тщательно очищенной, как и все порождения "новой волны" в целом, от остатков блюза и фолка. Но без использования этих ингридиентов року выжить невозможно.
В неметаллическом мире это тоже прекрасно понимают. Поэтому "The Antidote" свежий релиз Morcheeba, когда-то клубного электронного проекта, прямо-таки вызывающе переполнен пассажами слайд-гитар, флейтами в духе Jethro Tull и Incredible String Band, а также томным блюзовым оттягом. Песни "Ten Men", "Living Hell" и "People Carrier" просто обречены войти в золотой фонд мировой поп- и рок-музыки.
Не обошлось без очередной моды на ревизионизм и в среде исполнителей т.н.
"нового гитарного рока". Про брит-поп больше не вспоминаем, OK? Тем более, что
лучшее в этом жанре давно уже происходит не с британских островов. Датский
квартет The Blue Van шикарен в своем обращении к стилистике мод-рока,
альбом "The Art Of Rolling" хорош от первой до последней ноты, а песня и
видеоклип "Revelation Of Love" вообще выше всяких похвал. То, что
когда-то начиналось, как эффектный клубный закидон в исполнении молодых ребят
вроде финско-аргентинской команды The Flaming Sideburns, сейчас реально
обретает второе дыхание.
На сборнике "Лучших песен 2005" журнала "Q" можно
обнаружить "Do You Like You Like" команды The Stands. Если это и
стилизация под старый биг-бит, то стилизация вполне востребованная в
современном мире. Во время прослушивания альбома "Howl" середнячков из
Black Rebel Motorcycle Club можно пару раз проснуться на контрастирующих
с остальным материалом взрывных номерах "Shuffle Your Feet" и "Ain't
No Easy Way". А "новые большие звезды" из Franz Ferdinand вдруг
насытили свой вышедший на стадионы гаражный рок приемами из глэм-арсенала: не
услышать в хитах "Walk Away" или "Do You Want To" прямых отсылок
к Sparks может только глухой или музыкально отсталый.
А вот обращений к стилю 80-х в уходящем году было не
так уж много. Что в
принципе объяснимо. Большой поп-мир затаил дыхание в ожидании новых откровений
Scissor Sisters, а бледные клубные синти-попперы с клавишами-расческами
после выхода новейшего альбома Depeche Mode испуганно и пристыженно
попрятались по углам до лучших времен. Причем когда-то самые толковые -
Melotron, - судя по последнему диску "Cliche", пребывают
в настолько глубокой депрессии, что просто непонятно, как это на заре карьеры
им удалось записать светлый и духовный альбом "Weltfrieden". А The
Killers, сработавшие свой дебютный альбом в лучших традициях молодых Japan,
и The Birthday Massacre, оказавшиеся способными удачно комбинировать
танцевальный евро-поп с nu-metal, остаются событиями 2004 года, и ничем
особенно новым нас пока не порадовали. Что ж, будем ждать.
А вот
восьмидесятнический трэш со времен "Steal his Album" последовательно и
удачно возрождают "новые армяне" System Of A Down. Альбомы
"Mezmerize" и "Hypnotize" - самый удачный сплав старого и нового
в металле со времен распада Faith No More. Настоящим рокерам оглядка на
поп-звезд былого и грядущего не мешает.
Разумеется, тенденция начала уже породила немало мусора - унылых гаражников, не идущих дальше черно-белых фоток и однориффовых песен; вялых стоунер-рокеров, не умеющих использовать по назначению педаль фуззи-квака и индийскую коноплю и тех же синти-попперов, о которых все и так всем хорошо известно. Обращение рок-музыкантов к корням, как и многое другое, можно рассматривать как еще одно модное поветрие. Однако для лучших из музыкантов это - не самоцель, а лишь способ двинуться дальше по исследованному до какого-то момента, а потом почему-то заброшенному маршруту.
Путешествие продолжается. Пристегните ремни.
Lou ADLER (1933)
Ted NUGENT (1948)
Lurrie BELL (1958)
Hideto MATSUMOTO (1964)
Nick MCCARTHY (1974)
Марина ДЕВЯТОВА (1983)
Taylor SWIFT (1989)